Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие творческих способностей младших школьников средствами урока литературного чтения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Психолого- педагогические особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе литературного чтения 7
1.1.Теоретические основы развития творческих способностей у детей 7
1.2 Факторы, этапы и уровни развития творческих способностей в младшем школьном возрасте 13
Глава 2. Развитие творческих способностей младших школьников средствами урока литературного чтения 17
2.1 Литературное чтение, как компонент обучения в начальной школе 17
2.2 Особенности развития творческих способностей у детей 7-8 лет в процессе литературного чтения 21
Заключение 28
Библиографический список 29

  

Введение:

 

Актуальность темы. Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста, являются актуальной задачей педагогики начальных классов и приоритетным направлением государственной образовательной политики.
Это объясняется следующим:
— во-первых, творческие способности, сформированные в процессе литературного чтения, начинаются с создания ситуации, способствующей интуитивной идеи решения творческой проблемы. Это творчество заканчивается формированием необходимых способностей, создание творческого климата, креативных качеств личности.
Творческая работа на уроках чтения, литературного чтения, уроках развития речи реализуется в создании новых произведений самими учащимися. Это могут быть стихи, рассказы, сказки, рисунки, песни. реализуются в различных видах деятельности, в учебной, игровой, познавательной.
-во-вторых, чтобы развивать творческий эмоциональный развивающий процесс обучения, необходимо применять в практике познавательные игры, нестандартные формы проведения уроков, инновационные методы обучения. Учить учащихся анализировать жизненные ситуации на основе изучения легенд, сказок, пословиц, скороговорок, рассказов, песен. Важно создать те ситуации, из которых ученики должны самостоятельно найти выход или с помощью своих товарищей и учителя. На основе этого ученик создает для своего героя произведения другой положительный выход из данной ситуации.
Эта проблема отражена в государственных документах: в Законе об образовании, в ФГОС НО. В условиях введения нового Федерального государственного стандарта образования важно, чтобы дети часть своего свободного времени посвящали занятиям, связанным с трудом, творческой деятельности, художественным конструированием и т.д.. Пункт 2.6 ФГОС ДО предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников.
Творчество-это явление, при котором формируется что-то новое и как-то ценное. Созданный предмет может быть нематериальным (например, идея, научная теория, музыкальная композиция или шутка) или физическим объектом (например, изобретение, литературное произведение или картина).
Природные и культурные процессы ведут творческую личность своими путями, заставляя её переживать и решать все возникающие напряжения как свои проблемы.
Творческие способности личности — это синтез её свойств и черт характера, которые характеризуют степень их соответствия требованиям определённого вида учебно-творческой деятельности и которые обусловливают уровень результативности этой деятельности.
Творческие способности не являются врожденными, врожденными являются – задатки. Б.М. Теплов говорил: «Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения».
Сензитивным возрастом развития творческих способностей является младший школьный возраст.
Именно в этом возрасте происходит становление произвольности психических процессов: (память, мышления, воображения, восприятия, речи и др.) так как это является как основы становления творческих способностей.
Средство развития творческих способностей различны: общение, трудовая деятельность, игра, искусство (музыка, живопись и др).
Но одним из интересных и привлекательных, доступных средств развития творческих способностей является – литературное чтение.
Указанную проблему исследовала значительное количество ученых (В. Андреева, Н. Архипкина, Ю. Бабанский, И. Барташникова и О. Барташников, Д. Богоявленская, Ю. Гильбух, Г. Костюк, А. Таможенник, В. Моляко, А. Савченко, Н. Талызина, А. Яковлева, Т.С. Комарова, О.В. Дыбина, В.С. Кузина и др.). Однако вопрос развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения остается недостаточно изученным. При этом именно уроки литературного чтения, на наш взгляд, имеют широкие возможности для развития творческой личности младшего школьника.
Противоречие: значимость развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста недостаточно используется в школьной практике является обязательным разделом изучения литературы и языка. В работе над развитием творческих способностей младших школьников очень важными являются педагогическая тактичность и толерантность учителя. Необходимо, чтобы он поощрял детей к творчеству, стимулировал нестандартные и интересные решения, а затем вместе с детьми оценивал их уровень и качество.
Следовательно, одной из главных задач учителей начального звена современной школы развитие творческих способностей младших школьников как необходимого условия совершенствование личностных качеств и подготовки ребенка к сознательной, продуктивной и творческой деятельности в будущем.
На уроках ученики могут постичь лишь малую часть того, что дает человечеству чтение, литература, как предмет. Поэтому образовательная система строится, таким образом, чтоб дети постигали литературу в свободное время, на выходных, каникулах. Обычно на летний период прилагается список книг, рекомендованных к прочтению.
Однако проблема сегодня состоит в том, что дети просто не желают читать. Отчасти в этом виноват интернет, в некоторых случаях – школа и родители. На самом деле, полюбить книгу достаточно просто, нужно лишь преподнести чтение младшему поколению в виде образной игры, увлечь, дать возможность полюбить сказочных героев, сопереживать им.
Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Объект: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет: особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать философскую и психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть факторы, этапы и уровни развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
3. Проанализировать особенности развития творческих способностей у детей 7-8 лет в процессе литературного чтения.
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования: поисково-библиографический анализ отечественной и зарубежной литературы, историко-педагогический анализ печатных источников, материалов педагогической прессы; предметно-целевой анализ педагогической, психологической литературы; структурно-системный анализ.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив, теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, можно сделать следующие выводы:
Под творческой деятельностью понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
В результате анализа практического опыта педагогов-практиков, научно – методической литературы можно сделать вывод, что воспитательно – образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.
Рассмотрев условия развития творческих способностей младших школьников, мы можем найти пути реализации их развития в процессе проведения уроков чтения. Это и организация учебного процесса путем постановки творческих задач, и путем создания педагогической ситуации творческого характера, и организации самостоятельной творческой работы учащихся.
Были определены факторы и этапы развития творческих способностей охарактеризованы уровни развития в соответствии с критериями.
Выполнение заданий творческого характера содействуют развитию у учащихся аналитико – синтетической деятельности мышления, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психолого- педагогические особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе литературного чтения
1.1.Теоретические основы развития творческих способностей у детей
Развитие творческих способностей учащихся – интересная и серьезная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. В наше время наличия творческих способностей у младших школьников, их возможности мыслить оригинально и интересно уделяется большое внимание. Далее, специалисты, которые умеют мыслить нестандартно, «креативно», востребованы практически во всех профессиональных сферах – от разработки сложных программных продуктов до дизайна помещений и зданий.
Многие родители уверены, что способности ребенка представляют собой уже готовый набор навыков и умений. Однако они ошибаются. Человек не появляется на свет способным к какому-то определенному виду творчества (рисование, вокал, написание). Наличие у него тех или иных способностей, скорее всего, будет обусловлено влиянием правильной организации воспитания и обучения на начальном этапе его жизни [32, c.122].
Именно поэтому очень важно вовремя оценить степень «вовлеченности» ребенка в творческий процесс, его желание находить необычные и уникальные решения. Необходимо помнить, что период младшего школьного возраста — очень ответственный и непростой. Ребенок попадает в совершенно новую для себя атмосферу, выстраивает другой уровень в системе социальных отношений (учитель-ученик), набирается нового опыта в общении с людьми. Поэтому этот возраст дает дополнительные преимущества для развития творческих способностей, с одной стороны, обогащая уже имеющиеся навыки, с другой — открывая пространство для получения новых знаний и опыта[4, c.77].
Часто можешь услышать от родителей, слова, обращенные к ребенку: «ну и придумал же ты!», «какой же ты выдумщик, пойди лучше позанимайся математикой», «эх, ну и фантазер…» и так далее.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы