Научная исследовательская работа Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Развитие творческого мышления у младших школьников во внеурочной деятельности посредством арт-педагогики.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. Теоретические основы творческого развития младших школьников посредством
арт-педагогики
. 6

1.1. Ключевые
понятия исследования
. 6

1.2.  Возрастные  особенности  творческого  развития  учащихся  второго  класса  15

1.3. Инструменты
развития творческого мышления младших школьников
. 24

ЛИТЕРАТУРА.. 37

 

  

Введение:

 

Актуальность:
наше современное общество характеризуется высоким темпом жизни, эмоциональной
неуравновешенности, неопределенности, а иногда ощущением незащищённости
подвержены не только взрослые, но и дети. Чтобы снять это чувство и помочь им
адаптироваться в окружающей обстановке, а также развить воображение, память,
творческое мышление, восприятие и стрессоустойчивость, необходимы специальные
занятия и способы преодоления стрессовых ситуаций, негативных чувств и
ощущений. Одним из таких ресурсных методов являются занятия творчеством или
арт-терапия.

Сам по себе процесс рисования имеет
большое психотерапевтическое значение – человек становится более гармоничной
личностью. Вот почему так важно с раннего детства развивать в ребенке
наблюдательность, воображение и творческое мышление [
8, с.13].

Термин «арт-терапия» впервые был предложен
Адрианом Хиллом (1938). Исходя из «арт-терапии» появилось новое понятие такое
как «Арт-педагогика». Предмет арт-педагогики в общем виде можно определить, как
становление человека средствами искусства и художественной деятельности в
образовательном пространстве. Арт-педагогика
позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание,
но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства [
28].

В декабре
2019г. было проведено пилотажное исследование. Оно направленно на выявление
значимости арт-педагогики во внеурочной деятельности. И как в школе развивается
творческое мышление у младших школьников. Из данного исследования можно сделать
вывод, о том, что арт-педагогику на внеурочной деятельности используют
косвенно. А творческое мышление у младших школьников развито недостаточно.

Согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту второго поколения во внеурочной деятельности
нагрузка составляет до 10 часов в неделю. Это дает возможность развивать
творческое мышление опираясь на арт-педагогику. Маковец Л.А., Виданова Е.А. считают, что основная задача учителя
начальных классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке
внимание,
творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства, работать в
коллективе [
1; 30].

Таким, образом на основании уже
существующих исследований мы наблюдаем следующее противоречие между необходимостью развития творческого мышления и
недостаточностью использования арт-педагогики во внеурочной деятельности.

Исходя из противоречий можно выделить проблему: сможет ли, арт-педагогика
способствовать развитию творческого мышления младших школьников во время
внеурочной деятельности.

Объект
исследования:
процесс развития творческого мышления.

Предмет
исследования:
средства арт-педагогики, способствующие
развитию творческого мышления.

Цель
исследования:
определение и описание развития творческих
способностей младших школьников посредством арт-педагогики для разработки
рабочей программы.

Гипотеза
исследования:
творческое мышление младших школьников
будет развиваться, если: 1) создана творческая психологически комфортная
атмосфера для младшего школьника; 2) обеспеченна свобода выбора в процессе
внеурочной деятельности;

Для достижения цели поставленный следующие
задачи исследования:

– выявить особенности творческого мышления
младшего школьного возраста;

– рассмотреть практический метод
организации внеурочной деятельности посредством арт-педагогики;

– разработать и проверить эффективность
программы внеурочной деятельности развития творческого мышления младших
школьников посредством арт-педагогики.

Теоретико-методологические основы исследования:

труды Тамберга Ю.Г. по развитию творческого мышления у детей [43];

– работа М.В. Киселевой по использованию
арт-терапии в работе с детьми [
21];

– теория и практика
сказкотеропии «Путь к волшебству»
Татьяны
Зинкевич-Евстигнеевны [
19].

Этапы исследования:

Постановочный – изучение развития творческого мышления,
уточнение цели, задач, изучение существующих методик для развития творческого
мышления. (Июнь 2019г. -июнь 2020г.)

Собственная проверка деятельности – разработка рабочей
программы по внеурочной деятельности посредством арт-педагогики. Апробация
программы на практике. (Июнь 2020г.
-декабрь 2020г.)

Оформительский – систематизация и обобщение результатов
проделанной работы, оформление исследовательского проекта. (Декабрь 2020г. -июнь 2021г.)

На каждом этапе, в зависимости от задач,
применялись следующие методы
исследования:

– методы теоретического уровня – анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого мышления;

– методы эмпирического уровня –
диагностики (
Изобразительное творческое мышление (методика П. Торренса)), пилотажное исследование, опытно-экспериментальная работа.

Экспериментальная база исследования: МКОУ «Комсомольская
основная общеобразовательная школа» п. Комсомольский.

Практическая значимость: разработана программа
развития творческого мышления младших школьников во внеурочной деятельности
посредством арт-педагогики.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы творческого развития младших
школьников посредством арт-педагогики

1.1. Ключевые понятия исследования

 

Различные аспекты проблемы развития и
становления личности освещались в трудах таких ученых, как А.Н. Лука (психология
творчества, мышление и творчество), Я.А. Пономарева (знания, умственное
развитие, психология творчества и педагогика, мышление и творчество), А.М. Матюшкина
(проблемные ситуации в мышлении и обучении), И. Щукиной (проблема
познавательного интереса в педагогике), Н.В. Кичук (формирование творческой
личности учителя), Д.Б. Богоявленской (один из подходов к исследованию
интеллектуального творчества), П.К. Энгельмейера (теория творчества, творческая
личность и творческую среду), М.А. холодной (исследование психологии
интеллекта), В.А. Моляко (психология творчества).

В современном обществе все большее
значение придается креативности и творческим способностям каждой личности.
Люди, которые способны удивляться и познавать, умеют находить решения в
нестандартных ситуациях, нацелены на открытие нового и способны к глубокому
осознанию своего опыта являются конкурентоспособными и способными быстрее
достигать своих жизненных целей. но современные родители и учителя придают
большее значение развитию интеллекта и забывают о всестороннем развитии детей.

Творчество – это
умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание
оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, свойств, закономерностей,
а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной
культуры; если же он новый только для его автора, то новизна субъективна и не
имеет общественного значения
(по А.Н. Лук) [29].

Под творчеством понимают деятельность,
порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью,
оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [
24].

Творческая деятельность
школьников должна организовываться таким образом, чтобы каждый ученик мог
проявить свои способности, имел возможности для их развития, учиться познавать
самого себя. Развитие творческих способностей возможно лишь при создании
соответствующих условий.

Внеурочная деятельность
имеет потенциальные возможности по развитию творческой активной личности. Она
предусматривает создание условий, в которых будет происходить развитие
интересов ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных
ценностей и культурных традиций. В то же время внеурочная деятельность
предполагает использование стимулирующих средств по развитию творческих
потенциальных возможностей младших школьников.

Несмотря на значительное количество
эмпирических исследований, концептуальной ясности относительно понятий
«творчество», «креативность» нет.

Все чаще используется в научной литературе
понятие «креативность» как синоним слова «творчество». Однако следует заметить,
что творчество и креативность – это разные понятия. Наблюдается тенденция к
различению понятий «креативность» и «творчество», где последнее рассматривается
в более широком контексте.

В словаре иностранных слов креативность
[англ. creative — творческий; лат. creatio (creationis) — создание] толкуется
как творческий [
23].

В психологической энциклопедии
креативность определяется как уровень творческой одаренности, проявления
способностей к творчеству, проявляющиеся в мышлении, общении, отдельных видах
деятельности и является относительно устойчивой характеристикой личности [
40, С. 181].

Схожие определения мы находим в
педагогическом словаре. Креативность понимается как творческие возможности
(способности) человека, могут проявляться в мышлении, чувствах, общении,
отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные
стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность
рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор одаренности,
редко отражается в тестах интеллекта и академических достижениях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы