Региональное управление и территориальное планирование Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Региональная политика: цели, средства, инструменты

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Основы региональной политики 6
1.1 Понятие и сущность региональной политики 6
1.2 Понятие «регион» и его типология 11
Глава 2. Инструментарий реализации региональной политики 17
2.1 Суть механизма реализации региональной политики 17
2.2 Институциональный механизм региональной политики: централизации и децентрализации власти 23
Заключение 30
Список использованных источников 32

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы. На современном этапе развития Российской Федерации региональное развитие является приоритетом государственной политики. В стране существует понимание того, что устойчивое развитие регионов является залогом развития государства в целом. Проблемы оптимальности государственно-территориального устройства жизненно важные для любого современного государства. Трудно переоценить актуальность этих вопросов для России, которая находится в процессе реформирования своей политической системы и требует создания стройной системы организации власти. А также гармонизации отношений между различными ее уровнями, исключая возможность для любого давления, который выходит за рамки закона. Одним из главных аспектов этого процесса является реструктуризация территориальной организации власти в государстве и оптимизация региональной политики. Региональная политика – составляющая государственной политики, совокупность организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в сфере регионального развития. Она должна способствовать рациональному использованию природно-ресурсного, человеческого, производственного, инвестиционно-инновационного и других потенциалов. А также создавать условия для учета особенностей каждой территории (природно-географических, исторических, ресурсных, производственных, социальных, демографических и др.) в контексте общегосударственных интересов.
В контексте современной геополитической ситуации этот вопрос приобретает особое значение, поскольку региональное развитие, совершенствование политики укрепления потенциала регионов является важнейшей составляющей деятельности любого государства.
Предмет исследования – региональная политика – как предмет научно-теоретического анализа.
Объект исследований – сущность, содержание и механизмы реализации региональной политики.
Целью исследования является раскрытие элементов теории и понятийного аппарата региональной политики, а также механизмов ее реализации.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
 определить сущность понятия «региональная политика»;
 охарактеризовать содержание понятия «регион» и его типологию;
 раскрыть механизмы и приоритеты реализации региональной политики;
 проанализировать содержание институциональных механизмов осуществления региональной политики.
Состояние научной разработки темы. Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды ведущих российских, украинских и зарубежных ученых. Исследования различных аспектов региональной политики и ее особенностей нашли свое отражение в трудах зарубежных ученых: А. Вебера, И. Изарда, А. Лёша, Е. Маркузен, А. Маршалла, Дж. Фридмана, М. Фридмена, Й. Шумпетера.
Много внимания данной проблематике уделили отечественные и российские исследователи, такие как: Т. Аврамчикова, Э. Алаев, Ю. Гладкий, М. Комаров, Н. Ларина, В. Лексин, А. Пробст, Т. Точеная, Р. Туровский, А. Чистобаев и другие.
Последние десятилетия характеризуются ростом интереса украинских ученых к проблемам реализации региональной политики. Средин них следует назвать Н. Долишного, О. Кудрину, О. Кукарцева, О. Бабинову, Н. Попадинец, И. Ярошекна и других.
Структура исследования. Курсовая работа изложена на 31 странице печатного текста, состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список использованных источников, включающий 22 наименования. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены сущность понятия «региональная политика», а также раскрыто содержание понятия «регион» – как основной категории в регионалистике. Во второй главе определены механизмы и приоритеты реализации региональной политики. В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на решение задач региональной политики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Очевидно, что количество научных подходов к толкованию понятия «региональная политика» – множество. Анализ имеющихся трактовок региональной политики позволяет остановиться на двух ее основных определениях – научном и официальном государственном.
В первом случае региональная политика – это разработка и реализация в государственных масштабах системы мер для сбалансированного социально-экономического развития территорий, создания благоприятных предпосылок функционирования объектов, а также надлежащих социальных и экономических условий жизнедеятельности населения.
В официальном изложении региональная политика является системой мер, осуществляемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления для эффективного управления экономическим и социальным развитием страны.
Региональная политика, по нашему мнению, является неотъемлемой составляющей общегосударственной политики и соотносится с последней как часть к общему.
Региональная политика предстает как система мероприятий по обеспечению социально-экономического развития на региональном уровне. Вероятно, эта деятельность определяется плодотворным сотрудничеством государства (центра) и региона учитывая существование функциональной институциональной инфраструктуры. По этому, четкое обозначение «региона» является важной составляющей понятийного аппарата региональной политики.
При этом, региональная политика имеет свои особые, присущие только ей, специфические характеристики и ограничения. Она формируется, в частности, учитывая направления и темпы социально-экономического развития региона, объемы и размеры его бюджета, характеристики внутренней конкурентной среды, особенности экологической обстановки, ресурсного потенциала, а также с учетом собственной инвестиционной политики (которая, кстати, одновременно является и источником формирования и основным направлением региональной политики).
Региональную политику нужно рассматривать сквозь призму конкретизации интересов, которые она реализует. Насколько специфическими являются интересы регионов, отражающие исторические, этнические, природные, экономические, социальные, культурные особенности территорий, – настолько дифференцированными являются интересы государства по отношению к ним.
На сегодняшний день региональная политика должна основываться на системном сочетании инструментами стимулирования с целью накопления внутреннего потенциала регионов с инструментами перераспределения ресурсов в пользу проблемных территорий. Успешное определение приоритетов в региональной политике требует совершенствования системы правовых и организационно-экономических норм, механизма государственного регулирования регионального развития. Генеральную цель региональной политики нужно направить на постоянное увеличение жизненного потенциала населения страны и ее регионов. В политике развития регионов должны определяться свои приоритетные направления развития, которые не всегда могут совпадать с государственными. Определение приоритетов при решении задач региональной политики в связи с их слабой структурированностью должно основываться, прежде всего, на результатах системного анализа, моделирования и экономическом прогнозировании.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Основы региональной политики
1.1 Понятие и сущность региональной политики
Как показывает системный анализ научной литературы, а также различных проектных разработок, среди специалистов существуют существенные различия в определении термина «региональная политика», толковании его содержания и цели этой политики. Причиной тому является, нарушение общепринятых правил определения терминологии.
Известный специалист в области регионалистики Э. Б. Алаев под региональной политикой понимает сферу деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте [22, c. 123]. То есть, связанном с взаимоотношениями между государством и районами, а также районами между собой, тем самым отождествляя понятия «региональная политика» и «региональное управление».
С позицией Э. Б. Алаева трудно согласиться хотя бы потому, что исследования посвящение понятию «политика» доказывают: политика изначально означает совокупность целей и критериев (требований), которые обусловливают отбор приемлемых для субъекта этой политики альтернатив в процессе принятия решений по ее реализации. Таким образом, понятие «региональная политика» выходит за рамки местной политики, о которой пишет Э. Б Алаев, ведь она является составляющей государственной региональной политики.
Вообще сущность термина «политика» состоит в формировании стратегической линии поведения субъекта в определенной сфере жизни, что приводит к достижению поставленной цели. Содержание региональной политики является совокупностью стратегически ориентированных целей и принципов, которые определяют пути реализации поставленных целей в процессе управления развитием социально-экономических территориальных комплексов разных уровней и форм организации в пространственном, региональном аспекте.
Известный украинский ученый Н. Долишний подает понятие региональной политики в двух ипостасях: в широком и узком смысле. В широком смысле, как считает исследователь, региональная политика является сферой деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием регионов страны в региональном аспекте [4, c. 12]. Она является составляющей национальной стратегии социально-экономического развития.
В узком смысле, региональная политика – совокупность организационных, правовых и экономических мер, осуществляемых субъектами региональной политики в соответствии с текущими стратегическими целями [4, c. 13]. Есть и другие подходы к понятию, которое нами исследуется.
В сборнике отечественных и зарубежных статей «Региональная политика и управление в странах Европы» особого внимания заслуживает статья российских исследователей Ю. Гладкого и А. Чистобаева «Основы региональной политики», в которой достаточно четко определяются виды региональной политики, ее основные цели, задачи и формы, а также авторы классифицируют регионы по уровню их развития. Отмечается, что для классификации регионов необходимо использовать определенные критерии, а именно: «уровень экономического развития; темпы экономического развития, тип территориальной структуры хозяйства, коэффициент плотности заселения территории; темпы прироста населения; характер и коэффициент производственной специализации и т.д.» [3, с. 23].
Согласно такой классификации регионы делятся на:
1) депрессивные, что в прошлом демонстрировали высокие темпы развития;
2) стагнационные с крайне низким, или нулевым темпом развития;
3) пионерские или регионы нового освоения;
4) микрорегионы, или первичные экономические регионы, которые теряют свои свойства при их дроблении на более мелкие;
5) экономические регионы первого порядка, или генеральные, то есть регионы, которые создают схемы регионального макроразделения страны;
6) программные или плановые регионы, на которые направляются государственные программы развития;
7) уникальные или проектные и проблемные регионы, характеризующиеся или крайне низким уровнем развития, или связаны со значительными новшествами и новостройками [3, с. 23–24].
Такое разделение регионов, по нашему мнению, достаточно условно, но оно также имеет право на существование. Саму государственную региональную политику как сложное общественно-политическое явление авторы определяют как «сферу деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, которая отражает как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой» [3, с. 15]
Н. И. Ларина и А. А. Кисельников определяют региональную политику как средство государственного регулирования социально-экономических процессов в проблемных регионах (ареалах) государства и снятия социального и экологического напряжения. [6, с. 4]
По нашему мнению, заслуживает внимания монография В. Н. Лексина «Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития». В ней рассматриваются такие важнейшие составляющие региональной политики, как институциональное обеспечение, механизмы государственного регулирования территориального развития, формирования и совершенствования национальной системы управления территориями, соотношение централизации и децентрализации в управлении территориальным развитием, экономическое развитие регионов, развитие местного самоуправления. Региональная политика определяется авторами как «сфера деятельности по управлению экономическим, социальным, экологическим и политическим развитием страны в региональном аспекте в соответствии с заранее разработанной программой. Целью региональной политики является создание условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития регионов, углубление процессов рыночной трансформации, повышение уровня жизни населения, обеспечение гарантированных государством социальных стандартов для каждого ее гражданина» [9, с. 19].
Вопросам региональной политики, в частности управлению социально-экономическим развитием регионов, посвящено учебное пособие А. С. Малин «Региональное управление». Отдельного внимания заслуживают авторские определения многих понятий по данной проблематике. Так, государственную региональную политику автор понимает как «совокупность организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в сфере регионального развития в соответствии с ее стратегическими и текущими целями и задачами …» [10, с. 77].
А. Г. Топчиев предлагает такое определение региональной политики: «Региональная политика – это деятельность государства, направленная на обеспечение эффективного и комплексного социально-экономического развития отдельных территорий страны – ее регионов … Понятно, что региональная политика имеет два главных вектора касательно своей разработки и реализации – «сверху», от центра, обосновывает принципы и принципы государственной региональной политики, и «снизу», от конкретных территорий, где нарабатывают практический опыт регионального планирования и ведения хозяйства» [3, с. 95].
Составной региональной политики является региональная экономическая политика, которая, по мнению автора, связана с государственным социально-экономическим развитием регионов и уровнем жизни населения с целью предотвращения значительных разрывов в этих показателях, обеспечение устойчивого и сбалансированного развития регионов [3, с. 95–96].
М. Кноглер и А. Секарев под региональной политикой понимают совокупность мероприятий, направленных на устранение различий в экономической дееспособности и жизненном уровне, которые имеются между территориально обособленными частями страны [5, с. 68].
Более адекватное, по нашему мнению, определение региональной политики сформулировали авторы серии статей «Региональная политика России: концепции, проблемы, решения». По их мнению, региональной политикой можно считать такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов такими методами и способами, которые учитывают природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все вышесказанное преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей [8, с. 51].
Как видно из приведенных выше определений региональной политики и государственной региональной политики, эти два понятия в научной литературе достаточно часто отождествляются, хотя, по нашему мнению, это не совсем правильно. Если раньше, еще несколько лет назад, развитие регионов должно было осуществляться только по четко установленным и определенным государством направлениям, то сейчас регионы не только имеют право, но и обязаны разрабатывать и самостоятельно реализовывать собственные стратегии регионального развития. Роль государства в этом контексте сводится к утверждению указанных программ. Основное же место в данном направлении отводится регионам.
В этой связи, по нашему убеждению, необходимо четко разграничивать «государственную региональную политику», то есть политику государства по обеспечению социально-экономического и общественно-политического регионального развития и «региональную политику» – политику, осуществляемую региональными властями, следовательно, и самыми регионами по обеспечению всестороннего устойчивого развития собственных территорий. Роль государства в этом случае сводится к поддержке соответствующих региональных инициатив в виде нормативно-правового и материально-финансового обеспечения, определение общих приоритетов регионального развития страны. В этом и должна выражаться государственная региональная политика страны в целом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы