Курсовая теория на тему Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развивающей
предметно-пространственной среды
1.1. Понятие,
сущность и значение предметно-пространственной развивающей среды
Глава 2. Изучение особенностей развития самостоятельности
у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Проблемы развития самостоятельности у старших
дошкольников
Введение:
Актуальность исследования. Важным условием реализации
основной образовательной программы дошкольного образования являются требования
к развивающей предметно-пространственной среде, которые определены во ФГОС ДОО.
Опираясь
на гибкое зонирование группы ДОО и ее свободной планировки, пространственная
среда обеспечивает активную жизнедеятельность воспитанников и возможность для
их индивидуального самовыражения.
Учитывая условия
реформирования системы образования, в том числе дошкольного и начального звена,
подход к предметной среде, ее развитие и конкретизация в дошкольных учреждениях,
становится особенно актуальным, так как образовательная и развивающая
предметная среда являются неотъемлемым условием развития дошкольников, в
частности их самостоятельности.
На актуальность
исследования указывает так же то, что предметно-пространственная среда
представляет систему материальных объектов деятельности дошкольников,
функционально моделируя содержание их духовного и физического облика.
Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств для
обеспечения различной деятельности детей. При этом оснащение
воспитательно-образовательного процесса формируется в зависимости от содержания
воспитания, возраста, опыта и уровня развития каждого ребенка и его
деятельности.
Важный вклад в изучении
предметно-пространственной среды вложили исследования Л.А. Венгера, Ф.А.
Сохина, Н.Н. Поддъякова, О.М. Дьяченко. Большой вклад в создание системы развивающих игрушек и дидактических
пособий для детского сада внесли С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова,
Е В. Зворыгина и др.
Целью исследования выступает изучение особенностей
развивающей предметно-пространственной среды как условия развития
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель предполагает необходимость решения
следующих задач исследования:
1. Изучить понятие, сущность и значение
предметно-пространственной развивающей среды.
2. Описать современные подходы к
проектированию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной
образовательной организации.
3. Выявить проблемы развития
самостоятельности у старших дошкольников.
4. Исследовать влияние развивающей
предметно-пространственной среды на развитие самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста.
Объектом
исследования выступает процесс развития
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом
исследования является развивающая
предметно-пространственная среды в дошкольном учреждении.
Структура работы
определяется ее целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
Заключение:
Одной из главных
задач педагога является обучение детей быть самостоятельными. Для решения такой
задачи и развития познавательной самостоятельности используется организация
развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада.
Продуманное проектирование
целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать в
себя три главных компонента – предметное содержание, его пространственную
организацию и изменение во времени. Наполнением развивающей среды (другими
словами, ее предметное содержание) являются игры, предметы и различные игровые
материалы, учебно-методические пособия и учебно-игровое оборудование.
Учитывая возраст,
опыт и личностные особенности воспитанников дошкольного учреждения, должно
варьироваться наполнение и расположение данных материалов.
Инновационный
подход в оформлении предметно-игрового пространства в группах дошкольного
учреждения заключает в том, чтобы его оформление создавалось по принципу
логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства должны
сочетаться по направленности проекта «Развивающая предметно пространственная среда как условие
развития сюжетно ролевой игры в старшей группе».
Воспитатель и дети
должны быть творцами своего предметного окружения, в котором важное место
занимает принцип развития, представленный стимулами, провоцирующими игровые
интересы каждого ребенка. Очень важным моментом при этом выступает то, что
среда должна быть более индивидуальной.
Таким образом, предметно-пространственная среда влияет на
эмоциональную насыщенность деятельности ребенка. Эстетизация среды вызывает
желание более глубоко проникать в её сущность, обогащая развитие дошкольника и
является универсальным средством саморазвития личности.
Тем самым, современная среда, в первую очередь, должна
обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее
социальной и предметной составляющей. При организации
предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная,
многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь
разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном
учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Она
позволяет развивать самостоятельность и инициативность детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развивающей
предметно-пространственной среды
1.1. Понятие, сущность
и значение предметно-пространственной развивающей среды
и значение предметно-пространственной развивающей среды
Любая реальная
действительность, которая является условием для развития человека, называется –
средой. Среда развития ребенка выступает как пространство его
жизнедеятельности. Другими словами, это такие условия, в которых протекает его
жизнь в дошкольном учреждении, являющиеся одним из фундаментов для построения
личности ребенка.
Среда является полем для
социальной и культурной деятельности, образа жизни и сферой передачи и закрепления
социального опыта, определенной культуры и субкультуры, а так же для развития
творчества. Формирование образа среды выступает как важная задача педагоги, так
как способствует формированию у каждой личности представлений о целях и образе
жизни.
С.Л. Новоселова
определяет среду как единство социальных и предметных средств, которые
необходимы для обеспечения различной деятельности ребенка, которые влияют на
его духовное и физическое развитие [18].
Н.В. Нищева говорит о
том, что развивающая образовательная среда представляет собой комплекс
возможностей для саморазвития личности ребенка. Автор определяет
образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности, а
также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном
окружении.
Развивающая
предметно-пространственная среда представляет собой составную часть развивающей
среды дошкольного детства. Так, философский взгляд на
предметно-пространственную среду, говорит о том, что она представляется как
совокупность предметов, которые могут наглядно показывать воспринимаемую форму
существования культуры, так как именно в каждом отдельном предмете может быть
запечатлен опыт, знания, вкусы и способности многих поколений. Именно через
предмет человек способен познавать самого себя и свою индивидуальность [19].
Таким образом, можно
сказать, что развивающая предметная среда является совокупностью материальных
объектов деятельности ребенка, которые функционально моделируют содержание его
духовного и физического развития.
Главной ее целью является
создание условий для творческой деятельности отдельного ребенка, для
обеспечения актуального физического и психического развития и
совершенствования, а также обеспечение зоны ближайшего развития и его
перспективу [17].
Основополагающие идеи
построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции дошкольного
воспитания» (1989г.). Авторы которой предлагали определять
предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство,
способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника,
удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития
ребенка, становление его способностей. Важнейшим требованием к среде является
учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда
должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне
преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации
творческих гипотез. Задействованная среда ребенком, ее активное познание,
изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и
взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный
комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие [20].
Окружающая среда должна
обеспечивать для ребенка физическое, умственное, эстетическое, нравственное
развитие и воспитание. Поэтому предметы, которые окружают его с раннего
детства, имеют определенное воздействие на его познавательное развитие и
умственную активность.
Оборудование детских
помещений помогает реализовывать главную цель, которая заключается в
организации воспитания ребенка дошкольного возраста. Такой аспект можно
объяснить научной основой, опираясь на следующие принципы [11].
1.
Принцип обеспечения здорового образа жизни
и физического развития. Данный принцип заключается в том, что оборудование
группы мебелью и пособиями должно отвечать за развитие всех систем организма, в
частности, повышение двигательной активности и своевременному овладению
ведущими навыками, а также способствовать охране нервной системы воспитанников
дошкольного учреждения.
2.
Принцип обеспечения воспитания и развития
ребенка в условиях детского сообщества. Таким образом, помещение группы должно
иметь место на одновременного присутствие в нем от 10 до 15 детей, учитывая при
этом условия для отдельного существования ребенка и всей группы в целом.
3.
Принцип обеспечения педагогического
процесса в условиях общественного воспитания. Данный принцип заключается в том,
что любое оборудование группы дошкольного учреждения должно максимально способствовать
соблюдению условий жизни детей, которые проводят время в этой группе, но
живущие по разным режимам относительно их возраста или состояния здоровья. Оно
должно способствовать методам последовательной и индивидуальной постепенности в
обслуживании детей, развитию возможностей как индивидуального общения с
ребенком, так и работе со всей группой в целом.
4.
Принцип надежности и безопасности, который
показывает то, что все конструкции, мебель и оборудование обеспечивают
безопасность их использования для маленьких детей. Другими словами, необходимо
исключать случаи падения с высоты или боковых поверхностей изделий, а также
удары или ушибы в результате неустойчивости оборудования, либо травмы об острые
углы.
5.
Принцип гигиенического соответствия.
Данный принцип имеет задачи в том, что все конструкции должны выполняться из
экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие и не
деформироваться при гигиенической обработке.