Курсовая теория на тему Речевые стратегии интервью в программе «Познер»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Основная характеристика портретного интервью
1.1. Коммуникативные параметры портретного интервью
1.2. Конфронтационное и кооперативное речевое поведение в ходе портретного интервью
1.3. Принципы речевого поведения или приемы диалогизации
Введение:
Актуальность. Журналистская беседа в форме интервью – это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации по заранее заготовленному плану. Сегодня интервью имеет разные формы, и одна из популярных на современном телевидении – это портретное интервью. Общественности очень важно знать, как живут популярные люди, что для них важно и что они думают по тому или иному поводу. Отношение интервьера к своему гостю на программе имеет самое непосредственное значение для того, каким образом будет построено интервью, в каком ключе будет преподнесен сам приглашенный на передачу персонаж. И здесь особенное значение приобретают речевые стратегии.
Речевая стратегия – это планирование речевого поведения; общий план речевых действий для достижения поставленной коммуникативной цели. Стратегия речи определяется коммуникативной целью (см.) говорящего. Общая стратегия речевого поведения складывается из частных речевых тактик.
Вызволить необходимую интервьеру информацию из-под пласта недоверия, скептицизма, самоуверенности, скрытности, придуманного имиджа героя интервью – задача нелегкая и очень интересная с точки зрения профессионального мастерства журналиста. Если говорящий и воспринимающий ориентируются на разные кодексы речевого поведения, разные системы постулатов и правил (разный их набор и/или разную иерархию внутри одного набора), это приводит к конфликтам речевых решений. В зависимости от речевой ситуации, отношений между собеседниками и оценки коммуникативного события говорящий может изменять стратегии речевого поведения.
Именно поэтому речевая стратегии ведения интервью в настоящее время – это, действительно, проблема, которая касается всех ведущих современных программ.
Объект исследования: портретное интервью на телевидении.
Предмет исследования: речевые стратегии в портретном интервью.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить речевые стратегии, которые используются на современном телевидении в процессе интервью.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить коммуникативные параметры портретного интервью;
— проанализировать конфронтационное и кооперативное речевое поведение лингвопрагматическом процессе;
— выявить речевые стратегии интервью в программе «Познер».
Следует отметить, что В. Познер зачастую интеллектуально и эмоционально воздействует на аудиторию, предлагая ему информацию для размышления, обозначая модели поведения в разных ситуациях, задавая систему социокультурных ориентиров. Он стремится раскрыть своего собеседника, раскрепостить его.
Невербальные средства (положение тела в пространстве, смена темпа), а также вербальные средства адресации позволяют говорить о реализации воздействующей функции, о стремлении внедрить важные идеологемы в сознание телеаудитории.
Личные взгляды Познера и его отношение к собеседнику влияют на
результат коммуникативного акта. Познер позиционирует себя как человек, свободных взглядов, атеист, который не понимает, как можно преследовать человека за его личные убеждения.
Познер всегда настроен доброжелательно и не переходит в открытые формы конфликтов. В любом случае он очень тактичен. Не сильно эмоционален, скорее – очень спокоен. Некоторая монотонность присутствует, что связано с отсутствием экспрессивности в речи.
Рассмотрение особенностей интервью Познера послужит в данном исследовании базой, которая, при помощи дискурс-анализа, будет собрана и систематизирована для составления характеристик речевых стратегий Познера в процессе его общения с гостями.
Методы исследования. В работе использовались теоретические методы исследования (сбор, анализ, систематизация данных), а также практические, среди которых следующие:
— Контент-анализ;
— Дискурс-анализ.
Научная база исследования. Данное исследование строилось на основании работ следующих ученых, которые изучали интервью как вид телевизионной программы: И.В. Иванова, Т.В. Майданова, Т.В. Винокурова, Г.В. Кузнецов, К.Ф. Седов, И.О. Стерин и другие.
Речевое поведение исследовали следующие авторы: И.А. Стернин, И.П. Сусов, В.И. Карасик, В.С. Третьякова, О.А. Михайлова и другие.
Важные аспекты, которые изучались в данном исследовании: это интервью и, в частности, портретное интервью, как разновидность формы публичного диалога, речевое поведение и его лингвопрагматический аспект. Кроме того, важно понимать возможные стратегии коммуникационного процесса и намерения личности в процессе общения.
База исследования: телевизионная программа «Познер».
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРТРЕТНОГО ИНТЕРВЬЮ
1.1. Принципы речевого поведения или приемы диалогизации
Одной из основополагающих тенденций современных средств массовой информации (СМИ) сегодня является направленность журналиста на равенство с читателем. То есть, ему необходима установка на диалогичность. Такая тенденция просматривается, как следует обратить внимание, не только с точки зрения количественного увеличения материалов в жанрах интервью, бесед, но также непосредственно и в диалогизации, под которой понимается намеренное использование средств и приемов, ориентированных на достижение диалогичности. С этой целью автор должен на передний план коммуникации выдвинуть фигуру адресата, соответственно, ему необходимо иметь ввиду его возрастные и половые особенности, а также социальные, экономические и политические предпочтения. Что самое важное – необходимо «перенять» стиль общения оппонента, скопировать его и общаться именно в этом ключе.
Для диалогизации речевого общения, для получения отклика на речь говорящего, необходимо четко понимать принципы речевого поведения или, иначе, приемы диалогизации.
Т.Е. Тимошенко, в свою очередь, определяет следующие приемы диалогизации:
— риторический вопрос;
— риторическое восклицание;
— вводные слова и вводные конструкции;
— введение мнения оппонента и возражение;
— обращения;
— вопросно-ответный ход изложения;
— апелляция к слушателю.
Речевые роли в данном контексте – это основные роли диалога. Это проявление в речевом поведении той социальной роли, которую играют участники в данной ситуации: продавец — покупатель, руководитель — подчиненный, родитель — ребенок, друзья и так далее. Социальная роль накладывает отпечаток на речь человека. Отношения между участниками (дружеские или враждебные) оказывают существенное влияние на формирование речи.
Для диалогической речи являются справедливыми требования к устной речи в общем понимании, в частности: лаконичность речи, простые короткие фразы, ясность и четкость речи. Важно обратить внимание на то, что если монологической речи предшествует выработка программы речи, адекватная реализация которой контролируется на уровне сознания, то диалогической речи более свойственна свернутость этапов внутренней обратной связи, а также отсутствие жесткого сознательного контроля за речевым потоком.
Кроме того, можно сказать о том, что существуют основополагающие стратегии, по которым человек ведет беседу:
— Эгоистическая стратегия.
Она заключается в том, что хоть в беседе и участвует не один человек, но каждый слышит только себя. Вместо диалога каждый собеседник ведет свой собственный монолог. Цель такой беседы – самоутвердиться с помощью хвастовства или за счет унижения других людей.
— Альтруистическая стратегия.
При такой стратегии ведения беседы, люди ведут именно диалог, слушают друг друга, делятся своими мыслями и переживаниями, пытаются найти решение проблемы и компромисс. В такой беседе присутствует такт, учтивость и уважение.
Секрет успешной беседы в выборе темы, которая не так важна для остальных типов бесед. Темы берутся исходя из того, что происходит в жизни участников разговора. Сами же участники должны думать, что они могут сказать по теме и, что немаловажно, как они это говорят.
Речевые роли, отношения, цели, мотивы, а также условия общения — все это отражается на речевом поведении участников коммуникации. Речевое поведение – это поведение человека при произнесении речи.