Курсовая теория на тему Развитие творческого мышления у младших школьников во внеурочной деятельности посредством арт-педагогики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА
1. Теоретические основы творческого развития младших школьников посредством
арт-педагогики
1.1. Ключевые
понятия исследования
1.2. Возрастные особенности творческого развития учащихся второго класса
1.3. Инструменты
развития творческого мышления младших школьников
Введение:
Актуальность:
наше современное общество характеризуется высоким темпом жизни, эмоциональной
неуравновешенности, неопределенности, а иногда ощущением незащищённости
подвержены не только взрослые, но и дети. Чтобы снять это чувство и помочь им
адаптироваться в окружающей обстановке, а также развить воображение, память,
творческое мышление, восприятие и стрессоустойчивость, необходимы специальные
занятия и способы преодоления стрессовых ситуаций, негативных чувств и
ощущений. Одним из таких ресурсных методов являются занятия творчеством или
арт-терапия.
Сам по себе процесс рисования имеет
большое психотерапевтическое значение – человек становится более гармоничной
личностью. Вот почему так важно с раннего детства развивать в ребенке
наблюдательность, воображение и творческое мышление [8, с.13].
Термин «арт-терапия» впервые был предложен
Адрианом Хиллом (1938). Исходя из «арт-терапии» появилось новое понятие такое
как «Арт-педагогика». Предмет арт-педагогики в общем виде можно определить, как
становление человека средствами искусства и художественной деятельности в
образовательном пространстве. Арт-педагогика
позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание,
но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства [28].
В декабре
2019г. было проведено пилотажное исследование. Оно направленно на выявление
значимости арт-педагогики во внеурочной деятельности. И как в школе развивается
творческое мышление у младших школьников. Из данного исследования можно сделать
вывод, о том, что арт-педагогику на внеурочной деятельности используют
косвенно. А творческое мышление у младших школьников развито недостаточно.
Согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту второго поколения во внеурочной деятельности
нагрузка составляет до 10 часов в неделю. Это дает возможность развивать
творческое мышление опираясь на арт-педагогику. Маковец Л.А., Виданова Е.А. считают, что основная задача учителя
начальных классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке внимание,
творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства, работать в
коллективе [1; 30].
Таким, образом на основании уже
существующих исследований мы наблюдаем следующее противоречие между необходимостью развития творческого мышления и
недостаточностью использования арт-педагогики во внеурочной деятельности.
Исходя из противоречий можно выделить проблему: сможет ли, арт-педагогика
способствовать развитию творческого мышления младших школьников во время
внеурочной деятельности.
Объект
исследования: процесс развития творческого мышления.
Предмет
исследования: средства арт-педагогики, способствующие
развитию творческого мышления.
Цель
исследования: определение и описание развития творческих
способностей младших школьников посредством арт-педагогики для разработки
рабочей программы.
Гипотеза
исследования: творческое мышление младших школьников
будет развиваться, если: 1) создана творческая психологически комфортная
атмосфера для младшего школьника; 2) обеспеченна свобода выбора в процессе
внеурочной деятельности;
Для достижения цели поставленный следующие
задачи исследования:
– выявить особенности творческого мышления
младшего школьного возраста;
– рассмотреть практический метод
организации внеурочной деятельности посредством арт-педагогики;
– разработать и проверить эффективность
программы внеурочной деятельности развития творческого мышления младших
школьников посредством арт-педагогики.
Теоретико-методологические основы исследования:
– труды Тамберга Ю.Г. по развитию творческого мышления у детей [43];
– работа М.В. Киселевой по использованию
арт-терапии в работе с детьми [21];
– теория и практика
сказкотеропии «Путь к волшебству» Татьяны
Зинкевич-Евстигнеевны [19].
Этапы исследования:
Постановочный – изучение развития творческого мышления,
уточнение цели, задач, изучение существующих методик для развития творческого
мышления. (Июнь 2019г. -июнь 2020г.)
Собственная проверка деятельности – разработка рабочей
программы по внеурочной деятельности посредством арт-педагогики. Апробация
программы на практике. (Июнь 2020г.
-декабрь 2020г.)
Оформительский – систематизация и обобщение результатов
проделанной работы, оформление исследовательского проекта. (Декабрь 2020г. -июнь 2021г.)
На каждом этапе, в зависимости от задач,
применялись следующие методы
исследования:
– методы теоретического уровня – анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого мышления;
– методы эмпирического уровня –
диагностики (Изобразительное творческое мышление (методика П. Торренса)), пилотажное исследование, опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальная база исследования: МКОУ «Комсомольская
основная общеобразовательная школа» п. Комсомольский.
Практическая значимость: разработана программа
развития творческого мышления младших школьников во внеурочной деятельности
посредством арт-педагогики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы творческого развития младших
школьников посредством арт-педагогики
1.1. Ключевые понятия исследования
Различные аспекты проблемы развития и
становления личности освещались в трудах таких ученых, как А.Н. Лука (психология
творчества, мышление и творчество), Я.А. Пономарева (знания, умственное
развитие, психология творчества и педагогика, мышление и творчество), А.М. Матюшкина
(проблемные ситуации в мышлении и обучении), И. Щукиной (проблема
познавательного интереса в педагогике), Н.В. Кичук (формирование творческой
личности учителя), Д.Б. Богоявленской (один из подходов к исследованию
интеллектуального творчества), П.К. Энгельмейера (теория творчества, творческая
личность и творческую среду), М.А. холодной (исследование психологии
интеллекта), В.А. Моляко (психология творчества).
В современном обществе все большее
значение придается креативности и творческим способностям каждой личности.
Люди, которые способны удивляться и познавать, умеют находить решения в
нестандартных ситуациях, нацелены на открытие нового и способны к глубокому
осознанию своего опыта являются конкурентоспособными и способными быстрее
достигать своих жизненных целей. но современные родители и учителя придают
большее значение развитию интеллекта и забывают о всестороннем развитии детей.
Под творчеством понимают деятельность,
порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью,
оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [24].
Несмотря на значительное количество
эмпирических исследований, концептуальной ясности относительно понятий
«творчество», «креативность» нет.
Все чаще используется в научной литературе
понятие «креативность» как синоним слова «творчество». Однако следует заметить,
что творчество и креативность – это разные понятия. Наблюдается тенденция к
различению понятий «креативность» и «творчество», где последнее рассматривается
в более широком контексте.
В словаре иностранных слов креативность
[англ. creative — творческий; лат. creatio (creationis) — создание] толкуется
как творческий [23].
В психологической энциклопедии
креативность определяется как уровень творческой одаренности, проявления
способностей к творчеству, проявляющиеся в мышлении, общении, отдельных видах
деятельности и является относительно устойчивой характеристикой личности [40, С. 181].
Схожие определения мы находим в
педагогическом словаре. Креативность понимается как творческие возможности
(способности) человека, могут проявляться в мышлении, чувствах, общении,
отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные
стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность
рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор одаренности,
редко отражается в тестах интеллекта и академических достижениях.