Курсовая теория на тему Речь и её развитие у глухих
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Роль слухового восприятия в развитии речи 4
1.1 Слуховое восприятие устной речи 4
1.2 Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе 5
Глава 2. Развитие речи у глухих 9
2.1 Классификации нарушений слуха 9
2.2 Речевое развитие глухих 15
Заключение 28
Список использованных источников 30
Введение:
Речь служит единым смысловым и структурным целым, включающим в себя свя-занные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Овладение род-ным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как об-щая основа воспитания и общения детей. Значительную роль в разработке специальных методов обучения связной речи детей с нарушениями слуха сыграли теоретические поло-жения Л.С. Выготского о значении слова, о закономерностях развития словесных значе-ний, о связи обобщения с общением, речевом мышлении и смысловой стороне речи.
Для сурдопедагогики крайне важно понимание динамических закономерностей развития речи и мышления, чтобы теоретически обосновать сложный и своеобразный процесс обучения речи детей. Особенностями развития связной речи глухих учащихся занимались ученые А.М. Гольдберг, Р.М. Боскис, С.А. Зыков, Ж.И. Шиф и др.
В соответствии с требованиями современной коммуникационной системы обуче-ния языку важно учитывать три особенности развития связной речи глухих детей.
Первая из особенностей заключается в том, что в основу формирования связной речи положен принцип коммуникации. На занятиях ученики отчитываются о выполне-нии какой-либо операции, сообщают о законченной части работы, а далее обо всей работе в целом. Вторая особенность развития связной речи глухих детей состоит в необходимо-сти актуализации ее планирующей функции. Исследования Т.С. Зыковой выявили, что обучение планированию нужно начинать с практической деятельности, сама логика ко-торой показывает последовательность выполняемых действий.
Третья особенность развития связной речи детей с нарушением слуха состоит в том, что она с самого начала развивается как специфическая форма речевой деятельности.
Таким образом, актуальность проблемы развития речи у глухих определило инте-рес к теме «Речь и её развитие у глухих».
Объект исследования: особенности развития глухих.
Предмет исследования: речь и её развитие у глухих.
Цель исследования: изучить особенности развития речи у глухих.
Задачи исследования:
1. Изучить слуховое восприятие устной речи
2. Проанализировать развитие слухового восприятия речи в онтогенезе
3. Изучить классификацию нарушений слуха
4. Проанализировать речевое развитие глухих.
Заключение:
Особенности личностного развития глухих детей обусловлены рядом причин: обеднением или недостатком звуковых ощущений, что имеет важное значение для разви-тия эмоционально-волевой сферы; трудностями в общении с окружающими и невозмож-ностью полноценного усвоения социального опыта посредством речи; существенным недоразвитием разных видов деятельности (предметной, игровой, элементарной трудо-вой), в процессе которых идет усвоение социального опыта и формирование личностных качеств.
Становление личности ребенка связано с формированием эмоционально- волевой сферы. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха подчиняется основным зако-номерностям развития эмоций и чувств слышащих детей, однако имеет и свою специфику.
Общение – одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных). Создание наиболее эффек-тивных условий формирования личности глухого ученика, включение его в обществен-но-полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способ-ности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассив-ными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но еже-дневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем-то извиняться.
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школь-ников.
Коммуникативные умения представляют собой сложную группу качеств, в кото-рую входят: дружеское расположение, желание и умение сообща играть, трудиться и про-сто общаться, считаться с интересами и замыслами товарищей, добиваться общей цели, оказывать помощь друг другу, проявлять организованность и ответственное отношение к поручениям и обязанностям, заботу об общем деле.
Развитие у слабослышащих и глухих слуховой памяти, даёт им возможность пе-рейти на новый этап слухового восприятия – опознавание на слух знакомого речевого материала, который дети прослушивали в разных комбинациях в течение длительного времени.
Совершенствование слухового восприятия речи происходит благодаря функцио-нированию механизма речевого слуха, представляющего собой устойчивую структуру, которая включает: принятие речевого сигнала; отражённое воспроизведение услышанно-го; одновременное самопрослушивание; осмысливание услышанного.
Активная речевая практика обучаемых в речевой среде при постоянном самопро-слушивании и слушании речи собеседников в условиях длительной специальной работы по развитию речевого слуха приводят к появлению даже у глухих способности при каче-ственном слухопротезировании воспринимать на слух некоторые совсем не знакомые слова. Это высший этап развития слухового восприятия. Незнакомые слова дети воспро-изводят с разной степенью точности: в виде очень близкого контура, с расхождением в 1–2 звука или абсолютно точно.
Речь идёт не только о слабослышащих – они должны это делать, но и о глухих да-же с незначительными остатками слуха. Таким образом, у большинства детей с наруше-нием слуха, абилитация которых началась в раннем или дошкольном возрасте, на опреде-лённом этапе слухоречевого развития (наступление этого этапа индивидуально) ведущим при овладении устной речью становится слуховое восприятие, а зрительное восполняет пробелы, возникающие во время общения.
Следует особо отметить, что формирование фонематического восприятия протека-ет в тесном взаимодействии с развитием артикуляции, причем наряду с общеизвестной зависимостью артикуляции от слуха отмечается и обратная зависимость: умение произне-сти тот или иной звук значительно облегчает ребенку его различение на слух. Закрепле-ние правильного произношения во многом зависит от слухового контроля. Слуховой контроль над произношением сохраняет существенное значение и после того, как оно прочно усвоено и автоматизировано.
Об этом можно судить по фактам постепенного расстройства произношения при потере или резком снижении слуха даже у взрослого человека. Наиболее отчетливо про-является зависимость состояния произношения от слуха при врожденной или наступив-шей в раннем периоде жизни ребенка глухоте, которая влечет за собой немоту.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Роль слухового восприятия в развитии речи
1.1 Слуховое восприятие устной речи
Процесс абилитации слуховой системы ребёнка с нарушенным слухом характери-зуется постепенным изменением характера восприятия на слух и неречевых звучаний, и речи, что с помощью слуховых аппаратов происходит на протяжении длительного перио-да времени.
Целью абилитации слуховой системы является создание акустических образов слов, т.е. формирование речевого слуха. Работа в этом направлении должна начинаться сразу после установления диагноза.
Начальный этап формирования слухового восприятия – различение на слух пер-вых речевых единиц (слов, двусловных словосочетаний, двусловных фраз) характеризу-ется неустойчивостью слуховых представлений ребёнка, поскольку различение на слух мат риала осуществляется по самостоятельно вычленяемым ими акустическим признакам.
Одним из первых формируется представление о времени звучания – ведущим на данном этапе является длительность звучания слов независимо от их фонетической структуры и ритмического облика.
Следующий шаг – самостоятельное вычленение ребёнком фонетических элементов речевого материала и опора на них при различении этого материала на слух. Накопление разнообразных комбинаций фонетических элементов речи и опора на них при прослуши-вании речевого материала разного объёма (изолированные слова, словосочетания, фразы, тексты) и разной ритмической структуры происходит благодаря многократному повторе-нию одних и тех же речевых единиц в разнообразных, постоянно меняющихся сочетани-ях [11].
Это ведёт к увеличению объёма слуховой памяти, к увеличению количества ассо-циативных связей в коре и обеспечивает более высокий уровень анализа поступающей звуковой информации.
После определённого периода обучения восприятию на слух элементарной лекси-ки у детей формируются акустические представления, позволяющие им на основе само-стоятельно вычленяемых акустических признаков делить слова на знакомые на слух и не-знакомые. Таким именно образом слуховая память начинает развиваться не только у сла-бослышащих, но и у глухих с первых шагов абилитационного процесса.
Очередное изменение в слухоречевой системе детей выражается в появлении устойчивых акустических представлений о некоторых фонемах, их сочетаниях, о слого-ритмической структуре речевого сигнала и о его длительности.
Развитие у слабослышащих и глухих слуховой памяти, даёт им возможность пе-рейти на новый этап слухового восприятия – опознавание на слух знакомого речевого материала, который дети прослушивали в разных комбинациях в течение длительного времени.
Совершенствование слухового восприятия речи происходит благодаря функцио-нированию механизма речевого слуха, представляющего собой устойчивую структуру, которая включает
— принятие речевого сигнала;
— отражённое воспроизведение услышанного;
— одновременное самопрослушивание;
— осмысливание услышанного [15].
Активная речевая практика обучаемых в речевой среде при постоянном самопро-слушивании и слушании речи собеседников в условиях длительной специальной работы по развитию речевого слуха приводят к появлению даже у глухих способности при каче-ственном слухопротезировании воспринимать на слух некоторые совсем не знакомые слова.
Это высший этап развития слухового восприятия. Незнакомые слова дети воспро-изводят с разной степенью точности: в виде очень близкого контура, с расхождением в 1–2 звука или абсолютно точно [13].
Речь идёт не только о слабослышащих – они должны это делать, но и о глухих да-же с незначительными остатками слуха. Таким образом, у большинства детей с наруше-нием слуха, абилитация которых началась в раннем или дошкольном возрасте, на опреде-лённом этапе слухоречевого развития (наступление этого этапа индивидуально) ведущим при овладении устной речью становится слуховое восприятие, а зрительное восполняет пробелы, возникающие во время общения.
1.2 Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе
Реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, в изменении дыхания и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задерж-ку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врож-денных, то есть безусловных рефлексов.
Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни. В результате многократного подкрепления зву-кового сигнала (например, звонка) кормлением ребенок начинает отвечать на этот сигнал сосательными движениями.
В это же время он определяет направление звучания, поворачивает голову в сто-рону источника звука. Несколько позднее, на третьем и четвертом месяцах жизни, ребе-нок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты.
Основную семантическую нагрузку в возрасте от трех до шести месяцев несет ин-тонация. В это время развивается способность дифференцировать интонации и выражать свои переживания (например, приятного или неприятного) с помощью оттенков голоса [16].
В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слу-хового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом.
Однако в этом возрасте работа слухового анализатора продолжает протекать на уровне первой сигнальной системы. Те слова и фразы, которые ребенок начинает «пони-мать», выступают для него в недостаточно расчлененном виде и мало чем отличаются от прочих звуков, являющихся для малыша сигналами предметов и явлений окружающего мира (лай собаки, звонок будильника и т.п.). Так, ребенок шести–восьми месяцев может уже правильно отвечать на произнесенное кем – либо слово. Реакции на звуковые раз-дражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Эти реакции носят характер врож-денных рефлексов.
Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни «часы» указыванием на соответствующий пред-мет. Но при этом такое же действие он выполняет, если произнести не «часы», а похожие по звучанию слоги: «ти-тb» или «ки-кb».
Таким образом, ребенок узнает слово по его ритму, общему звуковому облику. Входящие же в состав слова звуки воспринимаются им еще обобщенно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками.