Курсовая теория Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Курсовая теория на тему Региональные целевые программы: механизмы формирования и реализации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Сущность и особенности региональных целевых программ в контексте программно-целевого подхода планирования 5
1.1 Сущность формирования и реализации региональных целевых программ 5
1.2 Значение программно-целевого подхода для формирования и реализации региональных целевых программ 10
2 Совершенствование механизма формирования и реализации региональных целевых программ 15
2.1 Алгоритм подготовки и реализации региональных целевых программ 15
2.2 Мероприятия по совершенствованию механизма формирования и реализации региональных целевых программ 16
Заключение 18
Список литературы 19

  

Введение:

 

Формирование региональных целевых программ на сегодня является наиболее актуальным и перспективным направлением программно-целевого планирования во всех странах. По сравнению со сметным методом планирования программно-целевой имеет ряд преимуществ, в частности, он:
• повышает научную и практическую обоснованность социально-экономических и организационных мер;
• значительно расширяет круг участников программы, полнее учитывает их интересы и потребности;
• является наиболее прозрачным для всех субъектов хозяйствования;
• создает возможности для достижения общих целей;
• позволяет представителям органов государственной и региональной власти целенаправленно решать неотложные экономические проблемы, активно влиять на стабилизацию ситуации в социально-экономической и общественно-политической сферах.
Наряду с этим следует отметить, что существующие ныне методы организации и выполнения региональных целевых программ только формально можно характеризовать как методы программно-целевого управления. Это, в свою очередь, проявляется в том, что разрабатывается большое количество региональных целевых программ, часть из которых не реализована совсем, а значительная часть — реализуется частично. А это приводит к проблеме, связанной с невыполнением программных целей, которую можно рассматривать как одну из угроз экономической и национальной безопасности стран.
В западной науке исследования в области программно-целевого планирования и программирования проводятся уже более 70 лет. Лучшими теоретическими разработками и результатами исследований можно назвать труды последних лет таких ученых, как П. Браун, К. Вайс, Д. Веймер, Е. Вайнинг, Л. Пал, Г. Саймон, Д. Стоун.
Среди отечественных ученых, которые посвятили ряд научных статей данной тематике, следует отметить: И. Артима, А. Бобровскую, В. Геета, Л. Гринева, М. Лесечко, К. Огонь, В. Пыль, Р. Рудницкого, В. Савченка, А. Чемерис и др. Однако остаются некоторые проблемы, в частности, вопрос своевременного выполнения программных целей, которые требуют дальнейшего исследования.
Целью данной курсовой работы является проведение детального анализа состояния выполнения региональных целевых программ для определения проблем, которые не позволяют в полной мере реализовывать применение программно-целевого метода планирования и перейти от экспериментальных ментальных проектов к их реальному и практическому внедрению.
В связи с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи: изучение сущности и особенностей региональных целевых программ в контексте программно-целевого подхода планирования; рассмотрение мероприятий по совершенствованию процесса формирования и реализации региональных целевых программ.
Объектом курсовой работы являются региональные целевые программы.
Предметом – особенности механизмов формирования и реализации региональных целевых программ.
Курсовая работа опирается на такие методологические подходы: исторический, логический, комплексный, герменевтический, гуманистический, аксиологический, системный, структурно-функциональный анализ, индукции и дедукции.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 12 наименований. Работа изложена на 20 страницах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Региональные целевые программы направлены на решение проблем территориальных образований и способствуют достижению стратегических целей региональной политики.
Особенностью программного планирования является нацеленность не столько на выполнение текущих, сколько на решении приоритетных задач реформирования региональной экономики.
Практика формирования региональных целевых программ свидетельствует о том, что существует недостаточно действенный механизм и процедура принятия решений по разработке региональных целевых программ.
В связи с этим следует повысить значимость выбора целей, для достижения которых требуется применение программно-целевых методов планирования на государственном и региональном уровнях. А также следует ввести так называемое правопреемство, чтобы не создавать новые программы, а продолжать реализовывать уже утвержденные с внесением определенных корректив.
Принципиально важным для динамического развития региона и обеспечения его безопасности вопросом является выбор приоритетов для решения программными средствами.
Поэтому, по нашему мнению, при условии выработки последовательной, четко структурированной по приоритетам региональной политики, устранение законодательных противоречий, разработка эффективного механизма формирования и реализации региональных целевых программ и контроль за их выполнением, эти программы смогут стать действенным инструментом качественных сдвигов в экономике и общественной жизни регионов РФ.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 Сущность и особенности региональных целевых программ в контексте программно-целевого подхода планирования
1.1 Сущность формирования и реализации региональных целевых программ

В стабилизации экономики региона значительную роль играет обеспечение сбалансированности основных показателей его функционирования, таких как объем производства, доходы и расходы, степень удовлетворения потребностей и т.д.
В решении этой проблемы значительное место занимают программно-целевые методы управления. В 90-е годы XX века доминировала парадигма регионального развития, ориентированная на самодостаточность рыночного механизма.
Сегодня пришло осознание необходимости применения наряду с рыночными, государственных методов управления регионом.
Одной из разновидностей централизованного планирования и управления в современных условиях является программно-целевой подход, который позволяет не только наблюдать за ситуацией, но и активно влиять на результативность развития.
Инструментом программно-целевого управления является, прежде всего, комплексные целевые программы.
В современных рыночных условиях хозяйствования программно-целевое управление позволит решить поставленные задачи и достичь целей и определенных результатов.
Внедрение программно-целевого подхода повлияет на оздоровление государственного управления, так как позволит решить первоочередные социально-экономические проблемы и создать новые эффективные административно-управленческие структуры, органично вписываются в современный рыночный механизм функционирования регионов [11, с. 167-168].
Для проведения эффективной целенаправленной деятельности государства по организации и координации действий в обеспечении эффективного развития разрабатываются и реализуются региональные целевые программы.
Порядок и условия разработки региональных целевых программ определяются Правительством РФ.
Региональной целевой программой признается комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, направленных на решение важнейших проблем развития государства, отдельных отраслей экономики или административно-территориальных единиц, которые осуществляются с использованием средств бюджета РФ и согласованы по срокам выполнения, составу, ресурсному обеспечению.
Целью разработки региональных целевых программ является содействие реализации региональной политики на приоритетных направлениях развития региона, отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц; обеспечение концентрации финансовых, материально-технических, других ресурсов, производственного и научно-технического потенциала, а также координации деятельности региональных органов власти, предприятий, учреждений и организаций для решения главных проблем.
В разработке и практической реализации целевых программ, направленных на решение социальных, экономических, научно-технических и других проблем, программно-целевой подход может быть применен с высокой эффективностью [6, с. 203-204].
Целевые программы воплощают в себе синтез «жесткого плана» и «свободного рынка».
Программы также являются основной формой реализации долгосрочной стратегии развития региона. Они направлены на решение ключевых проблем социально-экономического развития.
Программа включает законченный комплекс мероприятий, который имеет четко определенные результаты как по содержанию, так и по времени. При этом существенным является то, что указанный комплекс направлен на реализацию совокупности целей и требует привлечения значительных ресурсов.
Региональная экономика, основанная на местном производственном потенциале, требует не только прямых капиталовложений, но и предоставление различных льгот и стимулов для формирования и развития эффективной экономической среды и инфраструктуры, которая его обслуживает [12, с. 88-91].
Программы могут быть классифицированы по различным признакам. Именно региональные программы являются одним из сложных объектов управления.
Это связано с тем, что, с одной стороны, решающая роль в управлении принадлежит региональным органам, но с другой стороны, программы требуют выработки управленческих взаимоотношений на макроуровне.
Для организации управления программами различных типов и уровней необходима интеграция программных мероприятий в единую систему для успешной реализации программных целей.
Важную роль в процессе формирования и реализации целевых комплексных программ социально-экономического развития играют специальные органы управления — проблемно-координационные и аналитические группы [8, с. 199-200].
При реализации целевых программ регионального развития особое место занимает деятельность по контролю выполнения программных задач.
Контроль позволяет выявить степень соответствия текущих фактических показателей плановым, и направлен на обеспечение намеченных в программе целей.
Контрольные функции должны осуществляться на всех этапах формирования и реализации программы:
• отбор проблем для решения программным методом;
• проектирование программы;
• реализация программных задач;
• оценка последствий реализации программы [7, с. 44-47].
Главными участниками целевой комплексной программы социально-экономического развития региона в современных условиях хозяйствования выступают региональные и местные органы власти.
Организаторские и контрольные функции по выполнению программы социально-экономического развития региона возлагаются на управление программирования областной государственной администрации.
В состав этого специально создаваемого органа входят три отдела:
• системной координации программы;
• финансовых и инвестиционных ресурсов;
• совершенствования механизмов управления регионом.
Целевые комплексные региональные программы должны иметь:
• приоритетный финансовый и управленческий режим;
• строгую целеустремленность и адресность;
• перечень конкретных задач и мероприятий, которые согласованы с их непосредственными исполнителями.
Однако, наличие большого количества региональных целевых программ приводит к неэффективному использованию бюджетных средств и не дает возможности достичь поставленных целей.
При этом заметим, что региональные заказчики программ, которыми являются преимущественно министерства и другие центральные органы региональной власти, не заинтересованные как в оптимизации их количества, так и в введении жесткой системы контроля за их выполнением.
Не обеспечивают они и проведения активной работы по поиску не бюджетных источников финансирования, особенно при условии экономии бюджетных средств. Это объясняется тем, что позволяет списывать постоянное невыполнение программ на их непроизвольное финансирование и исключает наступление ответственности чиновников за их неэффективное выполнение.
Методическая и практическая значимость учета регионального аспекта заключается в том, что любая программа должна реализовываться на конкретных территориях, в каждой из которых экономические, социальные и природные компоненты образуют определенную целостную систему, дают возможность обеспечить комплексное решение острых проблем территории и достичь сбалансированного состояния[1, с. 101-103].
Вместе с тем, принципиальным остается положение о необходимости соблюдения приоритетов общегосударственного значения и органического единства развития региона с задачами развития страны в целом.
Таким образом, региональные целевые программы — это организационно-прикладные, информационно-аналитические, адресные плановые документы, определяющие комплекс научно-обоснованных и согласованных по ресурсам, сроками выполнения мероприятий, направленных на достижение поставленной цели с целью обеспечения роста и устойчивого развития региона.
Значительное количество региональных целевых программ в определенной степени обусловлено большим количеством государственных целевых программ, при утверждении которых Правительство РФ обязывает местные органы исполнительной власти разрабатывать региональные целевые программы.
А это в свою очередь, приводит к распылению и неэффективному использованию бюджетных ресурсов и соответственно недостижении целей и задач развития региона, существенного осложнения контроля за результативностью выполнения программ и невозможности эффективной концентрации бюджетных ресурсов и более производительного их использования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы