Курсовая теория на тему Развитие творческих способностей у детей в процессе обучения хореографии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
1. Теоретические аспекты изучения творческих способностей у детей в процессе обучения хореографии 5
1.1 Проблема творческих способностей в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Специфика развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста 11
2. Развитие хореографического творчества у детей младшего школьного возраста 16
2.1 Возможности хореографии в развитии творческих способностей детей 16
2.2 Методы развития творческих способностей у детей в процессе обучения хореографии 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение:
Развитие творческих способностей детей является достаточно важной проблемой. Творческая деятельность способствует развитию чувства личности, интенсивному развитию высших психических функций ребенка: памяти, мышления, восприятия, внимания, – все это слагаемые успешности образовательной деятельности. Наличие творческих способностей помогает усваивать моральные и нравственные нормы: добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. С развитием творческих способностей происходит и развитие культурно-эстетических качеств личности, через которые формируется отношение ребенка к миру.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что хореография является одним из наиболее эффективных средств развития творческих способностей детей. Специфика танца заключается в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов. Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.
Вместе с тем, развитие творческих способностей актуально на разных возрастных этапах: в младшем школьном возрасте, подростковом возрасте и юношеском возрасте. Каждый из указанных периодов имеет свои особенности в творческой деятельности, в том числе в восприятии, развитии воображения и пр., что требует применения различных методов и приемов обучения хореографии.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы ведущих психологов и педагогов, связанные с проблемой развития творческих способностей: Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, Р.С. Немова, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна других.
Изучением особенностей развития творческих способностей детей занимались многие известные педагоги и психологи. Научные и экспериментальные исследования Н.А. Ветлугиной, В.Д. Шадрикова и др. авторов свидетельствуют о том, что обучение и творчество – взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. В исследованиях Н.А. Ветлугиной и Л.Л. Раздрокиной отмечается, что развитие творческих способностей осуществляется в процессе деятельности, которая носит поисковый характер, содействует эмоциональному раскрепощению и самореализации ребенка. Как считает Н.А. Ветлугина, движения под музыку – это синтетический жанр деятельности, в процессе которого от ребенка требуется известная самостоятельность и активность при воплощении музыкальных образов.
Проблема развития творческих способностей детей средствами хореографии остается недостаточно изученной. В частности, до сих пор не систематизирован практический опыт в развитии творческих способностей у детей при помощи хореографии.
Объект – творческие способности.
Предмет – развитие творческих способностей у детей в процессе обучения хореографии.
Цель – теоретически обосноватьэффективностьработы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения хореографии.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ изучения творческих способностей в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть возможности хореографии в развитии творческих способностей детей.
3. Проанализировать методы, способствующие развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения хореографии.
Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обработка информации.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, в котором показана актуальность выбранной темы, выявлены объект и предмет исследования, поставлены цели и задачи; первой главы, посвященной теоретическим аспектам исследования музыкальности; второй главы, повествующей о приемах и способах развития музыкальности детей средствами фольклора; заключения и списка используемой литературы, состоящего из четырнадцати источников.
Заключение:
Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие быстрое приобретение знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность какой-либо деятельности и создание новых культурных и материальных ценностей. Проблема развития творческих способностей широко освещена в научных и экспериментальных исследованиях Н.А. Ветлугиной, В.Д. Шадрикова, Л.Л. Раздрокиной. Теоретико-методологическую базу исследования составили работы ведущих психологов и педагогов, связанные с проблемой развития творческих способностей: Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, Р.С. Немова, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна других.
Активность ребёнка в любой деятельности во многом зависит от её мотивации, компонентом которой является интерес. Хореография благодаря эмоциональности и непосредственному характеру, создает уникальные возможности для самореализации ребенка, пробуждения творческой фантазии, эмоционального раскрепощения и импровизации. В развитии творческих способностей важно единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики в хореографии, что способствует развитию абстрактного мышления.
Хореография является уникальным средством развития творческих способностей детей. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития, так как является синкретическим и впитывает в себя изобразительное искусство, драматургию, музыку. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности.
На сегодняшний день существует множество методов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами хореографии.Большинство исследователей указывают, что для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях хореографией необходимо применять игровой метод. Суть игрового метода заключается в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам обучения и содержанию занятия, возрасту и подготовке обучаемых. В хореографии игровые приемы способствуют эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений.
Фрагмент текста работы:
Теоретические аспекты изучения творческих способностей у детей в процессе обучения хореографии
1.1 Проблема творческих способностей в психолого-педагогической литературе
С древних времен люди пытались разгадать загадку человеческого творчества. Способность к творчеству Аристотель и Платон объясняли как «Дар богов». Данное объяснение оставалось единственным применительно к творческим способностям в течение столетий. Каждому человеку присущи природные задатки творческих способностей, но чтобы их раскрыть, нужны определенные объективные и субъективные условия: творческий климат, раннее и умелое обучение. Определение сущности творческих способностей в исследовании требует рассмотрения таких основных понятий, как «творчество» и «способности» [14, с. 12].
По мнению ученых, творчество считается универсальной способностью, которая обеспечивает успешное выполнение разнообразных видов деятельности детей. Детское творчество является одним из способов развития личности. С помощью творчества ребенок раскрывает свой внутренний мир, проявляет свое понимание окружающего. В научной литературе понятие «творчество» трактуется различными способами. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. создавать что-то новое [8].
В словаре С. И. Ожегова: «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» [19, с. 125]. А. Г. Спиркин определяет творчество как духовную деятельность, результатом которой являются оригинальные ценности, а так же устанавливаются новые факты, свойства и закономерности духовной культуры и материального мира [15, с. 94].
Изучением творчества занимались и многие философы. В трудах Н. А. Бердяева понятие «творчество» определяется как свободу личности. Творчество возвышает и очищает человека, приносит только положительный опыт, раскрывает собственную природу, глубокое переживание, помогает преодолеть себя [5, с. 104].