Курсовая теория на тему Речь и мышление речь и язык
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Язык и речь. 6
Глава 2. Язык и мышление. 13
Заключение. 20
Список использованной
литературы 23
Введение:
Разграничение языка и речи впервые было предложено и
обосновано отцом современной лингвистики – швейцарским лингвистом Фердинандом
де Соссюром. Он полагал, что деление языка и речи необходимо, для того чтобы
«очистить» предмет изучения лингвистики – язык.
Гумбольдт
заметил противоречия индивидуальных и социальных факторов в языке, поэтому
особое внимание уделял вопросам различия между языком и речью. Язык – это уникальная
система символов, которая лежит в основе структурной лингвистики. Представители
младограмматической школы считали, что язык является результатом генетической
наследственности человека и рождается вместе с ним. Функциональная языковая
школа считает, что язык является наиболее важным инструментом коммуникативной
деятельности человека, то есть мы видим, что язык был предметом изучения многих
научных школ.
Язык
и мышление тесно связаны между собой. Язык и мышление как социальное явление
обусловливают друг друга: вне мышления деятельность людей бесцельна и
бессмысленна. Язык представляет собой организованную структуру символов, в
которой действуют свои правила и законы.
Проблема
соотношения мышления и речи, мысли и слова всегда волновала психологов.
Традиция отождествления мышления и речи апеллировала к тому факту, что даже в
случае решения задач с невербальным материалом взрослый человек регулирует
процесс своего мышления с помощью речи. Слова,
которые мы используем в речи по языковым законам, отражают процесс мышления
человека и общества в целом. Различные способы мышления определяют выбор слова,
обработку, коррекцию; построение предложения, выбор слова, их порядок в
предложении – все это является средствами выражения экспрессии и может
определяться внешним воздействием. С другой стороны, процесс кодирования речи
как процесса мыслительной деятельности находится под влиянием мышления и
сформирован многовековой человеческой практикой.
В
психологической литературе проблема общения является одной из наиболее
разработанных областей. К ней обращались такие известные учёные, как Б.Г.
Ананьев, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев,
А.В. Петровский и др. Эти и другие исследователи решали вопросы теории общения
в психологии, вопросы психологии познания человека человеком в процессе
общения, исследовали проблемы взаимосвязи общения и восприятия людьми друг
друга, вели поиск качеств личности, необходимых для общения. Значительной
разработке подверглись вопросы межличностного общения, вопросы его вербальных и
невербальных средств, возрастные и индивидуальные вопросы восприятия и
понимания людьми друг друга в процессе общения. К общению тесно примыкают
вопросы, связанные с языком и речью. Язык и речь выступают в качестве основных
средств общения, и общение не может рассматриваться отдельно, не обращаясь к
проблеме языка и речи, как вербальных компонентов общения.
Актуальность данной темы связана с тем, что проблема взаимосвязи речи и
мышления, речь и языка, их роли в общении и формировании сознания является едва
ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное
отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он
живет, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет
значительную часть всего содержания психологии.
Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях.
Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может
рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта.
Т.е. для человека характерно то, что у него есть не только чувственное, но и
рациональное познание. В данной работе мы рассмотрим взаимосвязь мышления и
речи.
Цель данной работы состоит в изучении связи речь, мышления и языка.
Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть проблему языка и
речи, речи и мышления в рамках основных психологических теорий;
— изучить мнение известных
психологов-исследователей в области проблем языка и речи;
— охарактеризовать понятия языка
и речи, речь и мышления, определить и дать характеристику их видам.
Объект исследования – язык и речь, речь и мышление человека, как
коммуникативная часть развития его личности.
Предмет исследования – общая характеристика языка и речи личности,
основные виды речи.
Методологические основания работы – положения общей психологии в области
проведения теоретических исследований. В работе были использованы следующие
методы – анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение
полученных знаний.
Структура
работы: работа состоит из введения, в котором раскрывается цель и задачи
работы, основной части, в которой описываются основные вопросы, заключения и
списка использованной литературы.
Заключение:
Многочисленные исследования в сфере лингвистики привели к
возникновению структурной лингвистики, которая разграничила язык и речь и
сделала эти различия объектом изучения, чем внесла выдающийся вклад в языковое
развитие.
С развитием науки изучение языка в изоляции в
определенный момент стало препятствовать научному прогрессу. Язык является
носителем мышления. Наша повседневная жизнь неотделима от языка. Внутренняя
мыслительная деятельность, особенно абстрактные инструменты мышления, с помощью
языка улучшает качество общения между людьми, способствует более глубокому
пониманию. Мышление – ядро интеллекта человека, использование языка тесно
связано с ним.
После того, как идея продумана, она становится
бессмысленной без материальной оболочки. Речь, используемая в процессе общения,
связана с неязыковыми факторами: психологическими, социальными, культурными,
историческими и т.д., которые влияют и ограничивают язык, очевидно, что
использование языка как инструмента исследования мыслительной деятельности
человека является доминирующим инструментом при правильном использовании. Тем
более необходим этот инструмент при изучении языковых правил и законов.
Связь
речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления
действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами, но и
располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность
сформулировать мысль, выразить суждение.
Речь располагает более сложными
образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и, которые
позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы
отвлеченным вербально- логическим путем. Переход
к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми
средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания-
теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному и
составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся
продуктом общественно-исторического развития.
Необходимо
различать два тесно связанных понятия — язык и речь.
Язык
— орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения,
общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного
периода времени.
Речь
— проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для
каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего
лица.
Язык
и речь — две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а
речь — конкретному человеку. Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом.
Язык — ручка, а речь — текст, который записан этой ручкой.
Речевая
деятельность человека является самой распространенной и самой сложной. Под
речевой деятельностью понимается речь как процесс.
Особенность
речевой деятельности состоит в том, что она всегда включается в более широкую систему
деятельности как необходимый компонент. По данным исследователей, человеческая
деятельность на две трети состоит из речевой. Так, например, образование,
обучение, пропаганда знаний немыслимы без общения, без речевой деятельности.
Предприниматель, управляющий, архитектор, референт, врач, строитель, брокер,
менеджер, продавец, выполняя свою основную работу, вынуждены что-то обсуждать,
советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько
умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной
деятельности.
Необходимо
также добавить, что речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека.
Общение – среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может
существовать. Без общения невозможно формирование личности человека, его
воспитание, образование, развитие интеллекта.
Общение
и общество – родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа,
добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили
необходимость общения. Слово общение, как и общество, восходит к слову общий.
Это не случайно. При общении должны быть;
–
общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации;
–
общая тема разговора;
–
общий язык, с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим
передать тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.
Речевая
деятельность помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить
планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволяет человеку
достичь высокого уровня цивилизации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Язык и речь Изучение
языка и речи проводится в рамках основных научных направлений психологии — в
рамках бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа, ролевой теории,
гуманистической психологии. Все эти области способствовали развитию этой
проблемы. Среди социально-психологических теорий, базирующихся на
бихевиористской парадигме и повлиявших на развитие речевых проблем, и
коммуникативных сфер, можно отметить теорию социального научения и теорию
обмена. В рамках теории социального научения человеческое поведение систематически
изменяется при повторении одной и той же ситуации.
В
этом разница между реактивным обучением, представляющим собой развитие
обусловленности на основе ассоциативных связей, инструментальным обучением,
закрепляющим необходимые модели поведения с помощью поддержки или подкрепления,
и обучением, основанным на наблюдении. В отношении речи исходная позиция, на
которой основывается эта теория, предполагает наличие у детей врожденных
потребностей и подражательных способностей. Сторонники этого подхода считают
важнейшей формой подражания умение подражать голосу. Гипотетически, получая
положительное аффективное подкрепление, подражание приводит к быстрому усвоению
первых отдельных звуков человеческой речи, а затем слогов, слов, высказываний,
правил их грамматического строя. Таким образом, в рамках этой теории овладение
речью сводится к усвоению ее существенных элементов, а механизмами формирования
речи являются подражание и подкрепление[1].
Взаимоотношения
механизмов речи анализирует в своей работе «Механизмы речи» Н.И. Жинкин. Под
механизмом речи он понимает живой, постоянно перестраивающийся и
совершенствующийся механизм. [1] Ахметова Г., Бекболганова М.Е., Мухаева А. Понятие и сущность логического
мышления в психологии и педагогике // Евразийский союз ученых. — 2016. — № 1-3.
— С. 9 — 11.