Коррекционная педагогика в начальном образовании Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развития интереса к познанию природы у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологический анализ темы «Развитие у младших школьников интереса к изучению 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 5
1.2 Теоретическое обоснование понятия интерес 9
1.3 Средство развития интереса к познанию природы 17
Заключение по главе 24
Список литературы 26

  

Введение:

 

Актуальность темы. В условиях личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию актуальными задачами начальной школы является развитие у ребенка всех положительных природных качеств, создание условий для самоопределения и раскрытия неповторимости каждого ученика. Школа должна реализовать в первую очередь творческий потенциал ребенка, обеспечить овладение учащимися опытом поисковой деятельности в атмосфере всеобщего восхищения интересным делом. Решение данной задачи требует от каждого учителя формирования у ученика положительной устойчивой мотивации, которая побудила его к упорной самостоятельной работе.
Важнейшим мотивом познавательной деятельности к природе человека, что возбуждает ее к поиску истины, является познавательный интерес, который определяют как положительное оценочное отношение субъекта к своей деятельности, выборочную направленность человека на объект и явления окружающей действительности.
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его ученики выросли любознательными людьми, «чтобы в юном сердце загорелся огонек жажды познания». Но как зажечь этот огонек? По этому поводу В.А. Сухомлинский отмечал, что именно от учителя, зависит, почувствует ребенок романтику, красоту познания.
Большими возможностями для развития познавательных интересов к изучению природы младших школьников владеет курс «Окружающий мир», изучение которого основывается на непосредственных детских наблюдениях за окружающими явлениями и объектами с последующим их обсуждением, обобщением на уроке. И эмоциональность, с которой учитель подает учебный материал, вызывающий у младших школьников чувство удивления и интереса. На уроках курса дети выражают свои мысли об увиденном и услышанном, делятся с товарищами своими знаниями, рассказывают о том, что поразило их в лесу, поле, на море или в горах, проводят элементарные исследования, учатся применять естественные знания для решения учебных и жизненных проблем для расширения и углубления своего познавательного опыта.
Развитие у младших школьников познавательных интересов к природе является важнейшим условием воспитания таких ценных качеств, как развитие познавательных способностей; укрепление умений и навыков самостоятельно усваивать и осмысливать учебный материал; формирование основных интеллектуальных умений, необходимых для овладения курсом «Окружающий мир» в начальных классах. При определенных условиях интерес является средством живого, увлекательного обучения, определяет интенсивное и сосредоточенное развитие познавательной деятельности, перерастает в устойчивую черту характера.
Воспитание у детей устойчивых познавательных интересов, их развитие всегда были актуальной проблемой, так как от того, как активно ученики изучают учебный материал, насколько самостоятельно проходит их деятельность на уроке, зависит эффективность всей работы учителя.
Проблема формирования познавательного интереса к природе исследовалась такими выдающимися педагогами как А. Дистервег, Я. Коменский, Сухомлинский. Рассматривается она и в исследованиях О. Жоржик, Савченко, И. Шамов, Л. Шушоры и других ученых.
В работах Н. Бибик, И. Дубровина, С. Журавель, О. Киричук, Л. Шелестова и других педагогов рассматриваются методы и средства формирования познавательного интереса младших школьников к природе.
В исследованиях А. Беды, И. Викторенко, Н. Лысенко, М. Пазяк, Л. Резник, В. Сидорчук, М. Стельмахович, Л. Шаповал и др. ученых одним из средств формирования познавательного интереса у младших школьников рассматривается устное народное творчество. Русские народные произведения имеют замечательное свойство эмоционально освещать привычное и обыденное, воспитывать любовь к родному краю, уважение к живой природе, желание беречь ее.
Изучение школьной практики обучения учащихся курса «Окружающий мир» показало необходимость совершенствования процесса формирования познавательного интереса у младших школьников средствами устного народного творчества.
Объектом исследования является — учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования — формирование познавательного интереса учащихся на уроках курса «Окружающий мир» средствами устного народного творчества во 2 классе.
Целью работы является обоснование и экспериментальная проверка методики формирования у младших школьников познавательного интереса средствами устного народного творчества на уроках курса «Окружающий мир».
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
2. Провести теоретическое обоснование понятия интерес.
3. Определить средство развития интереса к познанию природы.
Методы исследования: теоретический анализ методической литературы, учебной программы, учебников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе изучения педагогической литературы установлено, что познавательный интерес рассматривают как основной мотив учебной деятельности, как индивидуальную ценность каждого ученика, связанную с его личностным смыслом. Его трактуют как стремление к знаниям, проявляющееся в активном отношении ученика к познанию сущностных свойств предметов и явлений действительности.
Познавательный интерес возникает и укрепляется только в ситуации поиска новых знаний, интеллектуального напряжения, самостоятельной деятельности. Его значение в жизни ребенка трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
На основе анализа педагогической литературы выявлено, что различают интересы: 1) эпизодические (ситуативные) — возникают и сохраняются лишь в процессе конкретной деятельности; 2) постоянные (устойчивые) — не зависят от конкретных условий. Для младших школьников характерны неустойчивые интересы.
Установлено, что процесс развития познавательного интереса ученика включает ряд этапов. Первый этап — любопытство — естественная реакция человека на все новое или неожиданное. Она направляет внимание человека на рассмотрение учебного материала, но не переносится на другой учебный материал. Второй этап — заинтересованность, любознательность, характерными признаками являются: учащиеся проявляют желание лучше разобраться в предмете, изучается, понять его сущность, назначение; они активны на уроке, задают вопрос, с удовольствием выполняют дополнительные задания, читают дополнительную литературу. Третий этап — глубокий познавательный интерес, при котором ученик понимает структуру, логику курса, методы поиска и доказательства новых знаний, его увлекает сам процесс добывания новых знаний, самостоятельное решение проблем предоставляет удовольствие любознательность.
В педагогической литературе выделено 3 уровня развития познавательного интереса: 1) элементарный — открытый интерес к новым фактам, интересных явлений, которые являются ключевыми в информации, полученной учениками на уроке; 2) выше — интерес к познанию более существенных признаков предметов или явлений, составляющих их более глубокую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования знаниями; 3) более высокий уровень составляет интерес к причинно — следственных связей, к выявлению закономерностей к постановке общих принципов, явлений, действующих в различных условиях.
Деятельность учителя по формированию познавательных интересов к природе у учащихся осуществляется через разнообразие форм, методов, средств и приемов, содержания обучения.
Установлено, что устное народное творчество, которое характеризуется эмоциональностью, доступностью, познавательной информационность является важным средством формирования познавательного интереса к природе у младших школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологический анализ темы «Развитие у младших школьников интереса к изучению природы у младших школьников»
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Наиболее характерной чертой детей возрастного периода с 7 до 10 лет является то, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества сочетаются в его поведении и сознании в виде сложных, порой противоречивых сообщений. Как и любой переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно поймать и поддержать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно подготовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности [12, с.97].
Итак, теперь ребенок-дошкольник становится школьником и его основной деятельностью становится обучение.
Ни в одном школьном возрасте учебная деятельность не связана так тесно с состоянием здоровья и физическим развитием, как у младших школьников. В этом возрасте недостаточное отношение к здоровью ребенка может быть серьезным тормозом для успешного обучения.
В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника — шейный, грудной и поясничный. Но окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда — его большая гибкость и подвижность, которые открывают как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и возможности, в которых кроются негативные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития).
У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, растет общая мышечная сила. При этом большие мышцы развиваются раньше меньших. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение кисти руки заканчивается к 9-11 годам, а запястья до 10-12 лет. Перегружать младших школьников письменными заданиями не следует.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы