Курсовая теория на тему Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Понятие воображения в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Виды и способы создания образов воображения 9
1.3. Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 14
Глава 2. Методические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности 17
2.1. Художественная деятельность как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 17
2.2. Программа непосредственно образовательной деятельности по развитию творческого воображения старших дошкольников посредством художественной деятельности 20
Заключение 32
Список литературы 34
Приложения 37
Введение:
Актуальность исследования. К проблеме развития детского воображения детей наука обращалась во все времена, и каждой отдельной эпохе были присущи особые традиционные подходы, приемы и методы. Дошкольный возраст общепризнанно является самым сензитивным периодом для развития воображения, потому что у ребенка еще не сформировано критическое отношение к происходящему, следовательно, тем эффективнее педагогическое воздействие. Слабая критичность мышления способствует активизации воображения ребенка, проявляющегося во всех видах деятельности ребенка, и особенно в продуктивной и игровой.
Работа по проблеме изучения особенностей развития творческого воображения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в современных условиях, когда идет процесс непрерывного преобразования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат, приобретают особую значимость. Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к дошкольному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие. В период дошкольного детства закладывается фундамент психического развития ребенка, интенсивно развиваются все психические познавательные процессы, среди которых особое место занимает воображение ребенка, являющееся условием творческого преобразования имеющегося у детей опыта.
На современном этапе происходит активный поиск новых эффективных средств с целью максимального развития творческого потенциала дошкольников. Противоречия, возникающие между требованиями образовательных программ к умственному развитию ребенка и низким уровнем способностей ребенка создавать что–то новое на основе приобретаемых знаний, до сих пор остаются неразрешенными. Традиционные системы дошкольного обучения основываются на использовании преимущественно репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, в то время как исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой целостного педагогического процесса. Депривация поисковой активности приводит к потере любознательности, способности мыслить, творчески преобразовывать.
Теоретически тема развития творческого воображения детей дошкольного возраста раскрыта и проанализирована многими исследователями, однако в недостаточной степени освещается такой аспект проблемы, как развитие именно творческого воображения детей средствами художественной деятельности. Художественная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом. Личность ребенка включается в творческий процесс, что приводит к развитию психических процессов, активизации мышления, поисковой активности, самостоятельности, к формированию интереса, к активной созидательной деятельности. Художественная деятельность — это деятельность, в которой создаются и воспринимаются произведения искусства, она связана с такими видами искусств, как театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музыка, изобразительное искусство. Рисование, лепка, аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Каждый вид художественной деятельности способствует эстетическому, интеллектуальному, художественному, творческому развитию дошкольников.
Проблема творчества анализировалась в работах таких отечественных ученых, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.И. Дружинин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, и др., а также зарубежных исследователей, – Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс. Проблемами изучения воображения в дошкольном возрасте занимались такие ученые, как С.Л. Венгер, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Д.В. Менджерицкая, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.
Объект исследования: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития творческого воображения старших дошкольников средствами художественной деятельности.
Цель исследования: изучить особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность понятия «творческое воображение» и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать методы и приемы развития творческого воображения у старших дошкольников.
4. Разработать и апробировать на практике программу развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной деятельности и оценить ее эффективность.
5. Сформулировать полученные выводы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды отечественных педагогов и психологов:
– Т. С. Комаровой, Г. В. Лабунской, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной, раскрывающие различные аспекты детской изобразительной деятельности и пути ее развития;
– Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, В. Б. Косминской, об обучении детей определенным умениям и навыкам как основу творческих проявлений;
– И. А. Лыковой, Н. В. Падашуль о развитии самостоятельной художественной деятельности детей;
– Н.Н. Поддьякова о своеобразии и видах детского экспериментирования;
– личностно-ориентированный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) и деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, и др.);
– теории развития творческого воображения (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Е.Г. Речицкая, Е.И. Рогов и др.);
– теории о роли искусства в развитии ребенка (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов и др.);
Используемые методы исследования: изучение передового педагогического опыта; комплекс общенаучных методов (сравнение, обобщение, конкретизация, анализ литературы).
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и проведя констатирующий эксперимент, можно сделать следующие выводы:
Проблема взаимосвязи активного творческого воображения в процессе изобразительной деятельности мало изучена и актуальна в современной дошкольной практике и поэтому требует теоретического и практического исследования.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что воображение является необходимым компонентом творческих способностей человека. Функциональный уровень его развития во многом определяет степень деятельностной продуктивности личности. Поэтому недооценка значения этого психического процесса, игнорирование мероприятий по его формированию могут весьма пагубно сказаться на общем психическом развитии ребенка.
Основными составляющими воображения является умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления с разных точек зрения, отношений, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций
Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые фантазии проявляются в совместных играх родитель – ребенок. Развитие опыта ребенка, его интересов, овладение сложными действиями способствует активному развитию воображения после 3-х лет. В 4–5 годам за счет сюжетно-ролевых игр воображение становится творческим. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. В 5 лет ребёнок фантазировать мысленно — придумывает необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. Закладываются основы творческого воображения. Огромная роль принадлежит родителям и воспитателям.
При развитии творческого воображения целесообразно использование блочной систематизации коррекционно-развивающих заданий в условиях фронтальных, индивидуальных и групповых форм работы.
Необходимо так же отметить, что определенным образом организованная среда для творческой деятельности так же необходима для развития креативности детей старшего дошкольного возраста. Новизна обстановки, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора – вот, что обеспечивает развитие творческого воображения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие воображения в психолого-педагогической литературе
Известно, что художники и ученые именно из глубин интеллекта и подсознания чаще набирают свое вдохновение для взлета собственной, уникальной по сути — воображения. Поэтому вполне закономерным представляется внимание многих исследователей к этого феномена (Г. Адлер, Р. Арнхейм, Р. Ассаджоли, А. Бергсон, А. Брушлинский, Л. Выготский, В. Вунд, Дж. Гилфорд, Я. Голосовкер, Р. Декарт, Г. Джонсон, А. Эйнштейн, Л. Ермолаева-Томина, А. Запорожец, В. Зинченко, Е. Игнатьев, Л. Кар, Ц. Короленко, А. Левицкий, А. Лурия, В. Нойман, Б. Паскаль, А. Петровский, Т. Рибо, И. Розет, В. Роменец, Рубинштейн, Б. Спиноза, Фрейд, Г. Фролова, Л. Шрагина, К. Юнг, Б. Юсов и другие), который рассматривается ими и как исходная творческая сущность, и как ведущая человеческая способность, и как важный фактор творческого развития личности. Кроме того, некоторые из исследователей еще трактуют воображение и как способность сознания создавать образы, представления, идеи в процессе планирования, моделирования, ассоциирование, творчества и игры.
Определением содержания понятия «воображение» широкий круг ученых интересуется уже более двух тысяч лет. Нередко в отношении творческого воображения ими используется другое название данного понятия – «фантазия». При этом, как правило, в воображения понимается умение на базе своих знаний и опыта создавать новые объекты, идеи, произведения, а под фантазией — умение, используя интеллектуальный и творческий потенциал, придумывать новые, но не всегда реальные, сказочные, невероятные идеи, объекты, ситуации [29].