Курсовая теория на тему Развитие творческого мышления на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Творческое развитие детей дошкольного возраста. 5
1.1. Характеристика понятия «творческие способности». 5
1.2. Изобразительная деятельность в развитии психических
процессов. 7
1.3. Роль сказки в развитии творческого воображения и
мышления. 11
Глава 2. Развитие творческих способностей детей
посредством рисования сказочно-фантастических сюжетов. 18
2.1. Возможности изобразительной деятельности в развитии
творческого мышления 18
2.2. Психолого-педагогические условия развития творческого
мышления на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов. 22
Заключение. 28
Список литературы.. 29
Введение:
Социально-экономические преобразования
в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности,
обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные
проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача
развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь
требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом
психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития
творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс
является основным компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его
поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой успешного
овладения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования
имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в
значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной
деятельности в дошкольном учреждении.
Дети – это удивительные
фантазёры, и стоит только им сказать, что бы они что-то придумали, как тут же
заработает воображение и ребёнок начинает сочинять, рисовать и т.д. Способность
сочинять, придумывать связанно с развитием воображения и мышления.
В изобразительном
творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных
приёмов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов.
Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно
рисунки приобретают конкретную содержательность, например ребёнок рисует
фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение,
парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему
ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с
известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё
более оригинальными.
Цель
исследования: изучение вопроса развития творческого
мышления на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов.
Объект
исследования: процесс развития творческого мышления
дошкольников на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов.
Предмет
исследования: творческое мышление дошкольников на
занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов.
Гипотеза исследования:
включение приемов рисования сказочно-фантастических сюжетов в учебно-воспитательный
процесс будет способствовать развитию творческого мышления дошкольников.
Задачи:
1. Изучить психические особенности
формирования и развития творческого мышления детей;
2. Определить влияние занятий по рисованию
сказочно-фантастических сюжетов на развитие творческих способностей детей;
3. Изучить психолого-педагогические условия развития
творческого мышления на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов.
Методы исследования:
общенаучный (анализ литературы по теме исследования) и индуктивный
(формирование выводов на основе анализа изученной литературы).
Заключение:
Способность
к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает
возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
Проблема
развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих
исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется
множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по
развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию
разных видов способностей общей и специальной направленности.
Педагогу
необходимо создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить
самостоятельность и творчество, развивая при этом свой потенциал. Необходимым
условием такого развития является включение субъекта в активные формы
деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Сказка может быть успешно
использована в развитии творческого мышления у детей дошкольного возраста.
Изобразительная
деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего
развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда,
когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими образа.
Детский рисунок, являясь одним из средств отражения сюжетов народных
произведений, содержит духовную культуру содержания произведения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Творческое развитие детей
дошкольного возраста
1.1. Характеристика понятия «творческие
способности»
Творчество
– высший компонент в структуре личности и одна из наиболее содержательных форм
психической активности человека. Ученые рассматривают творчество, как
универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных
видов детской деятельности. Детское творчество – основной способ существования
и развития личности, в котором ребенок проявляет свое понимание окружающего,
раскрывает свой внутренний мир, ценности переживаний, особенности восприятия,
представлений, интересов, способности. Детство – период усиленного развития,
изменения и обучения, период парадоксов и
противоречий. Наиболее ярко это происходит в творческой деятельности,
которая позволяет наиболее полно выразить свой внутренний мир. Зарождаясь в
раннем детстве, творческие способности интенсивно развиваются в период от 3 до
7 лет и проявляются в стремлении ребенка к духовному осмыслению окружающего
мира. Развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от
уровня их интеллектуального, эмоционального и общего развития. Детское
творчество может проявляться в мышлении, общении, характеризировать личность в
целом, но для этого необходимо, чтобы личность ребенка была в центре внимания
родителя и педагога. Творчество все чаще рассматривается как содержательная
форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное
выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Поэтому
необходимо обратиться к определению творчества. Скорее всего очевидно, что
рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятиями «творчество»,
«способности».
Творчество предполагает
самостоятельность, независимость мышления. Стремление развить эти качества и
движет педагогами при работе с детьми. [10]. Слово «творчество» происходит от
слова «творить», т.е. создавать что-то новое [10].