Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Дисграфия 6

1.1. Причины 6

1.2. Симптомы 7

1.3. Формы 10

Выводы к 1 Главе 12

Глава 2. Развитие зрительной памяти как средство коррекции дисграфии 13

2.1. Понятие зрительной памяти и ее развитие в школьном возрасте 13

2.2. Пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при смешанной дисграфии 17

Выводы ко 2 Главе 24

Заключение 25

Список использованной литературы 26

  

Введение:

 

Данное нарушение речи – дисграфия, достаточно «молодое» понятие в области патологий речевого развития. Относительно недавно – только с конца XIX века данное состояние речи детей стало глубоко обследоваться и выводиться в отдельную науку. Множество исследователей при работе с детьми, замечали и описывали похожие отклонения в речи и в грамматике.

Актуальность темы исследования. В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии.

Однако и до настоящего времени эффективность логопедической работы по коррекции дисграфии недостаточно высока. По данным Л.Г. Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%.

Методологическую основу исследования составили учение о функциональной системе и ее компенсаторных возможностях (А.П. Анохин, Л.С. Выготский); современные научные знания о фонематической системе языка и развитии функций фонематической системы в норме и патологии; теории речевой деятельности (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); концепции о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, Т.А. Власова); о поэтапном формировании умственных действий и речевых умений (П.Я. Гальперин); коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Тесную взаимосвязь мыслительных операций и речи подчеркивают в своих исследованиях Л. Р. Аносова, В. П. Белоус, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Я. А. Пономарев, А. Н. Соколов и др.

Формирование процесса письма происходит в структуре учебной деятельности. В школьном возрасте учебная деятельность, являясь ведущей, является основой для совершенствования устной и письменной речи ребенка.

Таким образом, формирование психических функций способствует формированию как учебной деятельности в целом, так и овладению процессом письма.

В трудах, которые посвящены исследованию особенностей мыслительной деятельности детей с нарушениями речи (И. Т. Власенко, А. Гермаковска, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, О. Н. Усанова и др.) подчеркивается, что у детей с речевой патологией зачастую имеет место сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности.

В некоторых работах отмечается, что и у детей с дисграфией просматривается нарушения познавательной деятельности, а именно, мыслительных операций.

Цель данной работы состоит в определении значения развития зрительной памяти в процессе коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов.

Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить определение, симптомы и формы дисграфии;

— изучить пути и способы диагностики дисграфии у младших школьников.

Объект — средство коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов.

Предмет: развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов.

Гипотеза- развитие зрительной памяти является средством коррекции дисграфии у учащихся начальных классов.

Известно, что нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка, а специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

Методы исследования: теоретический, эмпирический, интерпретационный.

Структура работы: работа состоит из введения, в котором раскрывается цель и задачи работы, основной части, в которой описываются основные вопросы, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Письмо — это сложный навык, который включает в себя хорошо скоординированные движения рук. Техника письма требует скоординированной работы мелких мышц кисти и всей руки в целом, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Под влиянием работы, которая сочетает в себе развитие произношительной стороны речи и графических навыков, учащиеся прочно овладевают навыками правильного письма, обязывая ребенка следовать графическим правилам и сосредотачиваться на содержании.

Известно, что у детей с дисграфией не происходит формирования многих высших психических функций, в том числе памяти. В возрасте начального образования память постепенно приобретает черты произвольности. Младший ученик должен много запоминать, запоминать материал устно, уметь его повторять, запоминать то, что было выучено, и уметь воспроизводить это через долгое время устно и письменно. Известно, что хорошо развитая зрительная память является гарантией успеваемости в школе. Недостаточное формирование зрительной памяти не только негативно сказывается на общем уровне успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности при письме: трудности в формировании зрительного образа буквы, ошибки в пространственном расположении элементов письма, нарушение линии, элементы неправильного написания букв, изменение и перестановка букв.

Следует иметь в виду, что младший школьный возраст восприимчив к формированию высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по развитию зрительной памяти наиболее эффективна в этот период. Таким образом, развитие зрительной памяти является обязательной частью коррекционно-развивающей работы с детьми с различными нарушениями речи — как устной, так и письменной. Особое внимание следует уделять развитию зрительной памяти при работе с детьми с дисграфией.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Дисграфия

Определение в логопедическом словаре звучит так: дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойко повторяющиеся ошибки: замена букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дисграфия — это неспособность к обучению письменной речи, которая влияет на способность писать, в первую очередь почерком, но также и связностью. Это специфическая неспособность к обучению, а также неспособность к транскрипции, что означает, что это нарушение письма, связанное с нарушением почерка, орфографического кодирования и последовательности пальцев (движения мышц, необходимых для письма). Это часто перекрывается с другими нарушениями в обучении и нервно-психическими расстройствами, такими как нарушение речи, синдром дефицита внимания с гиперактивностью или нарушение координации развития.

Дисграфию следует отличать от аграфии (иногда называемой приобретенной дисграфией), которая представляет собой приобретенную потерю способности писать в результате травмы головного мозга, прогрессирующего заболевания или инсульта. Распространенность дисграфии во всем мире неизвестна из-за трудностей в диагностике и отсутствия исследований [18].

1.1. Причины

Не глядя на детальное исследование, причины дисграфии со стопроцентной точностью не определены даже на сегодняшний день. Но все же какая-то информация есть, к примеру, исследователи ведут речь о том, что расстройство письменной речи могут вызывать следующие причины:

1. Биологические причины: наследственность, повреждение головного мозга или недоразвитие в разные периоды развития ребенка, патология беременности, травма плода, удушение, серьезные физические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.

2. Социально-психологические причины: синдром госпитализма, педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.

3. Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Человек начинает овладевать приемами письма, когда адекватно учреждаются все части его устной речи, а именно:

— звукопроизношение;

— лексико-грамматическая составляющая;

— фонетическое восприятие;

— связность речи.

Если же при формировании головного мозга происходили нарушения риск развития дисграфии крайне вероятен.

Также стоит подчеркнуть, что дисграфии подвержены дети с разнообразными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации.

А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге. Оказывая определенное влияние на развитие человека, те или иные вышеупомянутые факторы приводят к дисграфии, которая может отражаться в самых разнообразных видах [1].

1.2. Симптомы

Как и любое расстройство речевой патологии, расстройства письма имеют ряд собственных симптомов. Как правило, в самом письме чувствуются систематические ошибки, но эти ошибки люди не совершают из-за незнания норм и правил языка. В большинстве случаев ошибки появляются при замене или перемещении похожих звуков или похожих символов, опущении букв и слогов в словах, изменении местами или добавлении дополнительных символов. Также наблюдаются несоответствия в стойком написании многих слов и словесно-словоформ в предложениях. При этом отмечается низкая скорость письма и трудно читаемый почерк.

Симптомы дисграфии часто упускаются из виду или приписываются ленивости, немотивированности, небрежности или беспокойству учащегося. Это состояние также может быть отвергнуто как простое проявление дефицита внимания или задержки зрительно-моторной обработки. Для того чтобы быть диагностированным с дисграфией, у человека должна быть группа, но не обязательно все, из следующих симптомов:

При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими и т.п.

При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании [9].

При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род. Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.

При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на верные. Также стоит отличать дисграфию литеральную оптическую и дисграфию вербальную оптическую. Зачастую буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или недописываются необходимые.

При дисграфии, которая обусловлена несформированностью языкового синтеза, ученик меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает ненужные, пишет предлоги вместе со словами, а приставки отделяет от них. Данный вид дисграфии рассматривается наиболее распространенным у школьников [12].

Помимо прочего, люди с нарушением письма могут испытывать симптомы, которые не связаны с логопедией. Обычно это расстройства неврологического характера, такие как плохая успеваемость, проблемы с концентрацией внимания, рассеянность, проблемы с памятью и гиперактивность.

При систематическом проявлении рассматриваемых симптомов необходимо обратиться к специалисту, который сможет провести полноценную диагностику и отличить патологию от банальной неграмотности. Этот специалист — логопед.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы