Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право

Курсовая теория на тему Референдум Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1 Понятие и
общая характеристика референдума. 6

1.1 Понятие и
становление референдума в России. 6

1.2 Виды
референдумов. 12

2 Особенности
реализации референдума в Российской Федерации. 17

2.1
Референдум как форма прямого народовластия. 17

2.2 Институт
референдума в России: проблемы реализации. 20

Заключение. 27

Список
литературы.. 29

 

  

Введение:

 

Среди
прав граждан, предоставленных Конституцией Российской Федерации, особое место
занимает группа избирательных прав: прав на участие в выборах и референдуме.

Референдум как
государственно-правовой и социально-политический институт является одной из
важнейших форм непосредственной демократии, одним из ключевых проявлений
прямого народовластия. Референдум и схожие с ним институты на протяжении
истории развития общества если и далеко не всегда проявляли себя в
общественно-политической жизни как реальные каналы взаимодействия общества и
власти, то, по крайней мере, являлись одним из важнейших ориентиров
демократически-ориентированной мысли.

В условиях современного информационного
общества с его развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой,
развитием интернет-технологий, социальных сетей и широкой доступностью
соответствующих технических средств, проблемы реализации прямого народовластия,
в том числе посредством референдумных процедур, приобретают особую значимость.

Сам
референдум породил множество вопросов: юридических, морально-этических и
политических. Интенсивные споры породили сами формулировки вопросов, и их
возможные юридические и политические последствия. Поэтому представляется
актуальным рассмотрение института референдума в России
.

Степень
разработанности темы. Изучение института референдума в Российской Федерации
проводилось многими российскими учеными, теоретиками и практиками. Большой
вклад в изучение отдельных вопросов референдума внесли такие ученые, как: О.С. Жильцова,
В.Л. Бороева,        М.А. Бучакова,
Г.Р.
Саидахмедова
и другие. Но при наличии достаточного
количества периодических изданий, в них рассматриваются отдельные проблемные вопросы,
касающиеся истории становления референдума, классификации, порядка проведения.
Однако до сих пор отсутствуют комплексные работы по данной тематике.

Объектом курсовой работы является институт
референдума Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы права,
закрепляющие комплекс мер по организации, проведению и особенностям
регулирования референдума в Российской Федерации на разных уровнях.

Целью работы является изучение основ правового
регулирования и практической реализации референдума в Российской Федерации.

Достижение поставленной цели возможно при
решении следующих задач:

                  
рассмотреть понятие и историю становления
референдума в России;

                  
изучить основные виды референдумов;

                  
охарактеризовать референдум как форму
прямого народовластия;

                  
проанализировать проблемы реализации референдума
в России
.

Нормативная основа исследования представлена
следующими законодательными актами:
Конституцией Российской Федерации,[1] Федеральным
конституционным законом № 5-ФКЗ от 28 июня 2004 (ред. от 18.06.2017) «О
референдуме Российской Федерации»[2], Федеральным
конституционным законом от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005)
«О
порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового
субъекта Российской Федерации»[3], Федеральным законом №
67-ФЗ от 12 июня 2002 (ред. от 01.04.2020) «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[4], Федеральным законом №
59-ФЗ от 02 мая 2006 (ред. от 27.12.2018)
«О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации»[5]



[1] Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст.
4398.

[2] Российская газета. 2004. 30 июня; Собрание законодательства РФ. 2017. № 19. Ст. 2015.

[3] Российская газета. 2001. 20 декабря;
Российская газета. 2005. 3 ноября.

[4] Российская газета. 2002. 15 июня; Собрание законодательства РФ. 2020. № 14. Ст. 1015.

[5] Российская газета. 2006. 05 мая;
Собрание законодательства РФ. 2018. № 1. Ст. 2060.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования можно сделать
следующие выводы

Референдум
представляет собой форму непосредственного волеизъявления граждан, выражающуюся
в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального
или местного значения.

Исторически сложилось,
что на референдуме решаются действительно важные вопросы. Но стоит учитывать
то, что референдум – довольно затратное дело, поэтому стоит задуматься над
заменой референдума социологическим опросом. При этом, безусловно, следует
учитывать значимость вопроса, и принятие особо важных решений всё-таки оставить
для голосования граждан на референдуме.

Существуют разные
основания классификации референдумов в Российской Федерации и, соответственно,
в зависимости от основания классификации, референдумы подразделяются на
конкретные виды. Одним из таких оснований является классификация по
территориальному признаку, в соответствии с которым референдумы подразделяются
на общегосударственные, региональные, местные.

Несмотря на наличие
исторического опыта в организации и проведении референдума и иных аналогичных
институтов в нашей стране, в настоящее время институт референдума пребывает в
стагнации и рискует перейти в разряд «хрестоматийных примеров».

Референдум как важнейшая
форма прямого народовластия обеспечивает возможность реализации волеизъявления
народа, а также самостоятельного участия граждан в определении государственной
политики.

Однако на сегодняшний
день существует достаточно большое количество проблем, связанных с реализацией
данного института на практике. В частности, проблема, связанная с
количественным созданием инициативной группы для проведения референдума. Теперь
инициативные группы должны быть созданы минимум в половине субъектов РФ в
ограниченный срок. В действующем законе в 10 раз увеличили количество
участников инициативной региональной группы по проведению референдума, которая
теперь должна состоять не менее чем из 100 граждан, зарегистрированных на
территории соответствующего субъекта Федерации. Введение подобного положения о
численности труднодостижимо без поддержки той или иной партии, а для
малонаселенных районов эта миссия невыполнима.

Кроме того, право на сбор
подписей в поддержку инициативы референдума принадлежит исключительно членам
инициативной группы, что исключает возможность привлечения других людей на это
мероприятие и серьезно ограничивает возможность сбора необходимого количества
подписей. Действующий закон впервые предусматривал необходимость создания адвокатской
группы, численность которой должна составлять не менее 500 граждан. В то же
время участник референдума, включенный в инициативную группу, не может быть
включен в агитационную группу, что является явно нелогичным и юридически
некорректным, поскольку имеют место нарушения статьи 30 Конституции Российской
Федерации.

Нерешенными остаются и
вопросы, касающиеся рациональности проведения референдума. Ведь зачастую народ
не верит в реальные результаты проведения подобных мероприятий и неохотно
вовлекается в подготовку и участие в референдуме.

Решение этих и многих
других проблем связано и с принятием законодательных актов, и с внесением
изменений в действующие законы, а так же с осознанием органами власти всех
уровней и населения особой роли и значимости референдума в организации жизни и
деятельности.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Понятие
и общая характеристика референдума

1.1 Понятие и
становление референдума в России

 

Слово «референдум» в
переводе с латинского означает «то, что должно быть сообщено». Референдум
играет важную роль в современном демократическом обществе. В науке различают
две формы демократии: непосредственную и представительную (опосредованную).
Опосредованная демократия реализуется посредством различных форм
представительства. Референдум является разновидностью непосредственной
демократии. Данная форма волеизъявления позволяет населению излагать свою волю
без посредников и дает возможность принимать участие в государственном
управлении, решая наиболее важные вопросы. Референдум рассматривают в качестве
высшей формы непосредственной демократии.[1]

Референдум в современном
обществе является достаточно дорогостоящим мероприятием и, в этой связи,
проводится лишь в исключительных случаях и только по очень важным вопросам. На
практике он часто подменяется опросом граждан, так как это мероприятие не несет
такой большой нагрузки на местные, региональные и федеральный бюджет. Но здесь
возможны манипуляции. Поэтому значимость института референдума как наиболее
точного инструмента учета общественного мнения при решении важных вопросов
трудно переоценить.

Истоки референдумного
права лежат в первобытном обществе. Т. В. Кашанина отмечает, что «прообразом
референдума можно считать собрание взрослых членов общества того далекого
периода. Архаика и примитивизм органа управления первобытным обществом, каким
являлось собрание взрослых членов, не должны помешать сравнению с реалиями
сегодняшнего дня. Напротив, данное сравнение не позволит нам зазнаваться и
считать, что наше общественное развитие и управление обществом есть верх
совершенства».[2]

Собрание взрослых членов первобытного
общества существовало практически во всех племенах и являлось их органом
управления. В зависимости от преобладающего способа производства или способа
добывания продуктов потребления собрания проводились и с определенным
субъектным составом. Так, если племя занималось земледелием и скотоводством, то
созывались все мужчины и женщины, как непосредственные участники
соответствующего способа производства. Если же основным источником пропитания
являлась война, то созывались только члены племени, способные носить оружие и участвовать
в боевых действиях – войны. Как правило, женщины не обладали правом голоса на
подобных собраниях. Ход собрания регулировался определенным лицом, как правило,
вождем или руководителем совета старейшин.

«Обычно вестник предводителя
племени скликал людей по поселку (лагерю) громким голосом. Народ, собравшись,
садился рядами, а на особом возвышении рассаживались старейшины (вожди). Вождь
сам или через вестника оглашал свое решение или то, что надумали все вожди
вместе. Нередко поднимался шум, в котором сначала ничего нельзя было разобрать:
одни одобряли решение, другие выражали неудовольствие. Вожди не спрашивали по
очереди мнение простых людей. Они были довольны, когда слышали больше
одобрительных криков. Если беспорядок становился велик, какой-нибудь сильный и
строгий вождь начинал расправляться палкой налево и направо. Особенно
доставалось тем смельчакам, кто, разойдясь, чересчур уж поносил вождей», – отмечает
Т. В. Кашанина.[3]

На Руси прообразом
референдума считается проводимое вече в Новгороде, Пскове, Киеве и др. городах.
«Согласно Новгородской судной грамоте вече – это орган, объединяющий все
элементы политической системы Новгородской республики, к которым относились
посадники, тысяцкие, бояре, владыка, князь и другие должностные лица. Кроме
того, на нем присутствовали житьи люди, купцы, ремесленники, а также
представители всех пяти регионов Великого Новгорода».[4]

Вече выступало одним из
инструментов наделения полномочиями высших должностных лиц. Наиболее часто
итогом вече было призвание князя и законодательство. К ведению вече в Новгороде
относились также вопросы:

                  
избрание и смещение посадников, тысяцких и
владык;

                  
назначение новгородских воевод, посадников
и воевод в провинции;

                  
контроль над деятельностью должностных лиц;
внешние сношения;

                  
торговые соглашения с Западом;

                  
пожалование земель;

                  
установление торговых правил и льгот;

                  
установление за отбыванием и несением повинностей
населения;

                  
контроль за исполнением судебных сроков и
решений;

                  
в исключительных случаях – непосредственное
разбирательство дел.[5]



[2] Кашанина Т. В.
Структура права: монография. – М.: Проспект, 2014. С. 322.

[3] Там же. С. 323.

[4] Новгородская
судная грамота // Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. 1984. С. 304.

[5] Институты
самоуправления: историко-правовое исследование / Графский В. Г., Ефремова Н.
Н., Карпец В. И.; Отв. ред.: Мамут Л. С. – М.: Наука, 1995. С. 132-133.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы