Курсовая теория на тему Реализация принципа законности в деятельности органов государственной власти.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Общая характеристика принципа законности 6
1.1. Понятие и сущность законности 6
1.2. Закрепление принципа законности в российском законодательстве 12
2. Особенности и проблемы реализации принципа законности в деятельности органов государственной власти 18
2.1. Особенности реализации принципа законности в деятельности органов государственной власти 18
2.2. Проблемы реализации принципа законности в правоохранительной деятельности 25
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32
Введение:
Актуальность темы. В условиях формирования новых общественных отношений, затрагивающих многочисленные аспекты современного развития, важнейшей научной проблемой становится исследование понятия и сущности законности как принципа функционирования политико-правовых институтов современного российского государства. Актуальность данной проблемы связана с необходимостью определения отношения общества к нормативным установлениям государства, анализом уровня развития всей правовой системы государства и необходимостью дальнейшей разработки средств и методов эффективного контроля и надзора за соблюдением исполнения законов.
Законность как требование полного и неуклонного соблюдения норм права возникает вместе с возникновением государства и его законов. Практическая реализация законов может осуществляться только в таком государстве, в котором действует режим правовой законности.
Законность – одна из ключевых гарантий правового государства, которая придаёт всем его сущностным признакам легитимность. Основные подходы к пониманию правового государства исходят из того, что законность обеспечивает реализацию конституционных прав и свобод. Принцип законности в современных условиях, как фундаментальная категория юридической науки, является главным критерием оценки правовой жизни общества .
В современной юридической науке уделяется недостаточно внимания изучению особенностей обеспечения законности в сфере современных информационных технологий и интеграционных процессов, в то время как построение и совершенствование принципов и механизма правового государства остаётся основным направлением развития глобальной международной системы. Несмотря на то, что законность обоснованно считается одним из наиболее важных и универсальных правовых принципов, имеющих существенное значение для всех отраслей прав, развитию принципа правового государства уделяется недостаточно внимания на пространстве евразийской интеграции, где данный принцип должен стать обязательным условием нормального функционирования любого публичного механизма и интеграционного в том числе.
Российский народ, решая принципиальные политические проблемы мирового сообщества, очевидно, нуждается в юридических нормах как в элементе политических технологий управления и стимуле социального развития. В процессе международной интеграции роль права, несомненно, будет возрастать. Неизбежна окончательная переориентация российской правовой системы с формальных бюрократических методов управления на демократические и экономические принципы ведения хозяйства и организации общественной жизни в информационном обществе.
Целью данной работы является исследование реализации принципа законности в деятельности органов государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и сущность законности;
— рассмотреть особенности закрепления принципа законности в российском законодательстве;
— исследовать особенности реализации принципа законности в деятельности органов государственной власти;
— выявить проблемы реализации принципа законности на примере правоохранительных органов.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации принципа законности в деятельности органов государственной власти.
Предмет исследования – нормы права, закрепляющие принцип законности.
В процессе исследования использовался общенаучный диалектический метод познания. Кроме того, использовались такие методы, как формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический и др.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
Таким образом, законность является политико-правовым явлением, характеризующим процесс улучшения государственно – правовой формы организации общества и воплощении в жизнь идеи социальной справедливости с помощью строгого и неуклонного исполнения и соблюдения действующего законодательства.
Естественно, законность является сложным и многообразным общественным явлением. Можно выделить её существенные признаки:
— всеобщность соблюдения и исполнения законодательства в широком смысле;
— осуществление абсолютно всех государственно властных функций только на основе правовых норм при жестком соблюдении лицами законных прав, свобод и интересов личности, а также гарантированность от необоснованного привлечения к юридической ответственности или незаконного лишения благосостояния.
— предупреждение и пресечение всех правонарушений, равно как обеспечение неотвратимости юридической ответственности за нарушение законов.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что многоаспектность и многозначность понятия «законность» объясняется местом его в системе правовых категорий. Это понятие располагается как бы на стыке субъективного и объективного права, права и общества, права и государства, права в «жизни» и права в «нормах» и т.д. Законность выступает при в качестве оценочной категории соответствия между нормами права и принципами, с одной стороны, и общественными отношениями с другой.
В связи с этим «качество законов» необходимо вывести на подобающий уровень. Когда закон или другой нормативно-правовой акт не сможет быть подкреплен должным финансовым обеспечением, тогда неизбежно станет и нарушение законности, окончательная потеря уважения к законам и к органам государственной власти. Принятие однозначно невыполнимых законов – это нанесение вреда государству. Закон должен основываться на точных расчётах, должен опираться на прогнозы эволюции ситуации в той или иной сфере деятельности, должен содержать исключительно материально обеспеченные нормы и указания. Таким образом, даже благоприятное социальное нетерпение законодателя не будет являться оправданием ему принятия заведомо не неосуществимых законов. Без всестороннего экономического анализа и чётко сформулированного экономического обоснования закон обрекается на неисполнение.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика принципа законности
1.1. Понятие и сущность законности
В современной юридической науке сформировались различные научные подходы к пониманию законности как центральной идеи теории права, определяющей аспекты различных теоретико-правовых проблем. Анализ научных позиций советского периода к данной проблеме показывает преобладание подхода, определяющего законность как строгое исполнение законов и подзаконных актов всеми субъектами права, которыми являются государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане. Широкое понимание законности как исполнения всех нормативно-правовых актов приводило к низведению закона до уровня подзаконного акта. Социалистическая законность, соответствовавшая практике тоталитарного государства, определялась и объяснялась партийно-политической целесообразностью и прикрывала господство силовых методов управления. Так, В. Н. Кудрявцев отмечал, что законность представляет собой определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, основанный на организации отношений в обществе путем издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов. В данном позитивистском подходе акцентируется внимание на неукоснительном исполнении нормативных предписаний и не рассматривается вопрос о содержании действующих норм, их оценки с позиций общепризнанных принципов, ценностей права .
Верховенство закона является главным условием обеспечения режима народовластия, функционирования демократических институтов, защиты и охраны прав и свобод личности, организации и функционирования всего государственного механизма. В современной российской правовой науке законность трактуется как метод осуществления власти государства, как принцип деятельности государственного аппарата и политической системы, как политико-правовой режим, в рамках которого она представляет собой переплетение политических, государственных, нравственно-правовых, гуманистических ценностей.
В условиях формирования гражданского общества и правового государства, признания высшей ценностью прав и свод личности в современной отечественной науке появляются новые методологические подходы к пониманию законности на основе ее содержательной характеристики. Как отмечает Н.В. Витрук, содержание законности заключается не в наличии законодательства, даже наиболее совершенного, а в законодательстве, воплощающем в себе общечеловеческие идеалы и ценности, интересы человека. Не любой нормативно-правовой акт можно считать правовым. Н. В. Витрук полагает, что «режим законности необходимо рассматривать более широко, чем это делается сегодня в нашей теории права, и включать, прежде всего, критику самого законодательства, его содержания». Если следовать логике ортодоксального позитивизма и отождествлять право с законом, то реализация любого закона должна обеспечивать законность и правопорядок. Но, как полагает В. С. Нерсесянц, не всякий закон и не всякая законность отвечают требованию верховенства закона и господству принципа законности в правовом государстве. Исходной основой для правовой законности и правового порядка могут быть только правовые законы .
Признание положения о том, что законность включает в себя исполнение всех нормативно-правовых актов, объективно принижает значение и престиж закона в системе законодательства. Закон, обладая высшей юридической силой, занимает высшую ступень в иерархии всех нормативно-правовых актов и потому законность − это требование неукоснительного исполнения закона и только закона. Лишь из этого положения, как отмечает М. С. Строгович, вытекает необходимость исполнения подзаконных актов, изданных на основе закона и во исполнение закона. Такой подход к пониманию законности получил название узкого подхода. Наряду с широким и узким пониманием законности, в юридической науке существует более глубокое, развернутое определение, в котором законность рассматривается как режим обеспечения жизни общества, как принцип политико-правовой системы государства характеризующийся верховенством в нем закона, безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод .