Курсовая теория на тему Региональная политика России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Региональная политика государства. 5
1.1. Основные направления
региональной политики государства. 5
1.2. Значение и содержание
региональной политики. 8
1.3.
Институты регулирования регионального развития. 12
Глава 2.
Особенности региональной политики в России. 20
2.1. Задачи региональной
политики России, проблемы, пути решения. 20
2.2.
Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ.. 23
2.3. Методы
проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионах. 25
Заключение. 30
Список
использованной литературы.. 32
Введение:
Актуальность темы исследования. Под региональной
политикой в Российской Федерации подразумевается построение целей и задач
органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и
социальным совершенствованием регионов страны, а также инструменты их
осуществления. Сущность региональной политики рассматривается либо с позиции
неких экономических действий (отношений), либо с позиции ожидаемого (желаемого)
результата.
В
первом варианте региональная политика – это система государственных мероприятий
по перераспределению ресурсов между регионами страны с целью достижения
заданных целей. Во втором варианте в понимании региональной политики акцент
делается не на действия управляющего центра (например, перераспределение
ресурсов), а на ожидаемый результат. Таковым может быть – снижение уровня
экономической дифференциации регионов, достижение минимального уровня
социальной защиты населения, обеспечения целостности, экономической и
социально-политической безопасности государства и некоторые другие процедуры.
В России уже сформированы направления роста, определяемые наличием
конкурентных преимуществ. Тем не менее, нет понимания, какая поддерживающая
политика им нужна, хотя сильный рост таких регионов ускоряет развитие всей
страны. Растущая конкуренция регионов за человеческие и инвестиционные ресурсы
явно недооценивается, несмотря на то, что именно эта конкуренция, а не планы
министерств и ведомств, будет определять пространственное развитие. Выиграют
те, кто более привлекателен для людей и бизнеса. Подводя итог, следует
признать, что в региональной политике пока не найден разумный баланс между
дирижистским и либеральным институциональными подходами. Понимание того, что
региональная политика должна быть направлена на максимальное
Заключение:
Несмотря на пространственную устойчивость, десять лет
устойчивого роста оказали большое влияние на территориальное развитие России. В
региональной экономике и экономической географии накоплено аналитическое
оборудование, позволяющее лучше понимать и прогнозировать изменения. В России
появились возможности и инструменты для активной реализации региональной
политики. Рынок консалтинга формировался в результате серьезных битв за заказы
на создание стратегий и программ регионального развития. Но, согласно известной
шутке экономистов, рост есть, а счастья нет. На то есть как минимум три
причины.
Строгость этих ограничений обусловлена множеством
проблем. Принято указывать на сильные региональные различия среди наиболее
серьезных проблем и приводить поразительные количественные примеры различий. Но
точно рассчитанный ВРП на душу населения с поправкой на уровень цен для
Тюменской области с автономными округами в 4 раза больше, чем в среднем по
России, для Москвы — в 2 раза больше, а у десятка других регионов ВРП на душу
населения выше среднего. В этих регионах проживает четверть населения страны.
Однако почти 2/3 регионов не сильно различаются по уровню развития — разница
находится в диапазоне между средним и его половиной. В них проживает 2/3
россиян. Десяток регионов, в которых проживает 6% общероссийского населения,
являются явными аутсайдерами с ВРП на душу населения менее 40% от среднего.
Пространственная диспропорция в России значительна, но не больше, чем в других
странах догоняющего развития с большими территориями.
Сравнивать Россию с Евросоюзом нет смысла из-за
различий в освоении территорий и уровне развития. Проблема не в самом
неравенстве, а в его негативном влиянии на модернизацию условий и стиля жизни.
Большой разрыв между несколькими лидерами и огромная «медианная зона» тормозит
пространственное распространение инноваций, поскольку только четверть
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Региональная политика государства 1.1. Основные
направления региональной политики государства Региональная
политика охватывает комплекс законодательных, административных,
социально-экономических и иных мероприятий, осуществляемых федеральными и
региональными органами государственной власти[1]. В
правовом документе «Основные положения региональной политики в Российской
Федерации» определяются цели и задачи этой политики. К ним относятся:
обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ
федерализма в Российской Федерации и создание единого экономического
пространства; гарантия единых минимальных социальных стандартов и равной
социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных
Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов;
выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное
развитие регионов особой стратегической важности; максимальное использование
природно-климатических особенностей регионов; становление и обеспечение
гарантий местного самоуправления[2].
Региональная
политика как деятельность государственных органов по управлению региональными
сообществами совмещает две стороны – внешнюю и внутреннюю. Во-первых, политика
исполняется центральными органами власти и ориентирована на увеличение
результативности эксплуатирования региональных ресурсов и возможностей,
производительности труда и конкурентоспособности, уравновешенность предпосылок
деятельности регионов и их результатов. Во-вторых, политика анализируется как
деятельность региональных органов власти, которая направлена на
эксплуатирование всех возможностей региона по увеличению материального
благополучия населения, в том числе усовершенствование
окружающей среды, совершенствование и модернизация структуры производства,
экономической и социальной инфраструктуры[3].
Смысл
региональной политики заключается в том, чтобы предельно эксплуатировать в
интересах всего сообщества благополучные территориальные положения, условия и
обстоятельства, сократить неодобрительное воздействие отрицательных природных и
экономических предпосылок на социально-экономическое положение отдельных
регионов.
Предметом
региональной политики считается регулирование заинтересованных стран и регионов
в процессе постановления общенациональных и областных вопросов[4].
Субъектами обозначаются аппараты общегосударственного правительства,
производящие общую концепцию управления, заключающиеся из федеральных и
областных [1]
Кузнецова
Е. И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов. Москва:
Издательство Юрайт, 2019. – 294 с. [2]
"Налоговый
кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 №146-ФЗ (с изм. и доп., вступ.
в силу с 01.01.2021) [3]
Аникин
Сергей Борисович К вопросу о роли административно-правового регулирования
вопросов совместного ведения в развитии кооперативных начал в федеральных
государствах // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2009. №19 (152). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-roli-administrativno-pravovogo-regulirovaniya-voprosov-sovmestnogo-vedeniya-v-razvitii-kooperativnyh-nachal-v-federalnyh
(дата обращения: 30.05.2021). [4]
Нормова
Ю. В. Место и роль региональной промышленной политики в экономической политике
государства. Теоретический аспект. Хроноэкономика. 2020. № 1 (22). С. 20-24.