Курсовая теория на тему Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития звукобуквенного анализа у дошкольников с ЗПР. 5
1.1. Понятие звукобуквенного анализа 5
1.2. Характеристика детей с ЗПР 8
1.3. Звуковой анализ и синтез и его развитие в онтогенезе и патогенезе 9
Глава 2. Методические основы развития звукобуквенного анализа у дошкольников с ЗПР 15
2.1.Принципы коррекционной работы с детьми с ЗПР 16
2.2. Анализ методик обследования 20
2.3. Анализ методик формирования звукобуквенного анализа 25
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 38
Введение:
Актуальность исследования: В последнее время исследователи, за-нимающиеся вопросами изучения нарушений речи детей, отмечают увели-чение числа дошкольников, испытывающих трудности в обучении русско-му языку и чтению.
Проблема исследования заключена в том, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспева-емости, особенно при овладении письмом и чтением.
Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквен-ного анализа и синтеза.
Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устой-чивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом со-ставе слова.
Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, кото-рый выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифферен-циации на слух. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. И. Шаховская и др.) обуче-ние детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не толь-ко полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для успешного овладения элементами письма и чтения в начальной школе.
Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нару-шенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогене-тический путь развития. Разработка практических аспектов речевого раз-вития дошкольников имеет особую важность и актуальность ввиду того, что нарушение оперирования элементами речи на практическом уровне ограничивает у детей с данным речевым нарушением возможность пере-хода к усвоению речи на более высоком уровне (Р.Е. Левина, Т. Б. Фили-чева, Г. В. Чиркина). Все вышесказанное говорит об актуальности вы-бранной темы.
Объект исследования – особености звукобуквенного анализа у дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования – процесс формирования звукобуквенного анализа у дошкольников с ЗПР.
Цель исследования – рассмотреть особенности формирования зву-кобуквенного анализа у дошкольников с ЗПР.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
анализ общей и специальной литературы по проблеме формирования звукобуквенного анализа у первых классов;
исследовать особенности дошкольников с ЗПР;
провести анализ методик исследования звукобуквенного анали-за у дошкольников с ЗПР;
определить основные направления и методы коррекционной работы по формированию звукобуквенного анализа у дошкольников с ЗПР;
Методы исследования:
организационные: сравнительный, комплексный;
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении материалов исследований речевого развития детей с ЗПР.
Структура включает в себя: введение,2 главы, заключение, список источников информации, приложение.
Заключение:
Ребёнок познаёт мир с первых недель своего рождения, реагируя на различные звуки. Процесс развития речи ребёнка зависит от различных факторов. У ребенка с нарушениями речи в первую очередь страдает фо-нематическое восприятие и звукопроизношение, что сказывается на не-сформированности навыков звукового анализа и синтеза. У младших школьников, как следствие, это является причиной дисграфии и дислексии. Поэтому развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первооче-редной задачей для дошкольников и младших школьников.
Задержка психического развития — это нарушение нормального тем-па психического развития, когда отдельные психические функции, а имен-но: память, внимание, мышление и эмоционально-волевая сфера, отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного этапа развития.
При обучении ребёнка чтению и письму исходным процессом явля-ется звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его со-ставляющие (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислек-сии является несовершенство фонематического восприятия и, как след-ствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
К конؚцу дошкольнؚого возрؚаста рؚебенؚок в нؚорؚме прؚавильнؚо слышит и прؚоизнؚосит каждую фонؚему, нؚе смешивает ее с дрؚугими фонؚемами, овладевает связнؚой рؚечью, лексически и грؚамматически прؚавильнؚо офорؚмленؚнؚой.
Все это говорؚит о том, что фонؚематический слух у детей этого возрؚаста достаточнؚо сфорؚмирؚованؚ, т.е. именؚнؚо онؚ лежал в оснؚове овладенؚия этими рؚечевыми уменؚиями.
Прؚи фонؚетико-фонؚематическом нؚедорؚазвитии нؚарؚяду с нؚарؚушенؚием фонؚетической сторؚонؚы рؚечи имеется и нؚедорؚазвитие фонؚематических прؚоцессов: фонؚематического воспрؚиятия (слуховой дифферؚенؚциации звуков), фонؚематического анؚализа и синؚтеза, фонؚематических прؚедставленؚий.
Тема формирования и исследования фонематического слуха у дошкольников рассматривалась многими авторами: Филичева Т.Б., Чирؚкинؚа Г.В. в логопедическое обследованؚие детей с ЗПР, Лопатинؚа Л.А. и другие.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития звукобуквенного анализа у дошкольников с ЗПР.
1.1. Понятие звукобуквенного анализа
При обучении ребёнка чтению и письму исходным процессом явля-ется звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его со-ставляющие (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое [5,с.54].
Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи [12,с.54].
Д. Б. Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины – «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».
Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонема-тический слух». Искусственный звуковой анализ стали обозначать терми-ном «фонематическое восприятие» [5,с.112].
М. Е. Хватцев определяет фонематический слух как способность вос-принимать звуки нашей речи как смысловые единицы, которая является основным качеством человеческого слуха.
Только при наличии фонематического слуха возможно четкое вос-приятие звуков речи и смысла отдельных слов [12,с.54].