Курсовая теория на тему Развитие восприятия цвета третьеклассников с легкой степенью умственной отсталости на уроках изобразительной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ШКОЛЬНИКАМИ С
ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6
1.1
Восприятие цвета как психолого-педагогический феномен. 6
1.2 Общая
характеристика детей с легкой степенью умственной отсталости. 10 1.3 Характеристика особенностей восприятия
цвета третьеклассниками с умственной
отсталостью.. 15 1.4 Уроки изобразительного искусства в процессе
обучения младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. 18
1.5 Использование дидактических игр в
коррекционной работе по развитию цвета у младших школьников с лёгкой степенью
умственной отсталости на уроках изобразительного искусства. 24
Вывод по
первой главе. 28
Список
использованной литературы.. 30
Введение:
Рассмотрение психолого-педагогических процессов, лежащих
в основе формирования целостного цветовосприятия у учащихся третьеклассников с
легкой степенью умственной отсталости на уроках изобразительной деятельности,
является достаточно актуальным в настоящее время, так как формирование
целостного восприятия цвета сложный и многогранный процесс, где происходит
взаимодействие чувственных анализаторов (ощущений), эмоционального восприятия и
мышления.
Проблема коррекции познавательной деятельности студентов
с легкой степенью умственной отсталости получила свое теоретическое и
экспериментальное развитие в коррекционной психологии на основе общей теории
деятельности и развития психики, разработанной Л.С. Выготский, А. Леонтьев, С.
Рубинштейн. Установившееся в психологии положение о том, что важнейшие
закономерности психического развития аномальных детей в основном совпадают с
закономерностями нормально развивающихся детей, является основополагающим
принципом коррекционной психологии, выражающим суть современного подхода к
пониманию возможностей развивающего мышления, операции у детей с умственной
отсталостью. Н.П. Вейцман, Д.С.Гуровец, В.В. Воронкова, И. Белякова, С.
Забрамная, отметим, что изучением наглядно-образного и словесно-логического
мышления и их коррекцией необходимо заниматься у младших школьников с задержкой
умственного развития, в процессе их развития.
В структуре
познавательной деятельности таких школьников операции мышления занимают особое
место, поскольку именно здесь наиболее ярко проявляются своеобразие и
недостатки всей их познавательной деятельности. На сегодняшний день мышление и,
в частности, мыслительные операции являются одними из наиболее изученных
психических процессов в коррекционной психологии (Л.С. Выготский, О.П.
Гаврилушкина, Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев, Е.А.
Стребелева, Ю.И. Шиф и др.).
Цель исследования – изучить особенности восприятия цвета
третьеклассниками с легкой степенью умственной отсталости и определить эффективные
пути коррекционно-развивающей работы на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования – особенности восприятия цвета
третьеклассниками с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования – процесс развития восприятия цвета третьеклассниками с легкой степенью
умственной отсталости на уроках
изобразительного искусства с использованием дидактических игр.
Гипотеза исследования: восприятие цвета третьеклассниками
с легкой степенью умственной отсталости будет протекать эффективнее при условии
включения в урок изобразительного искусства специально подобранных
дидактических игр.
Заключение:
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы
показал следующее:
Во-первых, восприятие цвета является сложным
психофизиологическим процессом, который имеет огромное значение в процессе
обучения, как школьников с нормативным интеллектом, так и обучающихся в
организациях, реализующих АООП.
Во-вторых, у обучающихся младшего школьного возраста с
нормативным развитием цвет является средством для выражения эмоционального
настроя, а сам процесс использования цвета в своих работах характеризуется
большим интересом к изображаемым предметам и качественным откликом на помощь
педагога в рисовании.
В-третьих, у учащихся организаций, реализующих АООП
крайне низкое развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения,
сравнения и планирования сказывается и на процессе изобразительной
деятельности.
Представления о цвете, как правило, у них не сформировано,
поэтому они не умеют подбирать цвета; а для того, чтобы правильно изобразить
тот или иной рисунок, то для этого школьникам с нарушением интеллекта
необходимо несколько раз увидеть рисуемый предмет.
Фрагмент текста работы:
Восприятие цвета как психолого-педагогический
феномен Цветовые ощущения — это чувственные восприятия человека,
и технология измерения цвета должна выражать их в описательных и понятных
количествах.
Цвет — это визуальное ощущение, связанное с частью поля
зрения, которое кажется глазу бесструктурным, благодаря чему эту часть можно
отличить от другой неструктурированной соседней области при наблюдении одним
неподвижным глазом [5].
Это довольно сложное, но однозначное определение цвета
позволяет отличить визуальное ощущение «цвета» от всех других впечатлений,
получаемых при зрении. Включение термина «неструктурированный» в это определение
также отделяет текстуру наблюдаемых объектов от ощущения цвета. Таким образом,
например, текстура ткани не входит в цвет.
Определение также требует наблюдения «одним» глазом,
который «неподвижен», условно исключая другие факторы, такие как пространственное
ощущение, восприятие местоположения объектов, их направление и даже их
относительное движение из восприятия цвета. Поскольку одноглазое наблюдение
неподвижного объекта неподвижным глазом не допускает восприятия блеска, оценка
блеска исключается из восприятия цвета.
В целом, в отличие от массы, объема или температуры, цвет
— это не просто физическое свойство объекта. Это скорее ощущение, вызванное
излучением достаточной интенсивности. Это может быть излучение самоизлучающего
источника света или оно может отражаться от поверхности. Это излучение попадает
в глаз, где рецептивные клетки преобразуют его в нервную стимуляцию, которая, в
свою очередь, передается в соответствующую часть мозга, где воспринимается как
цвет. Ощущение цвета зависит не только от физических законов, но и от
физиологической обработки излучения в органах чувств. Зрительные условия,
яркость (яркость) и состояние адаптации глаза являются среди факторов,
способствующих этому.
Цвет проявляется в форме света от самоизлучающих
источников света, цветов поверхности (несамоизлучающих источников света) и в
промежуточной форме люминесцентных цветов красителей, таких как оптические
отбеливатели и краски дневного свечения, поглощающие фотоны. из коротковолновой
части спектра и излучают энергию в части спектра с более длинными волнами.