Курсовая теория Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая теория на тему Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерно-игровой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические аспекты
развития творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством
компьютерно-игровой деятельности  7

1.1
Проблема развития детского творчества в психолого-педагогических исследованиях. 7

1.2
Особенности развития детского творчества в условиях дошкольной образовательной
организации. 13

1.3
Педагогические возможности компьютерно-игровой деятельности в развитии
творчества у детей старшего дошкольного возраста. 24

Выводы
по 1 главе. 32

Заключение. 35

Список
литературы.. 37

  

Введение:

 

Жизнь в современных социальных условиях предъявляет высокие
требования к творческому потенциалу современных детей. Внимание многих
педагогов и психологов в настоящее время привлечено к проблемам развития детей
старшего дошкольников, ведь именно этот период жизни является временем
интенсивного психического развития. На этом этапе закладывается фундамент
физического, психического и нравственного здоровья старших дошкольников. Известно,
что основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее
поколение к жизни в будущем обществе, к появлению новых возможностей, которые
предоставляет жизнь.

С нашей точки зрения, одной из важнейших способностей,
которые позволяют эффективно реализовать эту цель, являются творческие
способности или креативность. Способность порождать необычные, оригинальные
идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, нестандартно решать проблемные
ситуации была выделена среди интеллектуальных способностей в особый тип
способности и названа креативностью. Развитие и активное внедрение во все сферы
жизнедеятельности компьютерных технологий, цифровизация общества, существенно
изменили модель образования. Подготовка креативных личностей, способных применять
новые технологии в различных отраслях экономики является перспективным условием
инновационного развития страны.

Современные технологии ориентированы на «создание лучшего
мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижения образования,
науки, культуры и связи» отмечает генеральный директор Юнеско. Идея введения
компьютера в мир детей – это, прежде всего формирование психологической
готовности к жизни в обществе информационной культуры; обществе, применяющем
информационные технологии в обучении, науке, экономике, быту. Компьютерные
технологии считаются востребованным способом передачи знаний. Данный способ
позволяет ребятам учиться с интересом, находить необходимую информацию,
воспитывать ответственность и самостоятельность при получении новых знаний,
расширять кругозор, способствует успешной социализации в современном обществе.
Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей противоречиво, с одной
стороны, компьютер полезен, с другой может оказаться вредным.

Полезность компьютера подтверждена научно-техническим
прогрессом развития экономики, технологий, определяющим источник развития
общества – интеллект, превращаемый в мощную материальную силу.
Социально-значимыми личностями, приносящими пользу обществу, являются
творческие индивиды, которые находятся в центре внимания ученых с целью
изучения движущих сил и источников научно-творчества. Современное образование
должно подготавливать людей нового формата, которые органично вольются в
развитие экономики страны, следовательно, доминирующей задачей общества
является возможность проявления всем без исключения своих талантов и раскрытия
творческого потенциала. В психолого-педагогических исследованиях, посвященных
применению компьютерных игр в образовании (О.К.Тихомиров, С.Л.Новоселова, Е.Е.Лысенко
и др.) указывается на то, что компьютерные игры позволяют рассматривать их как
средство развития творчества детей. В исследованиях, посвященных применению
компьютерных игр в работе с детьми, рассматривается влияние компьютера на общее
умственное развитие ребенка (Е.И.Машбиц, Н.Н.Поддьяков, С.Л.Новоселова и др.),
развития сотрудничества и коммуникации между детьми в процессе
компьютерно-игровой деятельности (С.Пейперт), развитие мотивации детей к
учебной деятельности (Е.Е.Лысенко, Е.В.Иванова и др.).

Компьютерные игры способствуют развитию творческой
активности, овладению новыми знаниями, логическими операциями, эффективному
тренингу сенсорных функций. Вред компьютера в развитии личности может считаться
чисто академическим, потому что необходимо не уничтожать отрицательные факторы
жизни, а формировать умение адаптироваться к человеческому бытию с минимальной
потерей для общества. Творческая активность формирует качества, влияющие на
характер личности будущих специалистов. Необходимость передачи технических
знаний из поколения в поколение, привлечения молодежи в научно-техническую
сферу, повышения престижа научно-технических профессий привела общество к мысли
об обучении детей и молодежи техническому творчеству и изобретательству. Важным фактором развития творческих
способностей личности выступает система дошкольного образования, основным
компонентом которой является детское техническое творчество, являющееся
приоритетом государственной политики в сфере образования. Истории развития
творчества посвящены работы А.В.Абдуллаева, Г.С.Альтшуллера, Ю.С.Столярова и
других ученых. Проблемы развития творчества в учреждениях дошкольного
образования рассмотрены такими учеными как В.А.Березиной, Э.В.Самойленко,
Г.В.Найденко.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы
показал, что накоплен большой опыт в использовании информационных технологий в
учебном процессе, однако, в практике учреждений дошкольного образования
практически неразработанными остаются вопросы их применения в качестве средства
активизации творчества детей. Следовательно, существует необходимость
исследования возможностей применения информационных технологий в качестве
средства активизации  творчества
обучающихся учреждений дошкольного образования с последующей разработкой
методических аспектов использования компьютерных игр в известных методиках
активизации творчества детей.

В ходе проведенного анализа научной и методической
литературы были выявлены следующие противоречия:

⎯ между запросом на развитие и активизацию  творчества и недостаточным использованием для
этого потенциала компьютерных игр при реализации программ дошкольного
образования;

⎯ между необходимостью реализации потенциала
компьютерных игр для активизации 
творчества обучающихся, и недостаточной теоретической обоснованностью
возможностей их применения в качестве средства активизации  творчества детей;

⎯ между необходимостью применения компьютерных игр, в
известных методиках активизации 
творчества детей и недостаточным научно-методическим обоснованием
механизмов реализации данного процесса.

Проблема исследования:
каковы возможности компьютерно-игровой деятельности в развитии творчества у детей
старшего дошкольного возраста?

Цель исследования:
теоретическое  обоснование проблемы
развития детского творчества посредством компьютерно-игровой деятельности.

Объект исследования
— процесс развития детского творчества Предмет
исследования – компьютерно-игровая деятельность как средство  развития творчества у детей старшего
дошкольного возраста

Задачи исследования:

1) изучить научно-методическую литературу по развитию
детского творчества;

2) выявить особенности развития творчества у детей старшего
дошкольного возраста;

3) определить педагогические возможности компьютерно-игровой
деятельности в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования являются:
теории и концепции развития творческих способностей (Дж. Гилфорд, Э.П.Торренс,
Г.Бабат, П.К.Энгельмейер, Н.Коган и др.); идеи личностно ориентированного
подхода (Е.В.Боидарсвская, Ш.Л.Амонашвили, В.В.Сериков, и др.); теории и
концепции деятельности системы дошкольною образования (В.Л.Горский,
С.К.Никулин, А.К.Бруднов, Ю.С.Столяров, и др.), фундаментальные работы
педагогов и психологов, посвященные компьютеризации и информатизации
(М.Б.Игнатьев, Б.С.Гершунский, Г.В.Лебедев, М.П.Лапчик и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс
методов исследования: теоретические – анализ педагогической, психологической,
литературы по рассматриваемому вопросу, обобщение, систематизация.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка
использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа посвящена теоретическому и практическому
исследованию проблемы развития творчества детей в образовательном процессе
дошкольной образовательной организации. Теоретическая значимость исследования
заключается в том, что в теоретической части исследования были проанализированы
и систематизированы психолого-педагогические аспекты развития творчества детей
дошкольного возраста.

Творчество — это индивидуальные особенности людей,
определяющие успешность осуществления творческой деятельности различного рода.
Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные
условия для формирования творческих способностей детей. Именно в это время
происходят прогрессивные изменения во многих областях, улучшаются психические
процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно
развиваются личностные качества, а на их основе — способности и способности.

Анализ современных образовательных программ показал наличие
многих технологий творческого развития детей в дошкольной образовательной
организации.

Развитие творчества дошкольников может быть организовано с
помощью различных методов и приемов. В основе развития творческой активности
детей дошкольного возраста является совместная деятельность педагога и ребенка
в развитии его творческих способностей к продуктивной деятельности, осознанного
отношения к социальной, природной, предметной среды.

В наши дни в развитом обществе все сильнее проявляется
потребность в творческих личностях на всех уровнях ее развития. Поэтому
насущной необходимость становится развитие личность ее творческой самобытности,
раскрытие и реализация сущностных сил ребенка.

Заниматься развитием личности целесообразно в детском
возрасте, потому что именно тогда формируются основы творческой и
образовательной траектории, психологический базис продуктивной деятельности,
формируется набор ценностей, качеств, способностей и потребностей будущей
личности, которые лягут в основу ее творческого отношения к действительности.

Однако, основываясь на сведения педагогической науки и
личный опыт, было отмечено, что большое количество сил дошкольники расходуют на
заучивание различных дат и фактов, и как следствие, все меньше времени остается
на творческую деятельность и познание мира собственными силами. В связи с этим,
дети перестают быть творцами, и их мышление преобразуется в стереотипное.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития творчества у
детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерно-игровой
деятельности

1.1 Проблема развития детского творчества в
психолого-педагогическом исследовании

Проблема человеческого творчества является объектом
пристального внимания таких областей научного знания, как философия, психология
и педагогика.

Прежде чем определять сущность ключевых для нашего
исследования понятий – «творчество», «способности», представленных в работах
ученых, уточним, как эти понятия определяются в словарях.

В Новой философской энциклопедии творчество определяется,
как «присущее индивиду иерархически структурированные единство способностей,
которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на
приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям. Творчество представляет
собой также некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на
высокий интеллектуальный уровень» [22].

В психологическом словаре творчество рассматривают, как
«практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают
новые результаты» [18].

Творчество в педагогической энциклопедии понимается, как
«высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество
оценивается по его социальной значимости и оригинальности» [30].

Проблема творчества относится к числу классических тем
философии и исследуется в работах А. Бергсон, Н.А. Бердяев, Мен диБиран,
Платон, А. Шопенгауэр, В.С. Соловьев и др. Они предлагают рассматривать
творчество, как деятельность, которая порождает нечто качественно новое,
никогда ранее не бывшее.

В исследовании Л.А. Александровой «Генезис понятия
творчества в истории философии» творчество определяется через категорию
деятельности человека, которая направлена на создание новых ценностей, которые
имеют место быть в обществе [1].

В психологической науке понятие «творчество» становится
объектом пристального внимания в XIX-XX вв., в связи с активным развитием
такого направления психологии, как психология творчества.

С позиции психоаналитической теории (З. Фрейд, К. Юнг)
творчество изучается через категории мотивация и бессознательный компонент
творчества [11].

В когнитивной психологии творчество определяется как
альтернатива банальному. Дж. Келли, не используя термин «творчество»,
разработал теорию творчества и творческой личности: «человек – это
исследователь, ученый, который эффективно, творчески взаимодействует с миром,
интерпретируя мир, перерабатывая информацию, прогнозируя события» [13].

Представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А.
Маслоу, Р. Мэй, Д. Морено) изучали понятие творчество через категории
«креативная личность», «самовыражение». Творчество определяют, как «универсальную
функцию человека, которая ведет ко всем формам самовыражения; способность к
творчеству является врожденной, она заложена в каждом и не требует специальных
талантов» [27].

В отечественной психологии в работах В.И. Андреева, Д.Б.
Богоявленской, Л.С. Выготского, С.В. Максимовой и др, мы находим определения
сущности понятия «творчество» с позиции деятельностного подхода:

-условие существования человека, деятельность человека,
которая направлена на создание чего-то нового. Творчество живет в самом
человеке и носит личностный характер (по Л.С. Выготскому);

-вид человеческой деятельности, направленный на разрешение
противоречий, решение проблемной задачи. Результатом этой деятельности является
новизна и оригинальность (В.И. Андреева);

-производное от интеллекта, преломленное через мотивационную
структуру личности (Д.Б. Богоявленская);

-единство неадаптивной и адаптивной активности. В результате
неадаптивной активности возникает поле видимых, но еще не реализованных
возможностей – появление нового образа, идеи, проблемы, а в результате
адаптивной активности – реализация творческого потенциала, достижение цели,
воплощение идеи, выражение образа (С.В. Максимова).

В отечественной психологической науке творчество изучается
не только с точки зрения деятельностного подхода, но и в контексте творческого
мышления. Согласно концепции редукции творчества к интеллекту, разработанной и
развиваемой Г. Айзенк, Д. Векслер, К. Кокс, Л. Термен, уровень творческих
способностей определяется уровнем развития интеллекта: высокий уровень развития
интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей, и
наоборот.

Для уточнения связи творчества и творческого мышления
вводится понятие «креативность». В исследовании Н.А. Ручковой отмечено, что
креативность ассоциируется в психологии с творчеством, обозначающим мыслительный
процесс по решению творческих задач [32].

Термин «креативность» является англоязычным аналогом понятия
«творчество» и был разработан в исследованиях Дж. Гилфорд, Э. Торренс.

В психологии творчества креативность определяется:

-в широком смысле, как самостоятельный феномен,
представляющий собой единую целостную систему и функционирующая во всех сферах
жизни человека как креативный процесс, креативный продукт;

-в узком смысле, как общая универсальная способность к
творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку [7].

Для уточнения сущности понятия «креативность» обратимся
также к исследованиям Дж. Гилфорд, И.А. Лернер, Э.П. Торренс.

Креативность рассматривают как естественный процесс, который
порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в
ситуации неопределенности и незавершенности. Таким образом, он предлагает
рассматривать креативность как процесс появления чувствительности к проблемам,
дефициту или дисгармонии имеющихся знаний, определения этих проблем, поиска их
решений, выдвижения и проверки гипотез [33].

В.В. Давыдов исследовал понятие «креативность» через
определение двух типов мышления – конвергентное и дивергентное. По его мнению,
дивергентное мышление приводит к неожиданным выводам и результатам и является
основой креативности как общей творческой способности [6].

В связи с этим В.В. Давыдов выделили шесть параметров
креативности: -способность к обнаружению и постановке проблемы;

-способность к генерированию большого числа идей;

-способность продуцировать разнообразные идеи, т.е.
гибкость;

-способность отвечать на раздражители нестандартно, т.е.
оригинальность;

-способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

-способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и
синтезу.

В.А.Левин, изучая проблему творческого мышления, также
попробовал определить основные его элементы. К ним он относил:

-перенос знаний в новую ситуацию;

-видение новых проблем в нестандартных условиях;

-видение новых функций знакомого объекта;

-умение видеть альтернативу решения;

-умение комбинировать ранее известные способы решения
проблемы в новый способ;

-умение создавать оригинальный способ решения при
известности других [14].

При изучении детского творчества, акцент делается на трех
основных стадиях развития творческого мышления – наглядно-действенное мышление,
причинное мышление и эвристическое мышление.

В статье Л.И. Ереминой «Развитие креативности личности:
психологический аспект» указывается на наметившуюся в психологической науке
тенденцию к дифференциации понятий «творческие способности» и «креативность».
Автор отмечает, что они могут рассматриваться, как синонимы, либо быть полной
противоположностью [7].

Для уточнения сущности понятия «способности», обратимся к
исследованиям В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и
др.:

-закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей
(С.Л. Рубинштейн) [31];

-качество, индивидуально-психологические особенности
личности, которые приводят к успеху в какой-либо деятельности (Б.М. Теплов)
[34];

-отражают природную сущность индивидуума и проявляются, как
свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные
функции психики;

-потенциальные возможности человека к приобретению знаний и
умений.

В статье Н.В. Кондратьевой «Сущность понятия «творческие
способности» сделана попытка не только систематизировать основные подходы к
определению понятия «творческие способности», но и вывести свое определение
данной категории [12]. Раскроем их.

В исследованиях представителей зарубежной психологии (М.
Вертгеймер, А. Маслоу, К. Роджерс, Л. Терстоун, Е. Торренс и др.) творческие
способности определяются, как психологические особенности личности, которые
обеспечивают достижение ее равновесия с внешней средой; «самоактуализирующаяся
личность»; достижение идеального Я; способность быстро усваивать и порождать
новые идеи и пр.

В отечественной психологии в работах таких психологов, как
Д.Б. Богоявленская, А.Н. Леонтьев, А.Г. Маклаков, А.Н. Лук и др творческие способности
рассматриваются, как результат овладения человеком знаниями, умениями и
навыками, которые необходимы для творчества; специальные способности, которые
определяют успех творчества.

А.Н. Лук, исследуя проблему способностей, большое внимание
уделял творческим способностям. В своем исследовании «Учить мыслить» он
представил не только список творческих способностей, но и определил условия их
развития. Ученый отмечал, что творческие способности присущи каждому человеку и
уровень их развития зависит не только от индивидуальных особенностей личности,
но и от социальной среды, в которую включен ребенок [15].

Большое значение в развитии представлений отворческих
способностей имеют исследования Д.Б. Богоявленской. Она исследовала проблему
развития творческих способностей с позиции системного подхода и определяла их,
как «не особый, самостоятельный вид способностей, они выступают не в качестве
отдельной модальности, а характерны для любого вида труда. Условно говоря,
творческость – это способность не просто к высшему уровню выполнения любой
деятельности, а к ее преобразованию и развитию» [4].

В структуре творческих способностей Д.Б. Богоявленская
выделяла такие элементы, как:

-беглость мысли, т.е. количество идей, которые возникают у
человека в единицу времени;

-гибкость мысли, т.е. способность человека переключаться с
одной идеи на другую;

-оригинальность, т.е. способность производить идеи,
отличающиеся от общепризнанных взглядов;

-любознательность;

-способность к разработке гипотезы;

-фантастичность.

Таким образом, анализ зарубежной и отечественной литературы
по проблеме развития творчества, позволяет нам отметить, что творчество —
это процесс создания человеком или группой людей качественно новых уникальных
ценностей. Результатом творчества может быть как материальный предмет (картина,
изобретение или книга), так и нематериальный объект (новаторская идея в
определенной области знаний, музыкальное произведение или научная теория).
Способности к творческой деятельности имеются у каждого человека, но большинство
людей очень редко их используют и развивают в повседневной жизни.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы