Курсовая теория на тему Реализация преемственности в литературном образовании дошкольников и младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей
интереса к книге. 5
1.1. Особенности детского чтения и проблема формирования
интереса к книге 5
1.2.
Этапы реализации творческой деятельности на уроках литературного чтения 12
Глава 2. Реализация преемственности в литературном
образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. 14
2.1. К вопросу о преемственности в литературном развитии
детей между дошкольным и начальным уровнями образования. 14
2.2. Преемственность литературного развития дошкольника и
младшего школьника 18
Заключение. 25
Список используемой литературы.. 27
Введение:
Непрерывность
и вариативность образования тесно связаны с его диверсификацией, которая как
раз и предполагает такой способ структурирования многоуровневой образовательной
системы, когда реализуется вариативность образовательных ресурсов и самой
методики, мобильность образовательных программ и разнообразие видов
образовательных учреждений. Учитывая масштабность процесса диверсификации, в
настоящей статье остановимся лишь на отдельных вариациях профессиональной
подготовки педагога, обеспечивающих преемственность литературного развития
дошкольников и младших школьников.
Актуальность исследуемого вопроса
продиктована тем обстоятельством, что на стыке старшего дошкольного и младшего
школьного возраста происходит оживленное речевое развитие детей, закладываются
основы осознанного формирования звуковой, лексической, грамматической и прочих
сторон их речи, точкой пересечения которых является текст, обозначенный
методистами как «высший уровень развития речи».
Вместе
с тем, речевое развитие на данном этапе связано с освоением детьми письменной
речи, с их активным приобщением к художественной литературе и фольклору.
Реализация принципа преемственности в системе речевого и литературного развития
детей обеспечивает целостность и непрерывность последнего, что способствует в
свою очередь целенаправленному всестороннему развитию личности ребенка.
Теоретические основы проблемы
преемственности в образовании заложены в трудах отечественных психологов школы
Л. С. Выготского (А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.). С точки зрения теории
и педагогической практики данная проблема рассматривалась в работах М. М.
Кониной, Л. М. Гурович, З. А. Грищенко, Е. И. Тихеевой, Р. И. Жуковской, О. И.
Никифоровой, Е. А. Флериной и др.
Цель исследования – изучить
особенности реализации преемственности в литературном образовании дошкольников
и младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. рассмотреть особенности
детского чтения и проблема формирования интереса к книге;
2.
выявить тапы реализации творческой деятельности на
уроках литературного чтения;
3.
изучить вопросы преемственности в литературном развитии детей между дошкольным
и начальным уровнями образования;
4.
проанализировать особенности преемственности литературного развития дошкольника
и младшего школьника
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Трудно
переоценить роль чтения в развитии детей. В целом эта роль укладывается в
тезис: художественная литература служит могучим, действенным средством
умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает
огромное влияние на формирование и развитие речи ребенка. Она обогащает эмоции,
воспитывает воображение, формирует творческого читателя.
Классики
педагогики, известные психологи К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский,
А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и многие другие исследовали и раскрыли влияние
чтения на развитие разных сторон ребенка в разные периоды его развития и
обосновали необходимость приобщения детей к книге с раннего детства.
Общение
с книгой способствует становлению нравственной личности. Потребность читать –
качество высококультурного человека. Эти свойства – результат длительного
процесса работы с книгой под пристальным педагогическим руководством сначала в
дошкольной организации, а затем – в начальной школе.
Педагоги
и психологи утверждают, что дети, едва научившись читать в начальной школе, в
дальнейшем читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие
интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности
тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения,
забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о
которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и
неинтересны
Таким
образом, описанные нами приемы литературного развития детей апробируются в
период педагогической практики, которая представляет собой неотъемлемый
компонент профессиональной подготовки студента. «Встроенная» практика позволяет
с учетом собственного читательского опыта и будущей профессиональной
деятельности выпускника выстраивать индивидуальные образовательные маршруты,
способствует самостоятельности личности в выборе и построении обучения в
соответствии со своими возможностями и способностями.
Собранный
студентами в период педпрактики фактический материал (фрагменты занятий с
дошкольниками и младшими школьниками, записи современного детского фольклора)
становится основой для дальнейшего совершенствования профессиональной
деятельности педагога.
Подготовка
студентов к осуществлению преемственности литературного развития дошкольника и
младшего школьника должна характеризоваться целостностью, многоуровневостью и
вариативностью образовательного процесса, направленностью на индивидуальную
стратегию профессионального развития педагога, когда учитывается специфика
образования на уровне бакалавриата, опыт работы по специальности. Методическая
вариативность обеспечивает одновременность филологической и методической подготовки
педагога, стимулирует обращение к методическому наследию прошлого и использование
инновационных, в том числе информационных, образовательных технологий.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования у
детей интереса к книге
1.1. Особенности детского чтения и проблема
формирования интереса к книге На
сегодняшний день наряду с вопросами образования нередко поднимается проблема
детского чтения, в которой главным помощником развития читательской
деятельности является ближайшее окружение ребенка.
Психологи
Запорожец А. В. и Рубинштейн М. М. отмечают, что читательская деятельность
ребенка начинается задолго до систематического обучения чтению.
Чтение-слушание,
чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чтение-переживание –
все эти виды читательской деятельности доступны малышу.
От
того, насколько грамотно родители, педагоги сумеют приоткрыть ребенку дверь в
книжный мир, во многом зависит его судьба, его шанс успешно учиться, получить
общественное признание и достичь личностно значимых целей[1].
К
основным достижениям раннего детства психологи относят речемыслительную деятельность,
способность к символическим действиям, использование знаков (игра), выделение
своего «Я», развитие образного восприятия и логического мышления, освоение
разных видов творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.
д.). И во всем этом ведущее место принадлежит книге и чтению[2].
Чтобы
чтение казалось ребенку интересным, а не скучным занятием, необходимо поощрять
его воображение. Побуждать его угадывать развитие сюжета, представлять
персонажей книги, вдумываться в слова, осознавая их многозначность. [1] Запорожец А. В.
Избранные психологические труды. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1996. – 149 c. – С. 59. [2] Рубинштейн Л. С. Основы Общей психологии. – СПб.:
Издательство «Питер», 2000. – 712 с. – С. 548.