Курсовая теория на тему Редакторская работа над композицией литературно-художественного произведения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Сущность и специфика редакторской деятельности
1.1 «Редактирование»:
специфика и отличительные особенности.
1.2 Редакторская деятельность
как феномен
1.3 Этапы редакторской
деятельности в процессе работы с литературно-художественным произведением
Глава 2.
Редакторская работа с композицией литературно-художественного произведения
2.1 Базовые
принципы работы редактора над композицией литературно-художественного
произведения
Список
использованной литературы
Введение:
Редакторская деятельность
представляет собой важную проблему в современном мире. Речь идет о том, что
сегодня публикуются сотни тысяч различных текстов в самых разных Жанрах. И
часто при этом ощущается недостаточность именно редакторской работы над такими текстами.
Литературно-художественные
произведения создаются постоянно, и спрос на новые тексты популярных авторов
растет. Работа редактора, направленная на корректировку и правки композиции
произведения играет важную роль в контексте донесения замысла автора до
читателя, поскольку если качество и логика излагаемого текста будут сложны для
восприятия, то читатель откажется от своего выбора и будет читать произведения
другого автора.
Проблема редактирования
литературно-художественных произведений, а также роль редактора в работе над
композицией таких произведений уже рассмотрена в исследовательской литературе.
Мы можем отметить работы А.В. Абрамовича, М.И. Алексеевой, С.М. Брейтбург, М.П.
Сенкевича, М.Д. Феллера и др.
Тема настоящего
исследования представляется актуальной,
поскольку в современном обилии литературно-художественных текстов во всех
жанрах от детектива до исторического романа часто встречаются образцы текста, в
которых ощущается явная нехватка редакторской работы. Кроме того,
профессионализм редактора также часто позволяет раскрыть потенциал
литературно-художественного произведения и замысла его автора.
Объектом
настоящего исследования является редакторская деятельность, предметом настоящего исследования
является редакторская деятельность при работе над композицией
литературно-художественного произведения.
Цель
исследования состоит в том, чтобы выявить отличительные особенности
редакторской деятельности как феномена применительно к работе над композицией
литературно-художественного произведения.
Поставленная цель
подразумевает решение следующих задач:
1.
Проанализировать специфику редакторской
деятельности как феномена;
2.
Рассмотреть отличительные особенности
понятия «редактирование» и определить его виды;
3.
Обозначить структуру редакторской
деятельности применительно к литературно-художественному произведению;
4.
Рассмотреть особенности редакторской
деятельности над композицией литературно-художественного произведения.
Степень разработанности темы
представлена в трудах известных отечественных авторов: А.Э. Мильчин «Методика
редактирования текста», В.А. Максимов «Стилистика и литературное
редактирование», А.В. Абрамович, Э.А. Лазаревич «Литературное редактирование»,
Н.М. Сикорский «Редактирование отдельных видов литературы», С.Г. Антонова, В.И.
Васильев, И.А. Жарков «Редакторская подготовка изданий», М.Б. Храпченко «Язык
художественной литературы», М.Д. Феллер «Структура произведения: как она
действует» и др.
Практическая
значимость настоящего исследования заключается в том, что его
результаты могут быть использованы для анализа на практических занятиях,
посвященных профессиональной подготовке редакторов, а также на семинарах по
стилистике.
Структура
работы обусловлена поставленной целью и задачами. Исследование включает в себя
введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении обозначаются актуальность, цель и задачи исследования,
формулируются объект и предмет исследования, а также его практическая
значимость.
В первой главе рассматриваются отличительные особенности редакторской
деятельности как профессиональной сферы, анализируется понятие
«редактирование», рассматривается структура редакторской деятельности.
Во второй главе рассматривается специфика работы редактора с
литературно-художественным произведением и его композицией.
В заключении приводятся основные полученные в ходе исследования
результаты.
Заключение:
В данной курсовой работе
были рассмотрены ключевые особенности работы редактора над композицией
литературно-художественного произведения.
Мы также рассмотрели, как
действует редактор в ходе работы над произведением. Было установлено, что для
редактора-профессионала важны углубленное чтение, осуществление правки только
после него, составление заключения о материале сразу после его прочтения и
ознакомления. В ходе работы над данной темой, мы исследовали творческую
составляющую различных аспектов редакторской деятельности, а также выявили
особенности его работы над произведениями разных жанров и таких составляющих,
как хронотоп, сюжет, персонаж и изобразительная деталь. При подготовке к
опубликованию материалов массовой информации мы наблюдали гибкое сочетание
различных методик, которое диктуется многообразием содержательных и жанровых
характеристик журналистских произведений.
Главная цель, которую
преследует редактор в процессе своей деятельности, включая работу над
композицией литературно-художественного произведения, – это создание наиболее
идеализированного и адаптированного текста для той целевой аудитории, которая
была выбрана заранее. Ведь правка является одним из основных средств реализации
творческих возможностей редактора. При правильном понимании ее функций
редактору удается сделать авторскую рукопись нужной и интересной.
Мы также установили, что
без редактирования текста немыслим выход ни одного периодического издания, ни
одной книги и даже маленького рекламного текста. Редакторская правка текста была
известна очень давно, на заре письменности и книгоиздательства. Со временем в
этой теперь уже отрасли редактирования намечались особые закономерности,
специфические черты и законы, выделялись функции и условия редактирования
авторских текстов.
На современном этапе
редакторская правка имеет несколько подразделений, то есть существуют различные
виды правки, которые применяются постоянно в каждом издательстве или редакции.
Это значит, что данная тема работы была, есть и будет актуальной, потому что
как издатель, так и автор максимально заинтересованы в том, чтобы донести
читателю интересную, живую, яркую, полезную и, главное, читаемую информацию.
Таким образом, можно сделать вывод, что редактирование – это сложный
мыслительный и творческий процесс, опирающийся на знания и навыки редактора и
способствующий улучшению произведения.
Более того, важно
подчеркнуть, что несмотря на всю изученность данной темы, на сформулированность
всех основных стратегий и тактик работы с текстом, появляются все новые и новые
исследования по рассматриваемой проблеме, цель которых состоит в том, чтобы
привлекать к научному осмыслению данной важной практической проблемы новые
достижения гуманитарного знания. К таким областям можно отнести дискурсный
анализ и когнитивные исследования, которые также находят свое отражение в
контексте осмысления специфики редакторской деятельности в целом и редакторской
работы над композицией литературно-художественного произведения в частности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Сущность и специфика редакторской деятельности
1.1
«Редактирование»:
специфика и отличительные особенности
Понятие «редактирование»
пришло из латинского языка, и дословно переводится как «приведенный в порядок».
Редакторская и корректорская правки означают изменение текста в лучшую сторону,
с учетом композиционных, орфографических и стилевых его особенностей [13]. Правка-вычитка, правка-сокращение,
правка-обработка и правка-переделка – это те четыре вида правки, которые
следует различать в редактировании [22].
Правка-вычитка редактора
и корректора очень отличаются. Например, в задачу корректора входить лишь
исправление ошибок и недочетов в тексте. Готовый материал должен полностью
совпадать с авторским текстом, никакие другие исправления в работе корректора
недопустимы. Совсем иначе обстоит дело с редакторской правкой-вычиткой.
Редактор должен читать текст «насквозь». Его работа состоит в том, чтобы убрать
все смысловые, композиционные и стилевые недочеты. Обратить особое внимание на
правильное написание имен и фамилий, названий городов. Он обязан проверять все
факты, упомянутые в тексте. Также в его обязанности входит сверка заголовка и
текста и подписей к иллюстрациям [3, с. 53].
К задачам
правки-сокращения относится уменьшение объема текста. Этот этап необходим для
доведения текста до нужных размеров. Обычно этот вид правки востребован, когда
в текст нужно внести изменения, вызванные какими-либо обстоятельствами или
различными техническими 6 соображениями. На этом этапе происходит уже прямое
вмешательство в текст, его внутреннее изменение. При этом, редактор должен
критически относиться к данному процессу. Правильно сократить текст, убрать его
фрагменты и не потерять изначальный смысл текста – вот цель, которой обязан
следовать профессиональный редактор. Если изменения внесены правильно, то все,
что остается в дальнейшем – это убрать стыки между оказавшимися рядом частями
текста. Главное после этого, на что нужно обратить внимание – не упоминание в
прямом или косвенном виде в оставшихся частях рукописи тех фрагментов, которые
были изъяты в процессе правки-сокращения [3, с. 56].
Обработка – самый
распространённый вид правки. Её задача – подготовка к публикации окончательного
варианта текста, в котором полностью учтены результаты редакторского анализа.
Цель обработки – отделка текста с литературной точки зрения, совершенствование
его формы, уточнение идеи автора, его замысла. По своему характеру изменения,
вносимые при этом в текст, разнообразны: сокращение, дописывание отдельных
фрагментов, замена слов и оборотов речи, изменение синтаксических структур,
совершенствование композиции, а также шлифовка текста произведения с точки
зрения литературного языка, его совершенствование в целом, уточнение замысла
автора и его отдельных идей. Однако самобытность и авторскую манеру изложения,
его стилевые особенности правка-обработка изменять не должна [3, с. 58].
Правка-переделка
основывается на том, что создает новый текст, основанный на материале, который
был предоставлен автором. На данном этапе редактор обязан строго следовать уже
сообщенным и имеющимся фактам и не вносить в материал абсолютно не относящиеся
к тексту факты или фрагменты иного содержания. Его задача – это превращение
замысла и идеи автора в литературную форму. Вполне объяснимо он может изменять
жанр 7 материала и обрабатывать текст в случае изменения его целевой аудитории
[20, с. 53].