Курсовая теория на тему Развитие творческого воображения и коммуникативной компетентности у старших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения творческого воображения и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Понятие коммуникативной компетентности и изучение проблемы творческого воображения личности 8
1.2 Особенности генезиса творческого воображения и формирования коммуникативной компетентности в период детства 15
1.3 Особенности развития творческого воображения и педагогические условия формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Введение:
Интенсивность общественных изменений и порожденная ними стремительная динамика развития личности выдвигает современные требования к воспитанию нового инновационного человека ХХІ века, который будет постоянно находиться в поиске, способный самостоятельно принимать нестандартные решения, будет изобретательным и творческим.
Анализ современной государственной образовательной политики дает основания для рассмотрения образования в качестве технологической инновации, направленной на создание условий, способных обеспечить активизацию и развитие творческих возможностей детей. Проблема воспитания творческой личности, которая способна генерировать новые идеи, принимать смелые решения, находить выход из нестандартных ситуаций и отходить от шаблонного мышления, становится общественным заказом и актуальным требованием современности. В соответствии с этого, возникает необходимость культивирования творчества и креативности, начиная с дошкольного возраста и на протяжении всей жизни.
Основные характеристики личности, которые являются базовыми компонентами формирования будущей креативности, закладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому данный возрастной этап является периодом бурных интеграционных процессов психики и становление детского творчества. При этом едва ли не самым важным компонентом в формировании творческой личности есть ее творческое воображение.
Дошкольник ежедневно получает массу информации об окружающей среде. Ребенок имеет возможность познавать его всеми органами чувств: видеть цвета радуги, слышать мелодичное пение птиц, чувствовать нежный запах полевых цветов и вкус спелых фруктов. Все это вызывает определенные впечатления и ощущения, откладывает в памяти ребенка информацию об окружающей среде на всю жизнь. В эмоциональном восприятии детства зарождаются истоки будущей творческой личности.
Впервые увидев предмет или явление, почувствовав его свойства, дошкольник обращается с кучей вопросов к взрослому и сразу хочет услышать ответ. Поэтому от того, как мы его сформулируем, настолько эстетически и творчески дадим оценку, будет зависеть умение ребенка воспринимать красоту и эмоционально ее почувствовать, а в дальнейшем выражать свое отношение к прекрасному. Для художественного, эстетического развития ребенка большие возможности имеет изобразительная деятельность. Занятия по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства, художественным словом, обеспечивать эмоционально-образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление, учить детей создавать изображения, используя средства выразительности, придавая им оригинальности, неповторимости.
Актуальность изучения творческого воображения и коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Психологи доказали, что творческое воображение включено в коммуникативную деятельность ребенка на различных этапах его жизни. Поэтому перед дошкольным образованием стоит важная задача воспитания и развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста. Развитие творческого воображения старших дошкольников охватывает почти все виды деятельности в дошкольном учреждении. Это и определило тему работы.
Такие философы, как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Л. Фейрбах, И. Кант, указывают на участие воображения в познании мира, а также в общении, в качестве его образного компонента. Проблемой общения и развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста занимались М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский, Е.О. Сирнова, Ю. Гиппенрейтер, Л.С. Выготский, Т.А. Репина.
Основные положения теории развития творческого воображения детей дошкольного возраста, в исследованиях отечественных педагогов и психологов Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и другие, воображение вступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у дошкольников знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в большой степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Становление детского воображения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности и, по мнению Л.С. Выготского, каждый период детства обладает своей формой творчества. Исследователи отмечают тот факт, что творческое воображение в своем развитии постепенно переходит из элементарных форм в сложные, от простого произвольного комбинирования к комбинированию, логически аргументированному. Процесс творческого воображения изучался также А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дьяченко и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существующей новизной и непреодолимостью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов.
На основании теоретического анализа проблемы исследования и её актуальности возникло следующее противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, необходим творческий подход к деятельности, который невозможен без развитого творческого воображения, а с другой стороны, эстетико-педагогические условия для эффективного развития творческого воображения ребенка старшего школьного возраста ещё недостаточно разработаны педагогической наукой.
Цель исследования: теоретический и практический анализ, психолого-педагогические условия развития творческого воображения, а также формирования у них коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения и коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезы исследования:
1) Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста будет, эффективным, если будут созданы психолого-педагогические условия.
2) В старшем дошкольном возрасте воображение более высоко развито в вербальном плане, чем в невербальном.
3) Развитие творческого воображения зависит от уровня развития воображения. В свою очередь, высокий уровень развития творческого воображения является непременным условием развития общих творческих способностей.
Заключение:
В работе осуществлен теоретический анализ проблемы развития творческого воображения и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Категориально-содержательные подходы к исследованию в психологии творческого воображения характеризуются широтой и неоднозначностью, которые прежде всего связаны с выбором исследователями разных психологических феноменов в качестве родовых понятий для формулировки дефиниции воображения. Разнообразие и неоднозначность не является признаком взаимопротиворечивости, а, наоборот, служат расширению и уточнению понимания сущности анализируемого понятия и свидетельствуют сложность и многообразие исследуемого психологического процесса.
Творческое воображение ребенка дошкольного возраста выступает процессом создания новых, оригинальных образов, которые формируются без опоры на готовые шаблоны и базируются на субъективных мыслительных образах и на опыте ребенка – дошкольника. Воображение является центральным психическим новообразованием дошкольного возраста, а творческое воображение – старшего дошкольного возраста, интенсивность развития которого влияет на процессы становления личности ребенка, выполняет организационную функцию психических процессов для формирования образов.
Критериями творческого воображения детей старшего дошкольного возраста является: оригинальность образов – способность продуцировать образы творческого воображения, которые отличные от аналогичных образов созданных другими и предыдущих собственных; гибкость образов — способность оперативно изменять методы и средства формирование образов творческого воображения, в зависимости от изменения ситуации; скорость созданного образа – объем созданного творческого продукта за единицу времени; производительность образов — количественный показатель, определяемый объемом и количеством созданных образов воображения.
Психологическими условиями развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте являются: развитость познавательных процессов (точность запоминания, самостоятельность умозаключений, способность к обобщениям, установлению причинно-следственных связей) и внимания (продуктивность и устойчивость внимания); развитость речи (достаточный словарный запас, его образность, использование художественных средств речи, нестандартность высказываний, детализация образов); внутренняя мотивация старшего дошкольника к творчеству (наличие познавательного интереса, эмоциональная направленность творческого процесса); внутренний план действий.
Проанализирована научная литература, позволила установить, что коммуникативная компетентность рассматривается учеными как готовность личности к коммуникативной деятельности. Коммуникативная функция речи позволяет устанавливать контакты между людьми. В коммуникативной функции можно выделить три аспекта: информационный (речь выступает как средство передачи информации от одного человека к другому и от поколения к поколению); выразительный (средство передачи чувств, отношений, при этом большое значение имеют интонация, экспрессивные составляющие — жесты, мимика); вещания как побуждение к действию, волеизъявление.
Выявлено, что структура коммуникативной компетентности состоит из четырех компонентных составляющих, представленных следующими аспектами:
1) когнитивный компонент (степень овладения знаниями, умениями, навыками): умение слушать; навыки правильного произношения; умение самостоятельно формировать образный замысел речи;
2) личностный компонент: готовность к выявлению компетентности; сформированность мотивации; потребность в художественно-эстетическом общении с коллективом;
3) целостно-смысловой компонент: процесса восприятия речи как неотъемлемой части своей жизни; развитие волевых качеств, достаточных для осуществления такой деятельности в коллективе; развитие внутренних природных, универсальных свойств личности;
4) результативный компонент: анализ собственной речи, способность к самосовершенствованию.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения творческого воображения и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие коммуникативной компетентности и изучение проблемы творческого воображения личности
Причинами ориентации на компетентностный подход в образовании является необходимость гармонизации архитектуры европейской системы образования, смена образовательной парадигмы, разнообразие содержания термина «компетентностный подход», требования государственных образовательных стандартов. Общими принципами компетентностного подхода является смещение акцентов с накопления нормативно определенных знаний, умений и навыков для формирования и развития способности практически действовать, применять индивидуальные техники и опыт успешных действий в ситуациях профессиональной деятельности.
Современное содержание дошкольного и внешкольного образования предусматривает гармоничное и всестороннее развитие ребенка при условии осуществления педагогического процесса на принципах гуманизации и демократизации.
Понятие «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход» широко распространились в образовательном пространстве в начале ХХ века в связи с дискуссиями по модернизации образовательного процесса. Как отмечает О. В. Овчарук, компетентность — это владение человеком определенной компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, это устойчивое качество личности [8, с.57]. А компетенция определяется, как владение индивидуумом определенным кругом вопросов то есть характеризует определенную деятельность личности.