Тим ивс Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие внимания у юных хоккеистов 10-12 лет

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития внимания у юных хоккеистов 10-12 лет 6
1.1. Феномен внимания в трудах психологов и педагогов 6
1.2. Онтогенетические особенности процесса внимания и нейрофизиологические механизмы его формирования 12
Глава 2. Практические аспекты развития внимания у юных хоккеистов 10-12 лет 18
2.1. Психологические особенности игровой деятельности хоккеиста 18
2.2. Методы, средства развития и совершенствования внимания, применяемые в циклических и ациклических видах спорта 23
2.3. Нетрадиционные средства и методы развития процессов внимания 33
Заключение 35
Список литературы 38

  

Введение:

 

Внимание — одно из самых сложных психических проявлений человека, которое играет важнейшую роль в процессе его жизнедеятельности. В настоящее время в научной теории и практики накопилось достаточное количество работ, посвященных изучению функции внимания, его видов и свойств. Многими авторами рассмотрены вопросы, касающиеся физиологии внимания, его структуры, онтогенетических особенностей и закономерностей. Так, онтогенез развития внимания представлен такими авторами, как Д.А. Фарбер, Н.В. Дубровинская. Психологи А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Гоноболин дали полную картину в определении и описании основных видов и свойств внимания, теоретически обосновали понятие внимания, а также рассмотрели вопрос о значении функции внимания в жизнедеятельности человека.
В исследованиях В.Я. Романова и Ю.Б. Дормашева представлена картина о взаимодействии внимания, его видов и свойств с моторными действиями человека, при этом даны подробные характеристики особенностей проявления процесса внимания.
В теории спорта вопросами психологической подготовки спортсменов занимаются многие исследователи, в частности, разработаны методические рекомендации по развитию внимания и различных его свойств в отдельных видах спорта (А.В. Родионов, Г.М. Гагаева, P.M. Найдиффер, В.М. Мельников, В.В. Медведев, А.Л. Попов и др.). Однако специалисты во многих видах спорта в большей степени отмечают значимость функции внимания и его свойств в специфической спортивной деятельности.
Также существует ряд научных работ по психологической подготовке хоккеистов, в которых авторами дается ряд методических рекомендаций по развитию и совершенствованию функции внимания (Ю.В. Никонов, Е.С. Жариков, В.П. Савин). При этом необходимо отметить, что чаще данные рекомендации являют собой некоторое дополнение к методике технико-тактической подготовки хоккеистов.
В целом анализ научной литературы показал, что в настоящее время в теории и практике спорта, в частности в хоккее, существует минимальное количество сведений о формировании психических процессов у хоккеистов. При этом большинство работ в основном посвящены изучению психических функций квалифицированных спортсменов.
Подготовка хоккеистов высокой квалификации охватывает довольно длительный период, как правило, 10-12 лет. Для достижения максимальных спортивных результатов на определенном этапе многолетнего процесса спортивной тренировки одной из первостепенных задач системы психологической подготовки спортсмена является развитие функции внимания и его свойств, необходимых в специфической игровой деятельности. Авторы отмечают, что современный хоккей изобилует многообразием сложных игровых ситуаций и в поле внимания игрока помимо шайбы должны быть действия партнеров и соперников, причем не только происходящие в данный момент, но и те, которые могут совершиться в развитии текущего игрового эпизода и после него. На наш взгляд, проблема игрового внимания особенно значима при подготовке юных спортсменов, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы функции внимания, необходимые для дальнейшего роста мастерства спортсмена. Поэтому развитие внимания и методика его совершенствования в настоящее время, в условиях постоянно растущих требований к психическим качествам спортсменов в связи с повышением динамики игры, а также роста популярности хоккея в целом, вызывает интерес у специалистов и тренеров во всем мире.
Проблема исследования — развитие внимания у юных хоккеистов.
Объект исследования — процесс психологической подготовки юных хоккеистов.
Предмет исследования — методика формирования внимания хоккеистов в период начальной специализации.
Цель исследования — определение особенностей функции внимания у юных хоккеистов для совершенствования методики формирования у них игрового внимания.
Задачи исследования:
1 Рассмотреть феномен внимания в трудах психологов и педагогов.
2. Раскрыть онтогенетические особенности процесса внимания и нейрофизиологические механизмы его формирования.
3. Проанализировать психологические особенности игровой деятельности хоккеиста.
4. Изучить методы, средства развития и совершенствования внимания, применяемые в циклических и ациклических видах спорта.
5. Раскрыть нетрадиционные средства и методы развития процессов внимания.
Методы исследования: теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы, информационных ресурсов сети Интернет по исследуемой проблеме, обобщение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог рассмотрению литературных источников, можно сказать, что внимание является одним из главных компонентов психики человека. От степени и уровня развития внимания зависит результат его деятельности, будь то трудовая, умственная или игровая.
Анализируя онтогенетические особенности развития функции внимания, можно отметить следующее: важнейшим фактором в обеспечении целостного адаптивного реагирования на внешние воздействия является формирование структурно-функциональной организации нервных центров, которая совершенствуется в ходе индивидуального развития ребенка, приближаясь к дефинитивному уровню в 15-16 лет.
Возраст 9-12 лет — формирование свойственной взрослому пространственно-временной организации электрической активности мозга, совершенствование процессов регуляции сенсорной функции в соответствии с задачами и потребностями, организация системы управления процессами активации при реализации различных форм внимания. Существенная роль в этих изменениях принадлежит активному включению в деятельность лобных отделов мозга и установлению системы межцентральной интеграции с ведущей ролью этих корковых формаций.
Изучение научно-методической литературы позволяет нам утверждать, что в психологической подготовке спортсмена очень важным является развитие внимания. При этом определенным свойствам внимания в различных видах спорта предают особую значимость. Так, специалисты игровых видов спорта (хоккей, футбол, гандбол, баскетбол и др.) утверждают, что особенно важно развивать такие свойства внимания, как объем, распределение, переключение; циклических видов спорта (плавание, легкая атлетика, велоспорт) — концентрацию и устойчивость; индивидуальных (бокс, фигурное катание и др.) — интенсивность, концентрация. Некоторые авторы для развития функции внимания рекомендуют применять всевозможные физические упражнения специализированного характера. Другие отдают предпочтение такому средству повышения уровня внимания как психорегулирующая тренировка: аутотренинг (самовнушение, самоубеждение,), психотехнические игры, фокусировка внимания на своих мыслях (ментальная тренировка) и др. При этом мы считаем, что особую значимость для спортсменов игровых видов спорта, в частности хоккея, имеет развитие и совершенствование игрового внимания. Анализируя научно-методическую литературу по игровым видам спорта, особенно хоккея, футбола, гандбола и баскетбола, мы по аналогии с определение игрового мышления определили черты игрового внимания, утверждая специфичность способности контролировать происходящее в обозреваемом (точнее воспринимаемом с помощью различных сенсорных систем) пространстве в игровой деятельности:
— интеллектуальный контроль за множеством стимулов (зрительных,
слуховых, проприоцептивных), фиксируемых в ходе восприятия, мышления,
запоминания и воспроизведения;
— включенность в практическое действие, т.е. в процессе решения задач игровой деятельности;
— произвольность и ситуативность, отражение объективных признгаков конкретных игровых ситуаций;
— интенсивность протекания нервных процессов в связи с действиями в условиях дефицита времени;
— взаимосвязь интеллектуальных операций и мотивационно-потребностной и
эмоционально-волевой сферы.
Крайне недостаточно, на наш взгляд, работ, касающихся возрастных особенностей в психологии юных спортсменов, хотя по этому вопросу в профессиональном спорте имеются исследования весьма авторитетных авторов. Существующая практика развития и совершенствования функции внимания в хоккее говорит о том, что формирование внимания, специфичного для данного вида игровой деятельности, как целостной системы отсутствует. Кроме того, в доступной нам литературе мы не обнаружили сведений о конкретной комплексной методике формирования игрового внимания у хоккеистов, хотя имеются сведения об отдельных приемах и средствах развития разных свойств внимания. В связи с этим можно утверждать, что проблема внимания в игровой деятельности изучена недостаточно и многие вопросы, касающиеся внимания в хоккее находятся в стадии изучения. Но, безусловно, решение вопросов совершенствования внимания и разработка практических рекомендаций по улучшению его показателей намного повысит эффективность работы, как самих тренеров, так и юных спортсменов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития внимания у юных хоккеистов 10-12 лет
1.1. Феномен внимания в трудах психологов и педагогов
Наиболее продуктивный период в развитии исследований по
психологии внимания относится к концу 19 – началу 20 века. В этот период исследования в области психологии внимания велись представителями разных направлений. В частности, в гештальтпсихологии и в психологии сознаний популярность приобрел интроспективно-феноменологический подход, который предполагал в качестве общих оснований к изучению внимания следующие положения [14]:
— внимание является феноменом сознания, доступным к интроспектированию;
— интроспекция – основной метод изучения внимания;
— направление поиска состоит в описании внимания как феномена сознания.
В русле этого подход свои исследования проводили такие ученые как У. Джемс [8], Н.Н. Ланге [16],Т. Рибо [25], Э. Титченер [36].
Рассмотрим суть подхода к изучению внимания каждого из них. В. Вундт [цит. по 10], используя интроспективный и экспериментальный методы, рассматривает внимание как фокус сознания, наиболее ясная и отчетливая его область в данный момента внимание рассматривается как феномен сознания, связывается с фокусом сознания, с его ясностью и отчетливостью.
Э. Титченер [36], вслед за В. Вундтом, также пользуется феноменологическим критерием ясности сознания как определителем внимания. Сущность внимания подобна свойству ясности ощущения. В работах Э. Титченера рассматриваются такие понятия как «уровень сознания» и «волна внимания». Уровень сознания предполагает 2 уровня протекания сознания: верхний и нижний. Первый включает в себя ясные процессы сознания, находящиеся на психическую волну, здесь меньше различий в уровне ясности сознания; на втором, нижнем уровне находятся смутные процессы сознания, подвластные волне поверхностного, механического внимания. Также Э. Титченер [61] занимался вопросом происхождения и развития внимания в онтогенезе. В результате научного поиска он выделил три стадии развития и соответственные каждой стадии генетические формы развития внимания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы