Курсовая теория на тему Развитие творческой активности педагогов дошкольной образовательной организации при использовании в работе с педагогическим коллективом интерактивных форм методической работы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО 5
1.1. Понятие о профессиональной компетентности педагогов 5
1.2. Пути профессионального и личностного развития педагогов ДОО 8
1.3. Формы и методы развития творческой активности педагогов ДОО 11
ГЛАВА 2. ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО ДОШКОЛЬНОЙ 16
2.1. Классификация форм методической работы с педагогами 16
2.2. Характеристика интерактивных форм методической работы педагогическим коллективом ДОО 19
2.3. Особенности применения интерактивных форм методической работы педагогическим коллективом ДОО (га примере мастер-класса) 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность темы курсовой работы связана с происходящей в последние годы модернизацией образования, появлением новых требований к определению структуры, условий реализации образовательной программы дошкольного образования, имеющей непосредственное влияние на работу воспитателей дошкольной образовательной организации. Система образования требует от педагога дошкольной образовательной организации (ДОО) постоянного совершенствования своих знаний. Именно от педагога ДОО во многом зависит, насколько новшества, вносимые в содержание, организацию и технологии образовательного процесса, будут поняты и реализованы в практике работы с детьми, включенной в повседневную деятельность дошкольников. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к развитию творческой активности, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства текущего состояния образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Проблема творческой активности педагогов ДОО стала особенно актуальной в условиях информационного общества, где ключевыми являются доступ к информации и умение с ней работать. Информационное общество характеризуется как общество знаний, где особую роль играет процесс преобразования информации в знания. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования своих знаний. Проблемой данной работы является актуальной на сегодняшний день.
Объект исследования — развитие творческой активности педагогов ДОО.
Предмет исследования – развитие творческой активности педагогов при использовании интерактивных форм методической работы в работе с педагогическим коллективом ДОО.
Цель работы – изучить особенности развития творческой активности педагогов при использовании интерактивных форм методической работы в работе с педагогическим коллективом ДОО.
Задачи:
1. Дать общее понятие о профессиональной компетентности педагогов ДОО;
2. Изучить пути профессионального и личностного развития педагогов ДОО;
3. Рассмотреть формы и методы развития творческой активности педагогов ДОО;
4. Выявить классификацию форм методической работы с педагогами ДОО;
5. Охарактеризовать интерактивные формы методической работы педагогическим коллективом ДОО;
6. Показать особенности применения интерактивных форм методической работы педагогическим коллективом ДОО.
Существует множество теоретических разработок в этой области, Проблеме развития творческой активности педагогов ДОО при использовании интерактивных форм методической работы с педагогическим коллективом большое внимание уделяли такие авторы, как: Атмахова Л.Н., Белая К.Ю., Бермус А.Г., Болотов В.А., Гладышева Н.Н., Добренко Н.П., Дружилов С.А., Ермолаева М.Г., Захарова Г.И., Зимняя И.А., Иванов Д., Каракозова Н.Ю., Кротова Т.В., Львова Л.Т., Максимова Л.И., Сваталова Т.А., Соляник Е. Н., Тихомирова О.В., Ульянина О.А., Юркова О.В., Яковлева Г. В. и другие.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация материала.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В данной работе изучены особенности развития творческой активности педагогов при использовании интерактивных форм методической работы в работе с педагогическим коллективом начальных школ.
Как показал анализ литературы, «компетентность» — это сфера человеческой деятельности, в которой используются приобретенные знания, умения и опыт человека, а компетентность — это качество или характеристика личности человека, позволяющая ему брать на себя ответственность за решение определенных вопросов и решить все с легкостью возникающие проблемы.
Понятие профессиональной компетентности педагога сводится к готовности принимать важные и актуальные решения в соответствующей сфере и способности осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком уровне. Способность педагога мобилизовать свои знания, опыт, личностные, социальные качества и ценности, которые он приобрел в процессе своей деятельности и составляют его профессиональную компетентность, что является основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования. Это также совокупность личностных качеств педагога и его навыков в профессиональной деятельности, которые используются им для продуктивного выполнения профессиональных функций. Профессиональная компетентность отражает профессионализм педагога, т.е. его умение осуществлять профессиональную педагогическую деятельность, эффективная организация воспитательной работы, является составной частью профессионализма, без которого реализация профессиональных направлений деятельности становится невозможной. Процесс развития профессиональной компетентности педагога является непрерывным и многофакторным процессом. Педагог развивает и совершенствует свои профессиональные навыки на протяжении всей своей профессиональной карьеры. Их развитие зависит от большого количества как внешних, так и внутренних факторов, условий профессиональной деятельности. Педагогу необходимо постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, используя инновационные методы и средства решения учебных задач, творческий подход к работе, информационные ресурсы.
Интерактивные формы в системе методической работы в ДОО считаются достаточно эффективными, так как дают возможность повысить профессиональные знания и навыки педагогов, обеспечить эффективное общение и сплочение коллектива. Цели их использования:
1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию.
2. Повышение уровня активности и самостоятельности.
3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
5. Обеспечение обратной связи, формирование положительного общения между сотрудниками.
6. Создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность.
Ведущими принципами организации интерактивного процесса обучения являются: мыследеятельность; смыслотворчество; свобода выбора; рефлексия.
Работа, проводимая с педагогическими кадрами должна быть разнообразна по форме и содержанию.
Рассмотрены особенности мастрер-класса – это современная форма проведения тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям, основная цель которого – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности. Смысл мастер-класса в том, что мастер своего дела делится со слушателями методикой, которая была применена и успешно реализована им лично. Проведение мастер-класса – это показатель зрелости педагогов, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства. Во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще важнее, показывает, как применить новую технологию или метод на практике.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО
1.1. Понятие о профессиональной компетентности педагогов
Действующая сегодня концепция модернизации российского образования ориентирована на повышение качества образования в целом, а также повышение качества подготовки специалистов, в соответствии с чем происходит обновление содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов. В этой ситуации еще большее значение приобретает профессиональная компетентность педагогов, в основе которой лежит их личностно-профессиональное развитие. Возросла потребность в педагоге, способном реализовать собственную педагогическую деятельность посредством ее творческого овладения и использования научных достижений и передового педагогического опыта.
Современные трудности в образовании потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств, таких как творческое мышление, информационно-коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, способность к созданию положительного имиджа, способность к осознанному анализу своей деятельности, стрессоустойчивость.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что педагоги, как начинающие, так и опытные, обладают скудным арсеналом средств решения педагогических задач, несформированностью педагогических умений и механизмов понимания другого человека. Качество подготовки педагогических кадров является одной из важнейших составляющих образовательной системы, ведь реализация всех остальных составляющих напрямую зависит от человеческих ресурсов, предоставляемых образовательной системой [6, с. 19].
Что касается изучаемого вопроса данной работе необходимо отметить труды таких ученых и исследователей по проблеме повышения профессиональной компетентности и квалификации педагогических работников, как: Атмахова Л.Н., Белая К.Ю., Бермус А.Г., Добренко Н.П., Зимняя И.А., Максимова Л.И., Сваталова Т.А., Ульянина О.А. и другие.
Повышение квалификации педагогов своей целью имеет повышение профессиональной компетентности работников образования.
В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение относительно недавно. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. на Западе и в конце 1980-х гг. в отечественной литературе складывается особое направление — компетентностный подход в образовании.
Так, Э.Ф. Зеер пишет, что основной задачей компетентностного подхода является обеспечение качественного образования, под которым можно понимать систему характеристик и параметров, отвечающих за соответствие образования опережающим ценностям и ценностям, и также за их представления о будущем [28].
Изучение проблемы компетентностного подхода в работах рассматриваемых исследователей свидетельствует о том, что в настоящее время нет однозначного понимания таких понятий, как «компетентность» и «компетенции», часто употребляемых в одном контексте. Сами же эти понятия весьма актуальны в последнее время и рассматриваются в работах отечественных исследователей.
Так, По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты» [3].
Л.И. Максимова пишет, что «компетентность, как «способность действовать в ситуации неопределенности» [16].
По мнению И.А. Зимней, данное понятие трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [11, с. 29].
В толковом словаре Д.Н. Ушакова показаны различия между терминами: «компетентность» — осведомленность, авторитетность; «компетенция» — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, круг полномочий» [29, с. 146].
Итак, понятия «компетенция» и «компетентность» более обширнее понятий «знания», «умения», «навыки», так как включают в себя личностную ориентацию, и целеустремленность, инициативность и самостоятельность, а также проницательность, преодоление стереотипов и гибкость мышления.
Под «компетентностью» понимают владение человеком подходящей компетенцией, в том числе его личного отношения к своей деятельности. Поэтому компетенция предполагает некоторые требования к образовательной и профессиональной подготовке кадров, а компетентность — это сформированное личностное качество.
Что касается понятия «профессиональная компетентность педагога», то в Педагогическом словаре» оно определяется как «владение им необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [22].
В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» включает в себя следующие компоненты:
1. Теоретические знания педагога.
2. Навыки применения теоретических знаний в организации педагогической деятельности, в решении конкретных педагогических задач.
3. Ценностные ориентации педагога.
4. Уровень интеллектуального развития педагога.
5. Особенности личностного развития педагога: нравственное и эстетическое развитие педагога, его мировоззрение, восприятие мира, взгляды и убеждения.
6. Уровень культурного развития педагога: развитость речи, ее выразительность, владение профессиональной речью, стиль педагогического общения, отношение к профессиональной деятельности, уважение к другим участникам образовательного процесса.
7. Способность к самообучению и саморазвитию.
8. Информационная компетентность. Она отражает умение педагога пользоваться и оперировать различными информационными ресурсами, применять их в педагогическом процессе, находить и анализировать информацию, необходимую для эффективной организации педагогической деятельности, решения профессиональных педагогических задач.
9. Навыки коммуникативного общения. Педагог должен уметь строить диалоги и монологи, устанавливать коммуникативные связи с разными категориями граждан, слушать и слышать собеседников, устанавливать положительные партнерские отношения в профессиональных направлениях деятельности.
10. Навыки самоконтроля. Чтобы профессиональная деятельность была успешной, ее необходимо контролировать. Педагог должен обладать стрессоустойчивостью, уметь сдерживать проявление своих чувств и эмоций, регулировать свои поведенческие реакции [32, с. 6].
Таким образом, все составляющие профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений решать педагогические ситуации.