Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие творческого воображения у младших школьников средствами работы педагога психолога

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

Глава
1. Теоретические основы развития творческого воображения детей младшего
возраста. 5

1.1. Понятие и виды воображения. 5

1.2
Творческое воображение. 10

1.3
Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста  14

Глава
2. Психолого-педагогические основы развития воображения у младших школьников. 17

2.1 Характеристика психолого-педагогических условий
обучения
. 17

2.2
Работа педагога-психолога по развитию творческого воображения младших
школьников. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

Список литературы.. 29

 

  

Введение:

 

 

Проблема развития
творческого воображения детей младшего школьного возраста на данный момент
развития педагогики актуально тем, что в настоящее время общества столкнулось с
проблемой воспитания творчески одаренных людей, так как именно данная категория
людей способствует производственному и творческому прогрессу страны.

Личностная ориентация
обучения – один из базовых принципов развития творческого воображения детей
младшего школьного возраста, которая подразумевает ориентирование на
субъективный опыт и ощущение ученика, на его уникальные свойства и характеристики
и актуальные потребности.

Самореализация индивида
неразрывно связана с базой накопленного им еще в школьный период творческого
опыта, без которой развитие творческих способностей личности в дальнейшем
становится мало эффективной. Это делает особо актуальной тему организации
активно творческой и созидательной деятельности учеников младшего школьного
возраста.

Педагогам-психологам, работающим
над созданием психолого-педагогических условий для развития творческого
воображения учеников, следует, во-первых, способствовать его становлению и
укреплению, во-вторых, обеспечивать сохранность творческого воображения в
дальнейшей жизнедеятельности индивида.

Представители многих
научных направлений и школ, рассматривающие развитие творческих,
психологических и дидактических свойств человека, подтверждают продуктивность творческого
воображения в ходе деятельности и общения, уточняя при этом, что не любая
деятельность обладает развивающей функцией, а только та, которая затрагивает
потенциальные возможности ученика, вызывая его творческую познавательную
активность.

В психологической и
педагогической литературе можно встретить различные точки зрения на происхождение
и развитие воображения. Так, сторонники одного из подходов полагают, что
генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж.
Пиаже, З. Фрейд). Другие исследователи считают, что генезис воображения зависит
от хода биологического созревания индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм). Сторонники
третьего подхода (Т. Рибо, А. Бэн), объясняют появление и развитие воображения
накоплением индивидуального опыта.

В отечественной
психологии исследования, посвященные развитию творческого воображения у детей младшего
школьного возраста, занимают видное место. Большая часть исследователей
связывает генезис творческого воображения с развитием игровой деятельности
ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), а также с овладением учениками музыкальной,
конструктивной, изобразительной, литературной видами деятельности.

 В настоящей работе основой для определения
особенностей развития творческого воображения учащихся младшего школьного
возраста послужили труды известных российских педагогов и психологов А.С.
Белкина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Петровского, Е.С.
Полат и др.

Как показали работы Л.С.
Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина,
В.А. Крутецкого и других, творческое воображение выступает не только залогом
эффективного усвоения учащимися новых знаний, но и необходимо для творческого
осознания имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

Таким образом, творческое
воображение детей представляет огромный потенциал для реализации комплексного
подхода в обучении и воспитании учеников младшего школьного возраста.

Объект исследования – развитие
творческого воображения детей младшего школьного возраста в рамках работы педагога-психолога.

Предмет – процесс
развития творческого воображения у младших школьников.

Цель данной курсовой
работы: изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего
школьного возраста в рамках работы педагога-психолога.

Исходя из цели,
необходимо решить следующие задачи:

-дать характеристику
творческого воображения;

-выявить особенности
творческого воображения детей младшего школьного возраста;

-изучить и
проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития
творческого воображения;

-выявить
психолого-педагогические основы развития творческого воображения школьников.

Данная курсовая работа
состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и
библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

школьников определяется
необходимостью научно-обоснованного решения практических задач начального
образования, поиском направлений совершенствования организации творческой
деятельности учащихся.

Воображение — это процесс
преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые
раньше никогда человеком не воспринимались.

Виды воображения различаются по
тому, насколько преднамеренным, осознанным является создание человеком новых
образов. По этому критерию различаются на произвольное, или активное,
воображение — процесс преднамеренного построения образов в соответствии с
сознательным замыслом, поставленной целью, намерением — именно этот вид
воображения необходимо специально развивать; и непроизвольное, или пассивное,
воображение — это свободное, неуправляемое возникновение образов.

Творческое воображение —
самостоятельное создание новых образов. И воссоздающее, и творческое
воображение очень важно для человека, и его необходимо развивать.

Воображение ребенка развивается постепенно,
по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка,
чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об
окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом
располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и
творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве
сказок и историй, рисовании.

Младший школьный возраст является
периодом интенсивного и качественного преобразования познавательных процессов
(восприятие, память, воображение и др.): они начинают приобретать
опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными.

Без достаточно развитого воображения
не может успешно протекать учебная работа школьника, отсюда важный педагогический
вывод: создание благоприятных условий для развития воображения в творчестве
детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление
впечатлений.

Ведущими компонентами воображения
младших школьников являются прошлый опыт, предметная среда, которые зависят от
внутренней позиции ребенка, а внутренняя позиция из над ситуативной становится вне
ситуативной.

Развитию творческого воображения
способствуют следующие условия:

— включение учащихся в различные
виды деятельности

— использование нетрадиционных форм
проведения уроков

— создание проблемных ситуаций

— самостоятельное выполнение работы

Результаты нашей работы показали
что, использование развивающей программы в работе с детьми дает положительную
динамику в развитии воображения младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения детей
младшего возраста

1.1. Понятие и виды воображения

 

Экспериментальное
изучение воображения стало предметом интереса западных психологов с 1950-х
годов. Построение и создание образов, являющиеся основной функцией воображения,
были признаны важнейшей человеческой способность. Роль данной функции в
творческом процессе приравнялась к роли знания и суждения.

На данный момент
определение воображения и особенностей его развития является одной из наиболее
актуальных и сложных проблем в психологии. А.Я. Дудецкий утверждал о
существовании около 40 различных определений воображения, но вопрос о его
сущности и отличии от других психический процессов все еще является нерешенным.

А.В. Брушлинский также
отмечал сложность определения воображения и размытость границ данного понятия.
Психолог полагал, что существовавшие в тот период определения воображения как
способности к созданию новых образов сводят данных процесс к творческому
мышлению, и сделал вывод, что в отдельном понятии воображения вообще нет
необходимости, по крайней мере, в науке того времени [2, с.64].

Другой советский психолог
и философ — С.Л. Рубинштейн —  неоднократно
подчеркивал, что воображение является специфической формой психики человека, и
оно неотделимо от человеческой способности изменять мир, преобразовывать
действительность и создавать новое. [4, с.90]

Психолог указывал, что
богатое воображение дает человеку возможность существовать в разном времени,
так как его прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее присутствует в
фантазиях и мечтах. С.Л. Рубинштейн писал, что воображение является порождением
прошлого опыта и его преобразованием, а также порождением на данной базе новых
образов  [5, с.90].

 

Советский
психолог, основатель марксистской исследовательской традиции изучения высших
психологических функций
Л.С.
Выготский, указывал, что воображение человека не воспроизводит прежде
накопленные впечатления, а создает некоторые новые ряды из впечатлений,
накопленных прежде.

Привнесение нового во
впечатления человека и преобразование данных впечатлений таким образом, что
возникает новый, ранее не существовавший образ, и является базой той
активности, которая называется воображением. [6, с.67]

Воображение является
специфической формой человеческой психики, которая стоит отдельно от других
психических процессов, но в тоже время занимает промежуточное положение между
восприятием, мышлением и памятью. Особенность данной формы психического
процесса заключается в том, что воображение присуще только человеку и
неотделимо связано с деятельностью организма [10, с.85].

Доктор психологических
наук А.Г.Маклаков определяет воображение как процесс изменение представлений,
отражающих реальную действительности, и создание на их основе новых
представлений. [5, с.284]

В работе "Общая
психология" В.М. Козубовский дает определение, согласно которому воображение
— это психический процесс создания индивидом в своем сознании образа объекта
или явления, в действительности не существующего. [8, с. 197]

Воображение включается в
познавательную деятельность субъекта, которая с необходимостью имеет свой
предмет. Советский психолог и педагог А.Н. Леонтьев указывал, что предмет деятельности
воображения проявляется двояко.

В первую очередь – в
своем независимом существовании, в качестве подчиняющего и преобразующего себе
деятельность субъекта, далее – как образ предмета и продукт психического
отражения его свойств, возникающих в результате деятельности субъекта [7,
с.84].

Выделение в предмете его конкретных,
необходимых для решения задачи свойств, определяет пристрастность образа, проявляющейся
в зависимости восприятия, представлений и мышления от потребностей, мотивов,
установок и эмоций человека.

При этом важно отметить,
что данная пристрастность сама объективно предопределена и выражается не в
адекватности образа, а в том, что она позволяет активно проникать в
действительность. [11, с.37]

Совмещение в воображении
предметных содержаний образов двух объектов обычно связано со сменой форм
репрезентации реальности. Опираясь на свойства действительности, воображение
познает их и раскрывает существенные их характеристики через перенос на другие
объекты, которые и фиксируют работу продуктивного воображения. Это отражается в
метафоричности и символичности, характеризующих воображение.

По мнению советского
философа Э.В. Ильенкова, сущность воображения заключается в ее способности определять
целое раньше части, а также в умении на основе отдельной черты строить
целостный образ. Согласно Э.В. Ильенкову, традиционное понимание воображения
отражает только его производную функцию. Главная же его функция – возможность видеть
то, что существует, то есть преобразование оптического явления на поверхности
сетчатки в образ внешней вещи [8, c. 42].

Итак, воображение
человека — это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью
создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались (см. Рис.1).

 

 

 

 

 

Рис. 1. Сущность и
физиологические основы воображения





















 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы