Курсовая теория на тему Региональные стратегии развития КНР на современном этапе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Развитие региональных стратегий КНР 10
1.1. Формирование региональной политики после образования КНР 10
1.2. Особенности районирования территории Китая в годы экономической реформы 15
Глава 2. Внутренние районы КНР в контексте современной региональной политики 24
2.1. Административно-территориальное деление КНР 24
2.2. Особенности экономического районирования страны 30
2.3 Социально-экономическое развитие регионов КНР в 13 пятилетку 33
Глава 3. Перспективы развития региональной политики КНР 35
3.1. Региональные стратегии развития КНР в условиях современности 35
3.2. Сотрудничество с другими государствами в рамках обмена опытом в вопросе региональной политики 40
Заключение 47
Библиография. 47
Введение:
Актуальность выбранной темы заключается в рассмотрении регио-нальной политики Китая, включающую в себя и внутренние и внешние процессы государственной политики. Определяя региональную политику, мы акцентируем только внутренние процессы, но нельзя не рассматривать и политический курс Китая по отношению к соседним государствам, в том числе в отношении государств членов Азиатско-Тихоокеанского региона. А также становление Китая как мировой и региональной державы 21 в., усилением его экономического, политического и культурного влияния.
В связи с происходящим процессом глобализирующегося взаимоза-висимого развития стран, обнаруживаются новые транснациональные вы-зовы, угрозы не только для Китая, но и исходящие от него, которые тре-буют разностороннего самоанализа. Социально-политические процессы, связанные с реформированием китайского государства и его модерниза-цией.
В конце 20 в. Китай стал мощной экономической державой, обла-дающей самым большим в мире потенциалом развития. Будучи одним из крупнейших государств, Китай долгое время находился в экономике на вторых ролях. В последние годы страна сумела использовать предста-вившиеся возможности, добилась больших успехов и значительно про-двинулась вперед в своем развитии.
За годы реформ экономика Китая выросла в среднем почти на 10%. Жизнь населения в целом достигла среднего уровня. Однако, подобные темпы роста повлекли за собой определенные проблемы, одной из кото-рых стало нарастающие противоречия в уровне развития восточных и се-веро-западных регионов страны. Сведение к нулю данного разрыва явля-ется одной из актуальнейших задач, стоящих в данный момент перед Ки-таем.
Переход Китая в стадию постиндустриального, информационного общества приводит его к убыстряющейся урбанизации, к коренному пре-образованию уклада и образа жизни сотен миллионов людей, интенсифи-кации миграционных процессов, взаимопроникновению национальных культур, религий, этносов, перераспределению внутренних рынков сырья и рабочей силы. Это позволяет китайскому государству становиться од-ним из самых влиятельных игроков на глобальной (мировой) сцене.
Укрепляя свои политические позиции на международной арене, наращивая совокупный стратегический потенциал, Китай на уровне ми-ровых держав стремиться формировать новый мировой порядок.
Новизна исследования. В данной работе, на мой взгляд, представ-лены основные аспекты проводимой плановой региональной политики руководства Китая. И выделены основные угрозы, тормозящие её осу-ществлению. Приведены исторические и статистические данные о прово-димых реформах Правительства Китая. Отражены данные краткосрочно-го, среднесрочного и долгосрочного строительства «сильного» государ-ства. Основная политика, проводимая Правительством Китая – это защи-тить государство от любых агрессоров, обеспечить защиту государствен-ных и национальных интересов Китая и доминировать в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире. А также способствовать превра-щению КНР в новую мировую сверхдержаву.
Объект исследования. Региональная политика КНР.
Предмет исследования. Региональные стратегии развития КНР на современном этапе.
Основной целью данной работы является рассмотрение основных аспектов региональной политики Китая, анализ содержания политических изменений, характерных для КНР.
Задачи исследования:
1) формирование региональной политики после образования КНР;
2) особенности районирования территории Китая в годы эконо-мической реформы;
3) административно-территориальное деление КНР;
4) особенности экономического районирования страны;
5) социально-экономическое развитие регионов КНР в 13 пяти-летку;
6) региональные стратегии развития КНР в условиях современ-ности;
7) сотрудничество с другими государствами в рамках обмена опытом в вопросе региональной политики.
Хронологические рамки работы. Основными хронологическими рамками является период 1949 – 2019 гг. Отправной точкой анализа вы-ступает год создания КНР когда правительство Китая взяло курс на сба-лансированное развитие всей территории страны. В условиях современ-ности развитие КНР не прекращается.
Методы исследования, использованные в работе, определяются це-лью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя:
— структурно-функциональный метод – при характеристике специ-фики Региональная политика КНР;
— метод включенного наблюдения – при сборе материала;
— метод анализа источников;
— реферативно-аналитический, индуктивно-дедуктивный и сравни-тельный методы – для систематизации теоретического материала.
Источниковедческий обзор.
В данной работе использована, рассмотрена и проанализирована информация из различных источников касающихся региональной поли-тики КНР. Огромный пласт проблем китайских политических преобразо-ваний охватывают исследования таких российских специалистов, как М.Л. Титаренко, Л.М. Гудошников, Я.М. Бергер, Л.П. Делюсин, Э.П. Пивова-рова, Ю.М. Галенович, Р.М. Асланов, В.Г. Буров, М.В. Карпов, Т.М. Емельянова, Н.Л. Мамаева, Г.А. Степанова, К.К. Кокарев, К.А. Егоров, О.В. Литвинов и многих других . Большинство классиков советской сино-логии — например, Н.И. Конрад , Л.С. Васильев , С.Л. Тихвинский и др. — так или иначе затрагивали в своих работах проблемы традиционной по-литической культуры Китая. Современные исследователи-китаисты также уделяют данной проблеме большое внимание, а именно Л.С. Переломов , А.А. Абрамова , М.Б. Жамсаев .
Историографический обзор. Сегодня в мире к Китаю отношение неоднозначное. Такие аналитики как Кондрашова Л., Ломакин В., Ши Гуаншен предполагают, что он будет одним из мировых лидеров в буду-щем тысячелетии. Бельке П., Амиров В., Ли Теин убеждают, что его ждет экономический хаос и политический крах. Но факты говорят о другом. Достижения, которые демонстрирует китайский народ в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушным. Так, газета «Financial Тimes» писала в 2006 году: «Мы все еще боимся Китая. Сейчас Китай опасен, потому что располагает дешевой рабочей силой, лишает других рабочих мест и доли рынков … В глазах многих Китай остается угро-зой» .
В англоязычной китаистике также имеется достаточное количество книг, посвященных исследованию различных сторон модернизационных процессов КНР. В частности, большое внимание американские и англий-ские авторы уделяют историческим аспектам политических и экономиче-ских преобразований в Китае . Актуальных проблем модернизации также касается достаточное количество исследований — причем, в поле зрения к англоязычным исследователям попадают как экономические , так и поли-тические их стороны.
Китайские экономисты считают, что, несмотря на успехи в достиже-нии самых высоких в мире темпов экономического роста Китай еще не приблизился к преодолению глубоких разногласий в развитии его регио-нов, далекого от их оптимальной структуры. По их мнению, процессы ин-теграции на макроуровне движутся медленно, лишь отдельные регио-нальные структуры являются генераторами быстрого экономического ро-ста, в большинстве же регионов он эволюционный, если не застойный, характер .
Различия в экономическом развитии макрорегионов (в частности, устойчивое развитие Западных, Центральных регионов) и их государ-ственная поддержка составляют объект долгосрочного планирования, яв-ляясь одновременно основным направлением стратегии экономического развития Китая .
О начале децентрализации в региональной политике свидетельство-вало как реформирование бюджетного процесса, в том числе перераспре-деление большей части расходов центрального бюджета в пользу регио-нов, так и «регионотворчество», то есть образование новых или измене-ния состава и контура существующих макрорегионов. Ярким примером децентрализации на макроуровне было выделение с ЭП таких субрегио-нов: среднего течения реки Хуанхэ (с Центрального ЭП), нижнего течения реки Хуанхэ (с Восточного ЭП), течения рек Янцзы (с Восточного ЭП), Синьцзян и Тибет (с Западного ЭП) и т.д. .
С более широким привлечением экономики китайских регионов (в том числе в форме специальных экономических зон, зон технико-экономического развития, которые были созданы для привлечения ино-странного капитала) и с усилением внешнего воздействия со стороны АСЕАН и в рамках трансграничного сотрудничества, макрорегионы начали получать мощное влияние внешних факторов .
В последнее время, наряду с признанными экономистами-регионалисты Китая Лю Гогуаном, Юй Гуанъюань, У Цзинлянем, Ма Хуном, Чэнь Дуншеном, Сунь Шанцин и Ли Цзинвенем активные иссле-дования региональных аспектов китайской экономики проводят такие экономисты, как Сюй Чанлэ, Чжан Дасун , Чжу Хоулунь и др. Масштаб-ные исследования проводят коллективы академических и региональных институтов .
Так, в работах Чжу Хоулуня выполнен макроэкономический анализ основных тенденций региональной политики, освещены вопросы страте-гии ее развития в условиях рыночной экономики и влияния на нее про-цессов региональной интеграции и глобализации .
Состояние производства и его структура в макрорегионах Китая проанализированы в работах Чжан Дасуна, которые имеют солидную теоретическую основу .
Прикладные вопросы, в том числе анализ структуры экономики ре-гионов, результаты сравнительных исследований их развития освещены в научном наследии Цао Гуанмин .
Ведущими организациями, которые занимаются исследованиями в области региональной экономики, является Институт экономики Акаде-мии общественных наук Китая, а также Пекинская и Шанхайская акаде-мии общественных наук. Если в Институте экономики региональные ис-следования проводятся в теоретическом ключе и по проблемному прин-ципу, то региональные академии взяли на себя функции коллективного анализа развития конкретных макрорегионов .
Так, микрорегиону дельты реки Янцзы посвящены исследования не-скольких школ региональной экономики, которые проводились в Шан-хайской академии общественных наук (руководители Чжоу Вэньлин, Чэнь Вэй, Лин Яочу), в Фуданском (Чжоу Вэньлин), Цзяотунскому (Гао Луси, Чэнь Хунмин, Ло Шоугуй), Хуачжунском педагогическом (Цзэн Ган, Сюй Чанлэ, Лю Цзюньде), Тунцзиском (Чжан Дуншань) и Финансово-экономическом (Чжао Сяоли) университетах (все — г. Шанхай).
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследова-ния и включает в себя: введение, две главы, заключение и список литера-туры.
Заключение:
Данная работа посвящена рассмотрению особенностей региональ-ной политики в КНР. В ней рассматриваются такие вопросы, как тенден-ция изменения региональной политики, различия развития между город-скими агломерациями и регионами, политика регионального развития ки-тайского правительства. Выявляются ключевые проблемы и предлагаются меры китайского правительства для обеспечения устойчивого развития регионов Китайской Народной Республики.
Китай – одна из крупнейших по площади территорий и самая большая по численности населения страна мира. По причине климатиче-ских, природных и рельефных условий, китайское географическое поло-жение обуславливает территориальную дифференциацию регионов.
Углубление несбалансированности развития между территориями внутри страны является следствием их удаленности от политических и экономических центров, направлений проводимых экономических ре-форм, неравноценной региональной политики, недостаточного транс-портного обеспечения.
Важную роль в реализации планов подъема Дальнего Востока, объ-явленных приоритетом России на XXI век, играют внешние связи, боль-шая часть которых приходится на Китай. При всех своих негативных эф-фектах валютный кризис значительно повысил экспортный потенциал произведенных в России товаров и услуг. В отраслевом разрезе рост уровня жизни на Дальнем Востоке возможен за счет развития морехозяй-ственных структур, добычи и обработки сырья, туризма, модернизации транспортной инфраструктуры и развития научно-образовательного кла-стера20. Увеличение уровня международной открытости дает шанс на экспортно ориентированную модернизацию хозяйства и сокращение мно-говекового отставания Дальнего Востока и Прибайкалья от центральных регионов России. В то же время существует опасность консервации уста-ревшей структуры экономики и возникновения серьезных проблем эколо-гического характера.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Развитие региональных стратегий КНР
1.1. Формирование региональной политики после образования КНР
Китай – одна из крупнейших по площади территорий и самая большая по численности населения страна мира. Географическое положе-ние страны обуславливает территориальную дифференциацию регионов по климатическим, природным, рельефным условиям .
В КНР основным объектом региональной политики является регион. Выделяются несколько уровней регионального деления территории стра-ны.
Первый – это географическое определение регионов по климатиче-ским характеристикам, поясности, разнообразию рельефа . Администра-тивно-территориальное деление подразумевает политическое деление на административно-территориальные единицы (провинции, уезды и т. д.) и соответствующую систему административного управления. Третий уро-вень – это территориальная организация национального хозяйства и вы-деление отдельных экономических районов, имеющих производственную специализацию и межхозяйственные, экономические связи .
Деление на экономические регионы не является постоянным, оно меняется в зависимости от текущей экономической, политической ситуа-ции и приоритетов региональной политики. В основе выделения экономи-ческих районов могут быть как экономические, так и внеэкономические факторы.
После образования КНР в 1949 г. правительство Китая взяло курс на сбалансированное развитие всей территории страны . Устранение тер-риториальных различий было возможно двумя способами. Во-первых, путем создания единого хозяйственного комплекса в масштабах всей тер-ритории с учетом экономических факторов – размещения производств рядом с источниками сырья, сокращения транспортных издержек, разви-тия территориального разделения труда. Во-вторых, путем создания анклавных, замкнутых региональных хозяйственных комплексов с опо-рой на собственные силы на случай военной оккупации, сохраняя адми-нистративные границы регионов.
С 80-х годов ХХ века в ходе экономической реформы постепенно стали формироваться три экономических пояса – восточный, центральный и западный. Восточный пояс включал в себя 11 приморских провинций – Ляонин, Хэбэй, Шаньдун, Цзянсу, Шанхай, Чжэцзян, Фуцзянь, Гуандун, Хайнань, 2 города центрального подчинения – Пекин, Тяньцзинь и Гу-анси-Чжуанский АР, в центральный входило 8 провинций – Хэйлунцзян, Цзилинь, Шаньси, Хэнань, Хэбэй, Хубэй, Хунань, Цзянси и АР Внутрен-няя Монголия, в западный включалось 6 провинций – Шэньси, Ганьсу, Юньнань, Гуйчжоу, Сычуань, Цинхай, город Чунцин и три автономных района – Нинся, Синьцзян и Тибет. С началом реализации программы развития западных районов Китая (сибу да кайфа) Гуанси-Чжуанский ав-тономный район (ГЧАР) и автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ) были включены в западные районы, наряду с уже имеющимися шестью провинциями, тремя автономными районами и городом цен-трального подчинения – Чунцином.
В дальнейшем в 1980–90-е годы происходили реформы в системе территориального управления экономикой, однако эти изменения не за-трагивали западные районы Китая, состав которых оставался неизмен-ным с того времени .
В середине 80-х годов Госсовет КНР создал новые зоны для плани-рования экономического развития – Северо-Восточная экономическая зо-на, в которую входили три провинции Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин и восточная часть АРВМ, Шанхайская экономическая зона с городом Шан-хаем и четырьмя провинциями вокруг него – Цзянсу, Чжэцзян, Аньхой, Цзянси и экономическая зона Бохайского залива с двумя городами цен-трального подчинения Пекин и Тяньцзинь и крупными городами при-морской зоны провинции Хэбэй, такими как Циньхуандао и Таншань.
В 2004 г. в докладе премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао было установлено окончательное территориальное деление страны на четыре экономические зоны – восточные районы, центральные районы, северо-восточные районы и западные районы .
В целом за годы существования КНР четыре раза проводилось эко-номическое районирование страны: 1) внутренние и приморские районы; 2) районы «первой, второй и третьей линии»; 3) три пояса экономики – восточный, центральный и западный; 4) четыре экономические зоны – восточная, центральная, западная и северо-восточная .
На первом этапе после образования КНР в 1949 г. правительством страны было выделено всего шесть экономических районов – Северо-Восток (Дунбэй), Север (Хуабэй), Восток (Хуадун), ЦентральныйЮг (Чжуннань), Юго-Запад (Синань) и Северо-Запад (Сибэй), которые одно-временно являлись и административными районами. В то же время все районы страны подразделялись на два пояса – приморский пояс и внут-ренний пояс. В период осуществления ускоренной индустриализации упор в развитии хозяйства делался на освоение ресурсной базы и разви-тие тяжелой промышленности, капитальное строительство проводилось в центральных и северо-восточных регионах (68% крупных объектов было создано не в приморских провинциях ), что было связано с лучшей обес-печенностью сырьевыми ресурсами, наибольшей безопасностью. Веду-щим индустриальным центром Китая стал Северо-Восток, в котором бы-ло сосредоточено более половины производственных мощностей тяжелой промышленности .