Курсовая теория на тему Региональные аспекты экономической безопасности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5
1.1 Институциональные основы системы экономической безопасности 5
1.2 Регионы России — тенденции накопления угроз экономической безопасности 9
РАЗДЕЛ 2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 13
2.1 Критерии и параметры экономической безопасности региона 15
2.2 Основные направления региональной политики государства 21
ВЫВОДЫ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Национальные интересы России — это сбалансированное сочетание индивидуальных, общественных и государственных интересов в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, пограничной, экологической и других сферах. 10 января 2000 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Концепция национальной безопасности Российской Федерации — это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства в России от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Концепция описывает наиболее важные направления государственной политики Российской Федерации. Национальные интересы России могут быть достигнуты только через устойчивое экономическое развитие.
Защита национальных интересов в экономической сфере играет главную роль в обеспечении национальной безопасности России. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности — обороны, экологии, информационной, внешней политики и т.д. — зависит от экономического потенциала страны. — зависит от экономического потенциала государства.
Главный национальный интерес в экономической сфере, сформулированный в стратегии экономической безопасности Российской Федерации, заключается в обеспечении способности экономики функционировать в состоянии расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешних воздействий. Защита национальных интересов возможна через устойчивое функционирование высокотехнологичного многоотраслевого производства, способного обеспечить качественным сырьем и оборудованием основные отрасли экономики, снабжать армию и социальный сектор потребительскими товарами и услугами, экспортировать конкурентоспособную продукцию на внешние рынки.
Экономическая безопасность включает в себя поддержание и защиту жизненно важных интересов большинства населения. Положения и принципы экономической безопасности приобретают необходимую четкость, когда определяются основные тенденции в социально-экономической структуре и коренные интересы населения страны.
Актуальность темы курса. На современном этапе экономического развития Российской Федерации важную роль играет состояние экономики субъектов Российской Федерации — регионов. Экономические проблемы отдельных регионов оказывают негативное влияние на экономику страны в целом. Поэтому региональные аспекты региональной экономической безопасности оказывают непосредственное влияние на экономику страны. Особенностью развития Российской Федерации по сравнению с большинством развитых стран является высокий уровень неравномерности развития регионов, то есть субъектов Российской Федерации, а по состоянию на ноябрь 2014 года в Российской Федерации насчитывается 85 субъектов, объединенных в 9 федеральных округов, которые развиваются по-разному.
Объектом данного исследования является региональная экономика, а предметом исследования — экономическая безопасность регионов разного уровня, которая влияет на экономику Российской Федерации в целом.
Цель данной работы — показать важность региональных аспектов в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи
Изучить теоретические основы экономической безопасности Российской Федерации.
— Определить оптимальные решения, направления оптимизации решений актуальных проблем обеспечения экономической безопасности регионов.
-размышления об экономической безопасности регионов на разных уровнях, а именно процветающих регионов и регионов, имеющих проблемы в обеспечении экономической безопасности.
Заключение:
Есть один очень важный аспект экономической безопасности — обеспечение безопасности в региональной политике. Почти все российские регионы сталкиваются с рядом острых и сложных проблем — экономических, социальных, этнополитических, экологических и, в той или иной степени, кризисных. Наиболее важными из них являются экономическая реинтеграция регионов, состояние транспортного комплекса, региональные монополии, региональные экономические кризисы и т.д. Однако необходимо сосредоточиться на главной проблеме развития новых рыночных отношений — тенденциях развития и оценке состояния регионального экономического сектора.
Таким образом, к основным региональным проблемам относятся
a) сепаратизм, который ведет к разрушению существующего социально-экономического и технологического пространства, потоков сырья, товаров и информации;
B) развитие депрессивных районов;
C) создание новых полюсов и центров регионального развития.
Регионы должны самостоятельно решать проблемы, связанные с освоением и использованием природных ресурсов, развитием торговли, сферы услуг, региональной и местной инфраструктуры, использованием недвижимости, поддержанием общественного порядка, развитием конкретных форм культуры, образования и здравоохранения.
В настоящее время принципы региональной политики трансформируются от пространственной экспансии, моноцентризма, централизма и интеграции к принципам полицентризма, федерализма и диверсификации, на которых должна основываться региональная стратегия обеспечения экономической безопасности.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Институциональные основы системы экономической безопасности
Кто и как должен гарантировать финансовую безопасность федеративного государства? Однозначных ответов на эти вопросы нет, но вот самые главные: экономическая безопасность государства должна в первую очередь обеспечиваться эффективностью экономики.
Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет понятие «национальная безопасность» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом «жизненно важные интересы» представляются как «совокупность потребностей, обеспечивающих существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства»[4].
Угрозы экономической безопасности — это явления, которые негативно влияют на экономическое положение страны, ограничивают экономические интересы личности, общества и государства, угрожают национальным ценностям и национальному образу жизни.
Создание системы экономической безопасности невозможно без четкой организационной структуры с рациональным разделением функций и ответственности между различными государственными институтами сверху и снизу, слева и справа.
Вопросы финансовой безопасности должны быть отнесены к компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти. В Государственной Думе есть комитет — «Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции», который возглавляет Ирина Яровая. В Федеральном совете существует комитет под названием «Комитет Федерального совета по обороне и безопасности», который отвечает за поддержание общественного порядка и борьбу с терроризмом и организованной преступностью. Председателем комитета является Виктор Озеров. В судебной системе эти функции выполняют Арбитражный суд и прокуратура. В системе исполнительной власти ответственность за систему экономической безопасности несут Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, при этом некоторые функции обычно делегируются региональным властям.
Согласно Конституции Российской Федерации, всей системой национальной безопасности управляет Совет Безопасности, который возглавляет Президент Российской Федерации и координирует деятельность всех его органов и учреждений.
Совет национальной безопасности обязан выполнять три ключевые функции:
Осуществлять стратегическое планирование, определять приоритеты национального развития и формулировать средне- и долгосрочные цели, формы и методы обеспечения национальной безопасности страны;
подготовка крупных проектов и решений Президента государства по ключевым вопросам текущей политики;
координирует действия министерств и ведомств по выполнению решений Президента государства.
Совет Безопасности действует только как консультативный орган при президенте государства, который имеет право решающего голоса в соответствии со своими конституционными полномочиями.
Совет Безопасности не должен враждовать с правительствами или пытаться заменить их. Однако важные решения по вопросам национальной безопасности могут быть приняты только в том случае, если Совет Безопасности гарантирует скоординированную деятельность министерств и ведомств, на каждое из которых возложен весь спектр задач по порученному ему направлению работы. [5]
Эти требования в первую очередь учитываются действующими правовыми документами. В Регламенте Совета Безопасности описаны его основные задачи и функции. Среди них можно выделить такие, как:
Выявление жизненно важных интересов общества и государства; Выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
разработка основных направлений стратегии национальной безопасности и организация подготовки Федеральной целевой программы для обеспечения;
Подготовка рекомендаций Президенту для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики государства в сфере обеспечения личной, общественной и национальной безопасности;
Подготовка оперативных решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к серьезным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и другим последствиям, и их ликвидации;
Подготовка предложений Президенту о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти и органов принудительного исполнения Российской Федерации в процессе реализации решений, принятых в сфере безопасности, и оценка их эффективности;
совершенствование системы безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих и созданию новых органов.
Совет Безопасности учреждает межведомственные комиссии, т.е. основные рабочие органы, в соответствии со своими основными задачами и направлениями деятельности. В зависимости от задач комиссии могут создаваться на постоянной или временной оперативной или региональной основе.
Постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности готовят предложения и рекомендации по основным направлениям государственной политики в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, содействуют реализации целевых федеральных программ, координируют деятельность органов исполнительной власти и правоохранительных органов Российской Федерации на основе решений Совета Безопасности. К числу постоянных межведомственных комитетов относится Комитет по экономике и безопасности.