Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие творческих способностей у дошкольников и способностей к творческой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура 7
2. Развитие творческих способностей дошкольников как предмет научного исследования 14
2.1. Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников и её роль в развитии творческих способностей 14
2.2. Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыки 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24

  

Введение:

 

Развитие творческих способностей у человека любого возраста обосновано наличием у него внутреннего источника, что активизируется, когда человек осознает свой потенциал. При этом человек, в некоторой мере, начинает осознавать свой потенциал, преобразуя его в результат времени, что выражается согласно культуре своего времени. В ходе развития творческого процесса основной задачей педагога является предоставление помощи в данном двуедином процессе овладения — объективации. Таким образом педагог должен открыть внутреннему источнику творчества путь в мир номинальной культуры.
Не менее значимой особенностью традиционного психологического подхода является то, что способности человека представляют собойкомплекс психологических качеств, или компонентов, каждое из которых соответствует каким-то конкретным требованиям деятельности и представляет собой отдельную способность. На протяжение многих лет, ученые пытаются определить необходимый и достаточный набор максимально простых психологических свойств, за счет сочетания и комбинирования которых возможна реализация творческой деятельности.
Творчество представляет собой деятельность, итогом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, имеющих объективное или же субъективное значение.
Вопрос развития творчества на протяжении многих лет занимает умы ученых психологов, философов, культурологов, мнения которых в этом вопросе в значительной мере разнятся. Так, в психологической литературе встречаются в известной мере разные трактовки творчества. Л.С. Выготский считал, что творчество является созданием нового. По мнению С.Л. Рубинштейна, творчество — это деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства и так далее. А.М. Матюшкин, подразделяя активность на два вида: адаптивный и творческий. По его мнению, основной задаче творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. Таким образом мнение ученых в отношении творчества в значительной мере разнилось.
Ученые анализирующие творческую личность придерживаются различных мнений о её чертах как в концептуальном, так и в качественном плане. Так, А.Г. Спиркин выделял у них такие качества, как восприимчивость к новым идеям, независимость высказываний, высокая восприимчивость, развитое воображение. Л. Хадсон в свою очередь выделял такие качества как открытость, раскованность, творческое воображение, искренность. При этом Л. Халлосв качестве основных свойств выделал: требовательность, неудовлетворённость, а Г. Клайн — гибкость, богатство словесного иллюстрирования, чувство юмора, широкий круг интересов, хороший вкус.
Многие ученые придерживаются мнения, что различные виды деятельности, образуют творческую активность ребенка, но никакой вид деятельности не сравнится в этом вопросе с игрой, которая оказывает огромное влияние на развитиетворческой активности у ребенка. Так как игра является основнымвидом детской активности дошкольника, она играет основную роль в формировании новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.
Особый интерес, как вид творчества вызывает детское рисование. Уровень такого интереса особо возрос в 80-90-е гг. XIX в. Интерес к детскому рисунку одновременно проявляется со стороны психологов, педагогов, историков, этнографов, искусствоведов.
В детской психологии учеными особое внимание уделяется детскому рисунку, что считается одним из основных средств для изучения его душевного мира. Одним из основоположников в сфере изучения детского рисунка в России является психолог и психиатр В.М. Бехтерев, который еще в начале XX в. Обращал особо внимание своих коллег на детский рисунок, отмечая при этом, что рисование «…представляет собой крайне поучительный предмет исследований».
ПедагогомВ.А. Сухомлинским былоотмечено, что в основе способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питающие источник детской руки. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В связи с этим, огромное значение имеетпоощрение желания ребенка рисовать.
Под дошкольным возрастом подразумевается период, обуславливающий особую легкость обучения таким видам художественной деятельности, как балет, танец, музыка. Данное обстоятельство обосновано тем фактом, что для детского организма в этот период свойственна особая податливостьк внушению и подражательности. Дети на этом этапе развития играют для себя, а не для зрителей, в связи с этим, перевоплощаясь в образ, они искренне переживает изображаемые события. Врожденные артистические задатки детей, игру которых отличает «вера и правда», следует развивать.
Актуальность данного исследования обусловлена огромным значением в развитии ребенка развития и поощрения творческой активности.
Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить эффективные формы и методы работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• установить сущность и структуру творческих способностей;
• изучить формы и методы развития творческих способностей средствами изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста;
• рассмотреть роль изобразительной и музыкальной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
В ходе написания работы в качестве методологической базы применялись такие методы как: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, а также формирующий эксперимент.
Гипотеза исследования: на развитие творческих способностей влияет целенаправленная педагогическая деятельность.
Работа состоит из: введения, двух граф, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под творческими способностями подразумевается синтез свойств и особенностей личности, которые характеризируют уровень их соответствия требованиям определённого вида творческой деятельности и обусловливающих уровень её результативности. К основным видам деятельности, в которых проявляется творчество дошкольника проявляется музыкальная и художественная деятельность, в связи с этим огромное значение имеет определение и развитие специальных способностей.
К специальным способностям относятся индивидуально-психологические особенности личности, обуславливающие вероятность успеха в специальных сферах деятельности. Для детей дошкольного возраста свойственно наличие таких творческих способностей как: изобразительные, музыкальные, театральные и литературные.
К музыкальным способностям можно отнести: способность воспринимать музыку и чувствовать ее выразительность; непосредственно и эмоционально откликаться на музыку; оценивать ритмическую выразительность; проявлять музыкальный вкус в пределах возможности для данного возраста.
В жизни дошкольников особое место занимает рисование, так как у большинства детей оно является любимыми увлечением. Подобные способности проявляются довольно рано. При этом в случаях низкой выраженности, их необходимо развивать, так как рисование является деятельностью, без которой немыслимо полноценное развитие личности.
Среди детской литературной творческой деятельности довольно значимым является сочинение сказок, рассказов, стихов, что на начальных этапах довольно примитивно и наполнено подражанием, но играет огромную психологическую роль в развитии ребенка, так как позволяет ребенку раскрыться.
Довольно часто у детей встречается предрасположенность к театральной деятельности. Для детей, наделенных таким талантом, свойственно владение относительно высоким уровнем художественно-образной выразительности, живого воображения, эмоциональной чувствительностью, эмоциональной памяти. Развитие театральных способностей дошкольников развивается в разных видах театрально-игровой деятельности. Чему способствуют и специальные упражнения, занятия с детьми, что направлены на развитие интонации, мимики, жеста, позы и походки.
Одной из основных предпосылок развития у ребенка способностей, является воспитание у него широких, устойчивых интересов, выделение среди них центральных, отражающих основные стремления и склонности ребенка к какой-либо деятельности. Развитие у ребенка таланта дошкольного возраста довольно проблематично, так как у ребенка довольно ограничен жизненный опыт и кругозор.
Знакомство с искусством в значительной мере влияет на все аспекты духовной жизни ребёнка. Художественные образы влияют на его чувства и сознание, отношение к явлениям и событиям жизни, расширяют кругозор. Благодаря искусству у детей формируется эстетический вкус, способность различать прекрасное и безобразное не только в искусстве, но и в окружающей действительности.
В игровой деятельности ребенка среднего дошкольного возраста проявляются такие значимые для музыкального развития особенности, как способность к достаточно легкому перевоплощению в художественный образ, чувство непосредственного соучастника развертываемого сюжета, склонность к согласованию своих действий с действиями других детей. Названные возрастные особенности влияют на музыкальную исполнительскую и особенно творческую деятельность.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Творческие способности дошкольников, их сущность и структура
Под творческими способностями подразумевается синтез свойств и особенностей личности, которые характеризируют уровень их соответствия требованиям определённого вида творческой деятельности и обусловливающих уровень её результативности. К основным видам деятельности, в которых проявляется творчество дошкольника относится музыкальная и художественная деятельность, в связи с этим огромное значение имеет определение и развитие специальных способностей.
К специальным способностям относятся индивидуально-психологические особенности личности, обуславливающие вероятность успеха в специальных сферах деятельности.
Развитие музыкальных способностей у детей начинается довольно рано и проявляются за счет высокой музыкальности, включающей в себя как ладовое чувство, так и тонкое дифференцированное восприятие музыки, а также в способности к слуховому представлению. По мнению Б.М. Теплова, в основе гармонического чувства лежит:
• музыкально-репродуктивная способность в комплексе с ладовым чувством;
• высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности активнопереживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить;
• богатство воображения;
• особенности памяти;
• внимания;
• жизненный опыт и др.
Следует отметить, что музыкальные способности многогранны. Уровень их развития довольно высок в дошкольном возрасте. К музыкальным способностям можно отнести:
• способность воспринимать музыку и чувствовать ее выразительность;
• непосредственно и эмоционально откликаться на музыку;
• оценивать ритмическую выразительность;
• проявлять музыкальный вкус в пределах возможности для данного возраста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы