Курсовая теория на тему Развитие воображения и творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава
1. Развитие воображение у детей младшего школьного возраста на уроках
изобразительного искусства. Теоретический аспект. 5
1.1
Характеристика развития воображения как педагогической проблемы.. 5
1.2
Педагогические условия развития воображения у младших школьников на уроках
изобразительного искусства. 12
Глава
2. Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на
уроках изобразительного искусства. Теоретический аспект. 18
2.1
Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей младших
школьников. 18
2.2
Урок изобразительного искусства как средство развития творческих способностей
младших школьников. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 37
Введение:
Актуальность исследования. Развитие творческих способностей и воображения
является одной из важнейших педагогических проблем общества. Особую
актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с
социально-экономическими преобразованиями в стране.
Специфические особенности воображения и творческих процессов интенсивно
проявляются и развиваются в младшем школьном возрасте. Если учителя и родители
не будут обращать серьезного внимания на эти процессы, то в последующем у
ребенка будет наступать быстрое снижение активности этих функций, а в
дальнейшем будет происходить обеднение личности, снижение творческих
способностей, потеря интереса к науке и искусству.
Исследования (Е.И. Игнатьев, О.М. Дьяченко, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский,
В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн и др.) указывали, что воображение выступает не
только предпосылкой эффективного усвоения младшими школьниками новых знаний, но
и является условием творческого преобразования уже имеющихся знаний,
способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет
эффективность образовательного процесса начальной школе. В данном контексте
проблема изучения развития воображения и творческих способностей младших
школьников является неотъемлемым компонентом любой формы творческой
деятельности детей, его креативного развития и нестандартных форм поведения.
Однако особенности процесса развития воображения и творческих
способностей у детей младших классов на уроках изобразительного искусства на
современном этапе исследовались мало и фрагментарно, обобщающих актуальных
публикаций практически нет. В педагогической литературе не определена структура
характеристик воображения и творческих способностей, не разработаны методика и
педагогические условия их целенаправленного развития на уроках изобразительного
искусства с учетом психофизиологических возможностей младших школьников.
Все указанные недостатки обусловлены малой степенью изучения проблемы,
что и стало причиной выбора темы исследования.
Цель исследования: рассмотреть
особенности развития воображения и творческих способностей младших школьников
на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс развития воображения и творческих способностей.
Предмет исследования: особенности
развития воображения и творческих способностей у младших школьников на уроках
изобразительного искусства. Задачи исследования:
1. Проанализировать процесс развития воображения у
младших школьников как педагогическую проблему;
2. Проанализировать педагогические условия развития воображения
у младших школьников на уроках изобразительного искусства;
3. Проанализировать психолого-педагогические особенности
развития творческих способностей у младших школьников;
4. Проанализировать уроки изобразительного искусства как
средство развития творческих способностей у младших школьников.
Методы исследования: анализ
научно-методической литературы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованных источников. Всего 39 страницы и 18 источников.
Заключение:
Во все времена люди с развитым воображением и творческими способностями
были двигателем прогресса. Несомненно, и сейчас они будут наиболее
востребованными, ведь смогут найти новые подходы к решению сложных, а порой и
необычных задач, соответствовать современному ритму жизни и добиваться больших
успехов, как в искусстве, так и в других сферах деятельности. К сожалению, не
так много людей способных открыть в себе этот потенциал, поэтому многие лишь
плывут по течению жизни, не проявляя к ней особенного интереса и не стремясь к
лучшему.
Сегодня миру требуются люди, мыслящие креативно и способные решать
нестандартные задачи.
Безусловно, развивать воображение и творческие способности важно.
Прогресс не стоит на месте благодаря людям с развитым воображением и креативным
мышлением. Именно они создают все то к чему мы привыкли. Именно они открывают
новое и расширяют границы для нас.
Важно знать, что дети именно младшего школьного возраста более
восприимчивы к информации, открыты и активны. В этом возрасте им легче получать
и усваивать знания. Поэтому очень важно именно в этот период помочь развивать
воображение ребенку.
По этой причине одной из важных педагогических задач является творческое
развитие ребенка и грамотное подведение его интересов к источнику
самосовершенствования.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме
развития воображения и творческих способностей младших школьников позволило
установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и
практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Анализ понятий
«воображения», «творческие способности» позволили привести сравнительный анализ
различных подходов к трактовке данных понятий.
Анализ исследований психологов и педагогов (Я.А Каменского, И.Г.
Песталоцци, Ф. Фребель, А. Лилов, В.Н. Шацкая, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский,
Д.Б. Эльконин, Н.П. Сакулина, В.А. Сухомлинский, Т.С. Комарова, Т.Г. Козакова и
др.) позволяет выделить показатели и критерии (оригинальность воображения;
гибкость воображения; скорость воображения; глубину и проработанность; вариативность
воображения) развития воображения младших школьников.
Для изучения и теоретического обоснования понятия «творческие
способности», выявления его структурных компонентов были проанализированы
существующие трактовки, отражающие разные подходы в исследовании данной
проблемы. Близкой оказалась позиция таких авторов, как: С.Л. Рубинштейн, А.А
Мелик-Пашаева, Е. Торренса, С.В. Погодиной, Т.Г. Казаковой.
Творческие способности – это процесс индивидуальных особенностей
личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида
творческой деятельности, проявляющихся в стремлении и эмоциональном отношении к
творчеству, в качестве умения владеть выразительными средствами при создании
творческого продукта, уровне развития творческого воображения,
самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание
субъективно нового в той или иной области.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Развитие воображение у детей младшего школьного возраста на уроках
изобразительного искусства. Теоретический аспект 1.1
Характеристика развития воображения как педагогической проблемы
Воображение — это уникальная способность человека, позволяющая сознанию
создавать различные образы различных не существующих объектов или явлений.
Воображение лежит в основе любой творческой деятельности. Благодаря воображению
человек может поменять инертность мышления, также может видоизменить
представление памяти, что позволяет создать что- то действительно уникальное.
Таким образом, все, что сделано человеком, основано на воображении.
Воображение всегда интересовало исследователей.
Л.Н. Коган и А.Г. Спиркин утверждали, что: «Воображение — это
психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и
мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся
человеком» [8].
Многие исследователи указывали на взаимосвязь воображения и трудовой
деятельности. Так, например, Л.С. Рубинштейн писал, что без воображения
невозможно увидеть и понять итоговый результат своей работы. Очевидно, что без
воображения невозможно себе представить развитие науки и техники и искусства.
Так C.Л. Рубинштейн подчеркивал, что: воображение связано с нашей
необходимостью и способностью творить новое, и представляет собой реорганизацию
минувшего опыта.
Л.С. Коршунова подчеркивала, что: «Воображение помогает человеку отобразить
реальную действительность, но в необычных и неожиданных сочетаниях. Так можно
сказать, что благодаря воображению можно изменить действительность и создать на
этой основе новые сюжеты и образы». [1, с. 24].