Основы языкознания Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Редупликации. Сложения основ. Супплетивизм.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования вопросов слоообразования в языкознании 5
1.1. Редупликация как способ словообразования 5
1.2. Исследования особенностей сложения основ в русском языкознании 6
1.3. Супплетивизм как грамматическое явление 11
Глава 2. Анализ особенностей применения исследуемых способов словообразования 14
2.1. Особенности проявления супплетивизма в языках 14
2.2. Особенности редупликации в английском языке 15
2.3. Особенности образования новых слов с помощью основосложения 20
Заключение 23
Список литературы 24

  

Введение:

 

Наблюдения показывают, что одной из закономерностей развития современного словообразования является активное продуцирование сложных лексем. Рост производительности способа составления слов — признак языка переходных времен в истории развития общества. Очень активный процесс создания сложных слов связан также с социально-политическими изменениями.
Основной средой активного продуцирования лексических единиц выступает публицистический и разговорный стиль. Важное место в этом принадлежит общению в Интернете. СМИ производятся языковые стандарты, формируются определенные языковые вкусы у слушателей, стимулируется на этой основе их собственное словотворчество. Все указанное делает масс-медиа важным источником с точки зрения исследования языковых процессов.
Внеязыковые факторы требуют, а внутриязыковые способствуют образованию многих новых слов. Словообразовательная импровизация — одна из характерных черт современного деривационного процесса. Появление новых слов обусловлено двумя основными причинами: одна из них — необходимость точно и как можно быстрее номинировать предмет, явление, действие, процесс и т.п., не имеющий названия, вторая — стремление к языковой компрессии. Отсутствие цензуры, ощущение свободы, в частности чувство внутренней свободы у граждан, в том числе у журналистов, в связи с бурными социально-политическими изменениями в обществе, материализовалось в процессе словотворчества. Его следствием является появление многих потенциальных и окказиональных образований.
В индоевропейских языках редупликация стала предметом изучения с конца XIX — начала XX веков. Различные аспекты такого языкового явления как «редупликация» в германских языках исследовались в трудах Э. Сепира, А. Эсперсена, Е. Экхардта, Л. Блумфилд, Г. Марчанда, Е. Моравчик, Д. Болингер, И. В. Арнольд, T. М. Беляевой, Л. И. Петровой.
Вопросам словообразования уделяли немало внимания российские лингвисты еще в XIX веке. Это работы М.И.Павского, М.И. Греча, И.А. Давыдова, В Х.Востокова. Позже проблема словосложения также интересовала многих лингвистов, а именно: Ф И. Буслаева, А. А. Потебню, Л. В. Щербу, А. А. Шахматова, В.О.Богородицкого, В.В.Виноградова, Л.А.Булаховского, М.М.Шанского. На протяжении последних десятилетий немало ученых работало над проблемой словосложения. Это, в частности, труды таких известных российских лингвистов, как Г.О.Винокура, О.А.Земской, В.В.Лопатина, И.С.Улухакова и др.
Объект работы – современное языкознание.
Предмет – особенности использования редупликации, сложения основ и супплетивизма в слоообразовании.
Целью работы является анализ особенностей использования редупликации, сложения основ и супплетивизма в слоообразовании.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты исследования вопросов слоообразования в языкознании.
2. Провести анализ особенностей применения исследуемых способов словообразования.
Методы исследования: анализ научно-исследовательских источников по теме исследования.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Слова-редупликаты имеют определенные особенности, соответствуют структурным словообразовательным моделям словосложения и классифицируются по морфологическим изменениям.
Редупликация активно реализует экспрессивную функцию, поскольку повтор, безусловно, усиливает и подчеркивает значение того, что выражается этим словом. Возможно, это свойство редупликации объясняется тем, что человек осознает такие природные явления как симметрию, ритм и т.д., как категории гармонии, и тем самым, активно использует их в процессе речевой деятельности.
Супплетивизм характеризуется как явление, граничащее и с лексическим и с грамматическим значением. Супплетивизм как способ выражения грамматических значений можно назвать лексическим способом. В рамках современной научной парадигмы любое языковое явление, а тем более исследуемая проблема супплетивизма, не может быть ограничена одной научной концепцией — структурализмом, логическим позитивизмом или функционализмом.
Существуют разные подходы к изучению проблемы супплетивизма, основанные прежде всего на подходах к изучению языка в целом. Многие ученые исследовали проблему супплетивизма на материале только германских языков. В соответствии с этим были созданы и разрозненные процессы, явления, проблемы исследования супплетивизма.
Основосложение – это один из самых продуктивных способов словообразования в современном английском языке. В русском языке оно используется в основном при создании существительных и прилагательных. В немецком языке сочетание двух или нескольких основ существительных для образования новых слов используется чаще, чем в русском языке. Основосложение можно подать формулой «основа + основа».

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования вопросов слоообразования в языкознании

1.1. Редупликация как способ словообразования

Создание слов путем редупликации является продуктивным типом словообразования почти всех языков мира. Слова-повторы составляют самостоятельный подтип словообразования и являются способом образования слов через словосложение его конституентов. Благодаря редупликации создаются новые лексические единицы, грамматические формы и стилистические варианты.
В лингвистической литературе для обозначения данного процесса используются различные термины: удвоение, повтор, парное сочетание, геминация, редупликация, дупликация. Одни лингвисты используют эти термины без дифференциации значения и функции, другие дифференцируют их.
Редупликация как языковое явление, является повтором, удвоением единиц различных языковых уровней через полное или (чаще) частичное повторение корня, основы или всего слова, иногда аффикса (аффиксальная редупликация), без изменения или с некоторым изменением их звучания, состава (морфемные повторы на синтаксическом уровне — аллитерация, анафора), и является способом образования новых слов, фразеологических единиц, синтаксических конструкций, которые могут передавать грамматическое значение с семантическим усилением и / или экспрессивной выразительностью этих единиц.
Чаще всего с помощью редупликации выражается интенсивность действия или качества, дробность, уменшенность и т.д. [4, с. 408]. В этом аспекте, редупликация является носителем разнообразной семантики: мультипликативности, итеративности, дистрибутивности, аугментативности, аттенуативности [6, с. 59].
Для редупликации характерна цельнооформленность, рифмование компонентов и наличие значения, что отличается (частично или полностью) от значения отдельного компонента редуплицированных образований.

1.2. Исследования особенностей сложения основ в русском языкознании

О.А.Земская считает, что образование сложных существительных происходит несколькими способами. Они обычно состоят из двух основ, хотя могут объединять и большее количество компонентов. По способу сочетания компонентов исследователь различает две группы: 1) сложные существительные, компоненты которых связываются с помощью интерфикса; 2) сложные существительные, компоненты которых сочетаются без интерфикса [17: с.177 ].
Среди способов образования сложных существительных первой группы О.А.Земская выделила: Чистое сложение, когда последняя (опорная) часть является самостоятельным существительным; в функции отдельного компонента может также использоваться основа прилагательных, реже — существительные, числительные и местоимения: сухофрукты, лесопромышленность, первоисточник. Первый компонент служит конкретизатором значений композитов.
2. Сложение совместно с суффиксацией (материально выраженной и нулевой). Вторым компонентом в них выступает основа глагола или существительного: орденоносец, железнодорожник
3 Сложение в сочетании с нулевой суффиксацией, в рамках которого различают сложение со вторым глагольным или именным компонентом — в зависимости от того, словом какой части речи выражена вторая часть составного слова: зверолов, книголюб, вездеход, тяжеловес, пустоцвет.
4 Сложение с опорным именным компонентом, имеющим значение «носитель отношения к предмету, названному опорным компонентом сложения и конкретизированного первым компонентом»: носорог, утконос.
Сложные слова, образующиеся без помощи интерфиксы — это редко применяемый тип слов: Ленинград, меч-рыба [17, с. 56].
В.В. Лопатин и И.С. Улуханов в «Русской грамматике» 1980 г большое внимание уделили сложениям с опорным компонентом, равным самостоятельному слову. Одним из способов создания сложных существительных служит способ чистого сложения. В.В.Лопатин отмечает: «Способом чистого сложения образуются существительные с интерфиксом (даже с нулевым), словообразовательное значение которых состоит в объединении значений основ мотивирующих слов в одно сложное значение» [33, с. 415].
По семантическому соотношению мотивирующих основ В.В.Лопатин делил слова на два подтипа: сложные слова с сочинительным (равноправным) отношением основ лесостепь, железобетон) и сложные слова с подчиненным (неравноправным) отношением основ птицефабрика, нефтепромышленность). Особое место среди сложных существительных, по его мнению, занимают сложения со связанными опорными компонентами преимущественно интернационального характера. В суффиксальносложенных существительных различают сложения с опорным компонентом: оно имеет глагольную основу (мореплаватель, паросборник, землепроходец); сложения с опорным компонентом, который представлен основой существительного (дальневосточник, фальшивомонетчик, пустословие, одноглазка), сложения со связанными опорными компонентами (секундометрия, полифония, фототипия, полиграфия). Среди сложных существительных с нулевым суффиксом выделены сложения с опорным компонентом — глагольной основой (книголюб, зверолов, скороход) и сложения с опорным компонентом — основой существительного (острослов, пустоцвет, тяжеловес).
И.С. Улуханов в «Русской грамматике», сложение определил как «способ образования слов, при котором опорный (последний) компонент равен целому слову, а предыдущий компонент представляет собой чистую

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы