Курсовая теория на тему Региональная политика: цели, средства, инструменты.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические особенности региональной политики. 6
1.1. Понятие и направления региональной политики. 6
1.2. Цели и задачи региональной политики. 12
2. Анализ современной региональной политики России
и ее проблемы.. 17
2.1. Современная региональная политика России. 17
2.2. Средства реализации региональной политики. 23
2.3. Инструменты реализации региональной политики. 28
Заключение. 37
Список литературы.. 40
Введение:
Несмотря на уже
сложившуюся систему относительно самостоятельного планирования собственного
развития регионами, роль государства в окончательном определении направления
социально-экономического развития в целом остаётся неизменной. Именно
государство выбирает методы регулирования. Решение данных задач позволит
государству максимально эффективно сформировать и контролировать систему
стратегического планирования развития регионов и государства в целом.
Современная экономика, как глобальная, так и национальная, в настоящее время
функционирует в экстремальных условиях. Необходимость исследования данной
ситуации обусловлена формированием планов и прогнозов дальнейшего развития
государства.
Рыночные механизмы,
определяющие развитие России, имеют свои специфические черты. Характерной
особенностью нашего государства является большая территория, состоящая из
уникальных региональных составляющих, которые обладают определёнными ресурсами
и менталитетом.
Несмотря на то, что
Россия является активным участником глобальных экономических процессов, её
внутреннее развитие является приоритетным направлением государственного
регулирования.
Каждая система
государственного устройства имеет «коридор» совершенствования, который сопряжен
с определенными трудностями на пути реализации. Региональная политика в России
имеет склонность к централизации, что может ограничить возможности
регионального развития. В то же время существует необходимость сохранения
единой вертикали власти и избегания рисков, связанных с децентрализацией.
Область применения.
Результаты исследования могут применяться специалистами в области региональной
политики и политического управления, преподавателями и студентами высших
учебных заведений.
Пандемия коронавируса
привела к активизации деятельности регионов и актуализации региональной
повестки, в то время как конституционная реформа 2020 года ориентируется на
усиление центра и консолидацию вертикали. России необходимо избежать как рисков
сверхцентрализации, так и рисков чрезмерной децентрализации, учитывая при этом
специфику отдельных регионов.
В России в настоящее
время идет активный процесс становления нового федеративного государства. Он
сложен и противоречив. На него оказывает довлеющее воздействие экономические,
политические и социальные условия кризисной ситуации, в которой оказалась
Россия, а так же субъективный фактор.
В такой обстановке особое
значение приобретает вопрос о государственной власти в стране, об устройстве
государственного управления многочисленными регионами Российской Федерации, о
соотношении власти центральной и местной (региональной). Немаловажное значение
приобретает разрешение вопроса о соотношении федеративных и региональных начал
в управлении государством.
Объектом исследования курсовой
работы являются экономические отношения, возникающие в процессе развития региональной
политики.
Предметом исследования
служит организация развития региональной политики.
Целью исследования является
анализ развития региональной политики.
Достижение намеченной цели
предусматривает решение следующих задач курсовой работы:
— раскрыть понятие и направления
региональной политики;
— изучить цели и задачи
региональной политики;
— рассмотреть современную
региональную политику России;
— проанализировать средства
реализации региональной политики;
— охарактеризовать инструменты
реализации региональной политики.
В курсовой работе использовалась совокупность общенаучных (анализ и
синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных
(формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов
познания.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения,
содержащиеся в трудах авторов по проблемам развития региональной политики.
Теоретическая значимость темы курсовой работы обоснована спецификой
современного этапа развития региональной политики.
Структурно курсовая работа
включает введение, обосновывающее объект и предмет исследования, цели и задачи
работы, две главы, последовательно раскрывающие содержание работы и заключение,
содержащее выводы по проведенному исследованию.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи,
теоретико-методологическая основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой работы раскрыты теоретические особенности региональной
политики.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ современной региональной
политики России и ее проблемы.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной
цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические
выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Можно
предложить следующее авторское определение: региональная политика — это
деятельность государственных властных структур по реализации условии для
развития социально-экономических процессов и явлении, в их увязке с
инновационным, ресурсным и экономическим потенциалом, обеспечения достойных
условии жизни для населения территории, отраженных в наборе экономических,
социальных, научно-технических и инфраструктурных показателей, при которых
обеспечивается высокий уровень развития региона.
Региональная политика пока ещё не носит системного характера и тем более,
научно обоснованного. Поэтому в дальнейшем предстоит учесть все факторы
оказывающие на управление региональными системами при формулировании понятия
региональная политика.
2. Цель
продуктивной региональной политики любой страны – обеспечение высокого качества
и уровня жизни населения на всей территории, независимо от национальности и
места проживания.
Достижение поставленной цели предполагает решение конкретных задач,
которые ставит перед собой государственная власть в РФ: а) усиление роли
регионов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом, развитие
инфраструктуры всех субъектов РФ; б) разработка проектов развития «сложных»
территорий: Крайний Север, области за полярным кругом, Арктика, Дальний Восток;
в) поддержка и экстренная помощь «депрессивным» регионам с высоким уровнем
безработицы и демографическими проблемами; г) поэтапное повышение заработной
платы и регулярная индексация в соответствии с инфляцией и ростом цен; д)
создание условий для самостоятельного развития и укрепления экономической базы
региона.
Выбор приоритетных целей региональной политики страны и задач для их
достижения — сложная политическая проблема. Она сталкивается со множеством
противоречий на этапе разработки и требует внимательной и детальной проработки
каждого пункта. Не всегда есть возможность предвидеть и просчитать ситуацию,
которая может сложиться в будущем. Но попытаться найти компромисс —
первостепенное условие, которое должны выполнить и федеральный центр, и
субъекты Российской Федерации для достижения социально-экономического
благополучия населения страны.
3. Для России
можно выделить следующие особенности регионального развития:
— поддержка городов-центров и крупных агломераций, транслирующих
инновации на периферию;
— улучшение человеческого капитала и качества институтов;
— развитие инфраструктуры, позволяющее сократить экономическое
расстояние.
Пандемия коронавируса в 2020 году привела к активизации деятельности
регионов и актуализации региональной повестки, в то время как конституционная
реформа 2020 года ориентируется на усиление центра и консолидацию вертикали.
России необходимо избежать как рисков сверхцентрализации, так и рисков
чрезмерной децентрализации, учитывая при этом специфику отдельных регионов.
4. В России
уделяют большое внимание разработке качественных средств реализации
региональной экономической политики главы государства, органы местного
самоуправления, Правительство и т.д. Все это для того, чтобы сохранять
индивидуальность регионов и заботиться о стабильности социальной,
экономической, экологической и политической сфер. Конечно же, не всегда получается
выделять и применять точные инструменты для устранения несовершенств
какого-либо региона РФ.
5. Региональная
экономика в призме институциональных регионообразующих факторов должна самым
непосредственным образом взаимодействовать с такими важнейшими факторами, как
трудовой потенциал и природно-ресурсная база. Население региона также является
частью институциональных факторов, влияя на экономику через социокультурные
связи. Сами социокультурные связи подвергаются прямому воздействию со стороны
экономической подсистемы. Нельзя забывать и о количественных потребностях
населения. А потребности сегодня не только растут, но и постоянно меняются.
Таков дух времени. И все меняющиеся потребности должны быть качественно
удовлетворены.
Чтобы реально повысить уровень конкурентоспособности в регионе, нужно
разработать параметры единого подхода. И через призму такого единого подхода
выстраивать в регионе финансовую политику и формировать законодательную базу.
Политическое и государственное устройство должны также развиваться в унисон.
Все это создаст благоприятные условия для того, чтобы экономика региона
развивалась эффективно.
Таким образом, региональная политика включает цели и задачи, направления
и меры государственного, регионального и местного управления при взаимодействии
населения, власти и бизнес-структур для повышения темпов
инвестиционо-инновационого, кадрового, образовательного и
научно-технологического развития при создании оптимальной
социально-экономической среды и повышении уровня и качества жизни населения.
Важно оптимальное сочетание управленческих решений, рычагов и механизмов
в концепции «центр — регион», повышение степени самостоятельности, выбор
триггеров и драйверов инновационного развития и цифровой трансформации не
только в аграрной сфере и в сферах добычи полезных ископаемых, обеспечения
электрической и газовой энергией, но и в сфере управления регионом, в
научно-образовательном комплексе и в кадровой политике.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические особенности региональной политики
1.1. Понятие и направления региональной политики Особенности нашей страны (огромная территория, многонациональное
население, региональное многообразие, состояние переходной экономики,
разнообразие климатических и экономических условий и др.) требует более
активной, в сравнении с мировой практикой, деятельности органов государственной
власти по устранению диспропорций в экономическом развитии территорий, решению
различных региональных проблем, созданию условий для инновационного развития
регионов страны.
Процесс перехода Российской Федерации к новой политической и
экономической системе потребовал реформирования всей системы государственного
регулирования регионального развития.
Рассматривая российское государство как форму политической организации
общества, можно отметить, что оно выступает по отношению к обществу в роли его
подсистемы. Структуру и организацию любого государства, в том числе и
Российскую Федерацию, как и любого управляемого образования, в конечном счете,
определяют цели, которые система призвана решать или которые она решает. Цели
же, в свою очередь, проявляются с помощью политики.
Внутренняя политика страны реализуется на основе региональной политики в
каждой области, уточненной и скорректированной по территориальной специфике,
природно-экономическому потенциалу и вариантам достижения цели. Региональная
политика является важной составной частью экономической политики государства,
включающей комплекс законодательных, административных и экономических
мероприятий, проводимых центральными и местными органами власти в направлении
регулирования социально-экономических отношений, ресурсной базы и
производительных сил.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Основы региональной политики 6
1.1 Понятие и сущность региональной политики 6
1.2 Понятие «регион» и его типология 11
Глава 2. Инструментарий реализации региональной политики 17
2.1 Суть механизма реализации региональной политики 17
2.2 Институциональный механизм региональной политики: централизации и децентрализации власти 23
Заключение 30
Список использованных источников 32
Введение:
Актуальность проблемы. На современном этапе развития Российской Федерации региональное развитие является приоритетом государственной политики. В стране существует понимание того, что устойчивое развитие регионов является залогом развития государства в целом. Проблемы оптимальности государственно-территориального устройства жизненно важные для любого современного государства. Трудно переоценить актуальность этих вопросов для России, которая находится в процессе реформирования своей политической системы и требует создания стройной системы организации власти. А также гармонизации отношений между различными ее уровнями, исключая возможность для любого давления, который выходит за рамки закона. Одним из главных аспектов этого процесса является реструктуризация территориальной организации власти в государстве и оптимизация региональной политики. Региональная политика – составляющая государственной политики, совокупность организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в сфере регионального развития. Она должна способствовать рациональному использованию природно-ресурсного, человеческого, производственного, инвестиционно-инновационного и других потенциалов. А также создавать условия для учета особенностей каждой территории (природно-географических, исторических, ресурсных, производственных, социальных, демографических и др.) в контексте общегосударственных интересов.
В контексте современной геополитической ситуации этот вопрос приобретает особое значение, поскольку региональное развитие, совершенствование политики укрепления потенциала регионов является важнейшей составляющей деятельности любого государства.
Предмет исследования – региональная политика – как предмет научно-теоретического анализа.
Объект исследований – сущность, содержание и механизмы реализации региональной политики.
Целью исследования является раскрытие элементов теории и понятийного аппарата региональной политики, а также механизмов ее реализации.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
определить сущность понятия «региональная политика»;
охарактеризовать содержание понятия «регион» и его типологию;
раскрыть механизмы и приоритеты реализации региональной политики;
проанализировать содержание институциональных механизмов осуществления региональной политики.
Состояние научной разработки темы. Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды ведущих российских, украинских и зарубежных ученых. Исследования различных аспектов региональной политики и ее особенностей нашли свое отражение в трудах зарубежных ученых: А. Вебера, И. Изарда, А. Лёша, Е. Маркузен, А. Маршалла, Дж. Фридмана, М. Фридмена, Й. Шумпетера.
Много внимания данной проблематике уделили отечественные и российские исследователи, такие как: Т. Аврамчикова, Э. Алаев, Ю. Гладкий, М. Комаров, Н. Ларина, В. Лексин, А. Пробст, Т. Точеная, Р. Туровский, А. Чистобаев и другие.
Последние десятилетия характеризуются ростом интереса украинских ученых к проблемам реализации региональной политики. Средин них следует назвать Н. Долишного, О. Кудрину, О. Кукарцева, О. Бабинову, Н. Попадинец, И. Ярошекна и других.
Структура исследования. Курсовая работа изложена на 31 странице печатного текста, состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список использованных источников, включающий 22 наименования. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены сущность понятия «региональная политика», а также раскрыто содержание понятия «регион» – как основной категории в регионалистике. Во второй главе определены механизмы и приоритеты реализации региональной политики. В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на решение задач региональной политики.
Заключение:
Очевидно, что количество научных подходов к толкованию понятия «региональная политика» – множество. Анализ имеющихся трактовок региональной политики позволяет остановиться на двух ее основных определениях – научном и официальном государственном.
В первом случае региональная политика – это разработка и реализация в государственных масштабах системы мер для сбалансированного социально-экономического развития территорий, создания благоприятных предпосылок функционирования объектов, а также надлежащих социальных и экономических условий жизнедеятельности населения.
В официальном изложении региональная политика является системой мер, осуществляемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления для эффективного управления экономическим и социальным развитием страны.
Региональная политика, по нашему мнению, является неотъемлемой составляющей общегосударственной политики и соотносится с последней как часть к общему.
Региональная политика предстает как система мероприятий по обеспечению социально-экономического развития на региональном уровне. Вероятно, эта деятельность определяется плодотворным сотрудничеством государства (центра) и региона учитывая существование функциональной институциональной инфраструктуры. По этому, четкое обозначение «региона» является важной составляющей понятийного аппарата региональной политики.
При этом, региональная политика имеет свои особые, присущие только ей, специфические характеристики и ограничения. Она формируется, в частности, учитывая направления и темпы социально-экономического развития региона, объемы и размеры его бюджета, характеристики внутренней конкурентной среды, особенности экологической обстановки, ресурсного потенциала, а также с учетом собственной инвестиционной политики (которая, кстати, одновременно является и источником формирования и основным направлением региональной политики).
Региональную политику нужно рассматривать сквозь призму конкретизации интересов, которые она реализует. Насколько специфическими являются интересы регионов, отражающие исторические, этнические, природные, экономические, социальные, культурные особенности территорий, – настолько дифференцированными являются интересы государства по отношению к ним.
На сегодняшний день региональная политика должна основываться на системном сочетании инструментами стимулирования с целью накопления внутреннего потенциала регионов с инструментами перераспределения ресурсов в пользу проблемных территорий. Успешное определение приоритетов в региональной политике требует совершенствования системы правовых и организационно-экономических норм, механизма государственного регулирования регионального развития. Генеральную цель региональной политики нужно направить на постоянное увеличение жизненного потенциала населения страны и ее регионов. В политике развития регионов должны определяться свои приоритетные направления развития, которые не всегда могут совпадать с государственными. Определение приоритетов при решении задач региональной политики в связи с их слабой структурированностью должно основываться, прежде всего, на результатах системного анализа, моделирования и экономическом прогнозировании.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основы региональной политики
1.1 Понятие и сущность региональной политики
Как показывает системный анализ научной литературы, а также различных проектных разработок, среди специалистов существуют существенные различия в определении термина «региональная политика», толковании его содержания и цели этой политики. Причиной тому является, нарушение общепринятых правил определения терминологии.
Известный специалист в области регионалистики Э. Б. Алаев под региональной политикой понимает сферу деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте [22, c. 123]. То есть, связанном с взаимоотношениями между государством и районами, а также районами между собой, тем самым отождествляя понятия «региональная политика» и «региональное управление».
С позицией Э. Б. Алаева трудно согласиться хотя бы потому, что исследования посвящение понятию «политика» доказывают: политика изначально означает совокупность целей и критериев (требований), которые обусловливают отбор приемлемых для субъекта этой политики альтернатив в процессе принятия решений по ее реализации. Таким образом, понятие «региональная политика» выходит за рамки местной политики, о которой пишет Э. Б Алаев, ведь она является составляющей государственной региональной политики.
Вообще сущность термина «политика» состоит в формировании стратегической линии поведения субъекта в определенной сфере жизни, что приводит к достижению поставленной цели. Содержание региональной политики является совокупностью стратегически ориентированных целей и принципов, которые определяют пути реализации поставленных целей в процессе управления развитием социально-экономических территориальных комплексов разных уровней и форм организации в пространственном, региональном аспекте.
Известный украинский ученый Н. Долишний подает понятие региональной политики в двух ипостасях: в широком и узком смысле. В широком смысле, как считает исследователь, региональная политика является сферой деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием регионов страны в региональном аспекте [4, c. 12]. Она является составляющей национальной стратегии социально-экономического развития.
В узком смысле, региональная политика – совокупность организационных, правовых и экономических мер, осуществляемых субъектами региональной политики в соответствии с текущими стратегическими целями [4, c. 13]. Есть и другие подходы к понятию, которое нами исследуется.
В сборнике отечественных и зарубежных статей «Региональная политика и управление в странах Европы» особого внимания заслуживает статья российских исследователей Ю. Гладкого и А. Чистобаева «Основы региональной политики», в которой достаточно четко определяются виды региональной политики, ее основные цели, задачи и формы, а также авторы классифицируют регионы по уровню их развития. Отмечается, что для классификации регионов необходимо использовать определенные критерии, а именно: «уровень экономического развития; темпы экономического развития, тип территориальной структуры хозяйства, коэффициент плотности заселения территории; темпы прироста населения; характер и коэффициент производственной специализации и т.д.» [3, с. 23].
Согласно такой классификации регионы делятся на:
1) депрессивные, что в прошлом демонстрировали высокие темпы развития;
2) стагнационные с крайне низким, или нулевым темпом развития;
3) пионерские или регионы нового освоения;
4) микрорегионы, или первичные экономические регионы, которые теряют свои свойства при их дроблении на более мелкие;
5) экономические регионы первого порядка, или генеральные, то есть регионы, которые создают схемы регионального макроразделения страны;
6) программные или плановые регионы, на которые направляются государственные программы развития;
7) уникальные или проектные и проблемные регионы, характеризующиеся или крайне низким уровнем развития, или связаны со значительными новшествами и новостройками [3, с. 23–24].
Такое разделение регионов, по нашему мнению, достаточно условно, но оно также имеет право на существование. Саму государственную региональную политику как сложное общественно-политическое явление авторы определяют как «сферу деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, которая отражает как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой» [3, с. 15]
Н. И. Ларина и А. А. Кисельников определяют региональную политику как средство государственного регулирования социально-экономических процессов в проблемных регионах (ареалах) государства и снятия социального и экологического напряжения. [6, с. 4]
По нашему мнению, заслуживает внимания монография В. Н. Лексина «Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития». В ней рассматриваются такие важнейшие составляющие региональной политики, как институциональное обеспечение, механизмы государственного регулирования территориального развития, формирования и совершенствования национальной системы управления территориями, соотношение централизации и децентрализации в управлении территориальным развитием, экономическое развитие регионов, развитие местного самоуправления. Региональная политика определяется авторами как «сфера деятельности по управлению экономическим, социальным, экологическим и политическим развитием страны в региональном аспекте в соответствии с заранее разработанной программой. Целью региональной политики является создание условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития регионов, углубление процессов рыночной трансформации, повышение уровня жизни населения, обеспечение гарантированных государством социальных стандартов для каждого ее гражданина» [9, с. 19].
Вопросам региональной политики, в частности управлению социально-экономическим развитием регионов, посвящено учебное пособие А. С. Малин «Региональное управление». Отдельного внимания заслуживают авторские определения многих понятий по данной проблематике. Так, государственную региональную политику автор понимает как «совокупность организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в сфере регионального развития в соответствии с ее стратегическими и текущими целями и задачами …» [10, с. 77].
А. Г. Топчиев предлагает такое определение региональной политики: «Региональная политика – это деятельность государства, направленная на обеспечение эффективного и комплексного социально-экономического развития отдельных территорий страны – ее регионов … Понятно, что региональная политика имеет два главных вектора касательно своей разработки и реализации – «сверху», от центра, обосновывает принципы и принципы государственной региональной политики, и «снизу», от конкретных территорий, где нарабатывают практический опыт регионального планирования и ведения хозяйства» [3, с. 95].
Составной региональной политики является региональная экономическая политика, которая, по мнению автора, связана с государственным социально-экономическим развитием регионов и уровнем жизни населения с целью предотвращения значительных разрывов в этих показателях, обеспечение устойчивого и сбалансированного развития регионов [3, с. 95–96].
М. Кноглер и А. Секарев под региональной политикой понимают совокупность мероприятий, направленных на устранение различий в экономической дееспособности и жизненном уровне, которые имеются между территориально обособленными частями страны [5, с. 68].
Более адекватное, по нашему мнению, определение региональной политики сформулировали авторы серии статей «Региональная политика России: концепции, проблемы, решения». По их мнению, региональной политикой можно считать такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов такими методами и способами, которые учитывают природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все вышесказанное преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей [8, с. 51].
Как видно из приведенных выше определений региональной политики и государственной региональной политики, эти два понятия в научной литературе достаточно часто отождествляются, хотя, по нашему мнению, это не совсем правильно. Если раньше, еще несколько лет назад, развитие регионов должно было осуществляться только по четко установленным и определенным государством направлениям, то сейчас регионы не только имеют право, но и обязаны разрабатывать и самостоятельно реализовывать собственные стратегии регионального развития. Роль государства в этом контексте сводится к утверждению указанных программ. Основное же место в данном направлении отводится регионам.
В этой связи, по нашему убеждению, необходимо четко разграничивать «государственную региональную политику», то есть политику государства по обеспечению социально-экономического и общественно-политического регионального развития и «региональную политику» – политику, осуществляемую региональными властями, следовательно, и самыми регионами по обеспечению всестороннего устойчивого развития собственных территорий. Роль государства в этом случае сводится к поддержке соответствующих региональных инициатив в виде нормативно-правового и материально-финансового обеспечения, определение общих приоритетов регионального развития страны. В этом и должна выражаться государственная региональная политика страны в целом.