Курсовая теория на тему Развитие творческих способностей младших школьников посредством использования проектной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих
способностей младших школьников посредством использования проектной
деятельности. 6
1.1 Проблема развития творческих способностей в научной
литературе. 6
1.2 Особенности развития творческих способностей у младших
школьников 9
1.3 Значение проектной деятельности в развитии творческих
способностей младших школьников посредством использования проектной
деятельности. 12
Глава 2. Практические аспекты развития творческих
способностей младших школьников посредством использования проектной
деятельности. 17
2.1 Диагностика развития творческих способностей младших
школьников 17
2.2 Условия развития творческих способностей. 20
2.3 Практические рекомендации. 24
Заключение. 27
Список использованной литературы.. 29
Введение:
Актуальность. Умение творчески мыслить и видеть проблемы
нетрадиционного мира важно для человека, поэтому раскрытие его творческих
способностей — одна из важных задач современного образования и воспитания.
Таким образом, развитие личности, ее творческой индивидуальности должно быть
основой современного педагогического процесса.
Процесс развития творческих
способностей охватывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает
инициативу и самостоятельность в принятии решений, привычку к свободному
самовыражению, а также уверенность в себе.
Развитие творческих способностей
младших школьников также является одной из задач современной школы, поскольку
стремление к творчеству более характерно для начальной школы.
Таким образом, начальная школа
представляет собой мир детства и надежды и является основой творческой
деятельности. Детское творчество следует развивать на протяжении всего учебного
процесса в начальной школе.
Для того, чтобы дети реализовали
свой творческий потенциал, необходимо создать для детей соответствующие условия,
разработать эффективные механизмы и средства создания развивающей среды,
которая будет способствовать формированию и развитию творческих способностей
детей и, как следствие, познакомить детей с реальной творческой деятельностью.
Таким образом, благодаря творческой деятельности развиваются способности.
Один из способов активизировать творческий
потенциал человека – проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность
открывает огромные возможности для развития творческой и разносторонней
личности. Эти возможности могут быть успешно реализованы как традиционными, так
и нетрадиционными методами обучения и воспитания, а также собственным
педагогическим творчеством.
Проблема: какие формы деятельности будут способствовать развитию
творческих способностей у детей младшего школьного возраста
Объект работы: проектная деятельность как средство развития
творческих способностей.
Предмет работы: развитие творческих способностей младших школьников
средствами проектной деятельности.
Цель работы: изучение развития творческих способностей младших
школьников посредством использования проектной деятельности
Задачи работы:
1. Проанализировать проблемы развития творческих способностей
в научной литературе;
2. Рассмотреть особенности развития творческих способностей
у младших школьников;
3. Изучить значение проектной деятельности в
развитии творческих способностей младших школьников посредством использования
проектной деятельности;
4. Подобрать комплекс методик для диагностики
развития творческих способностей младших школьников;
5. Рассмотреть условия развития творческих
способностей младших школьников;
6. Разработать практические рекомендации развития
творческих способностей младших школьников.
Гипотеза: включение
в педагогический процесс проектной деятельности будет способствовать развитию
творческих способностей детей младшего школьного возраста и будет эффективным.
Методы исследования: для решения поставленных
задач в работе использовались теоретические методы исследования: анализ, обобщение.
Теоретико — методологическая основа исследования:
В своем исследовании мы опирались
на работы, которые были посвящены проблемам развития творческих способностей, а
также психологическим особенностям развития детей младшего школьного возраста:
Л. С. Выготский, особенностям развития его видов: Д. Б. Эльконин, проектной
деятельности в начальной школе: М. А. Гаврилова; также была проанализирована
методическая литература: А.А. Вахрушева, Н. Ф. Виноградовой, А. А. Плешакова.
Авторы изучающие творческие
способности (Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, В.Н. Дружинин, П. Торренс, Л.С.
Выготский, А.И. Савенков, В.Э. Чудновский, педагог Ш.А. Амонашвили), работы исследователей,
раскрывающие психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей у детей младшего школьного возраста (Д.Б. Богоявленская, В.А.
Сухомлинский, Л.С. Выготский, Р.Г. Казакова, И.Э. Кох, В.В. Давыдов).
Практическая значимость состоит в том, что данные рекомендации могут
быть использованы учителями начальных классов в дальнейшем в развитии
творческих способностей детей во внеурочной деятельности.
Заключение:
Творческие
способности – это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для того или иного вида творчества. Основными составляющими творчества
являются постановка проблемы, поиск необходимой информации, передача и
применение в контексте проблемы; генерировать идею и выдвигать гипотезы;
выражение оценочных суждений; обобщение и сокращение мыслительных операций;
трансформация задач; реализация широкой передачи знаний и навыков.
Развитие
творческих способностей – это динамический процесс трансформации творческих
умений, при котором в процессе специально организованной деятельности
происходит естественное и качественное изменение структурных составляющих
изучаемого явления.
На основе
определения, мы выделили следующие показатели развития творческих способностей:
— эстетическое отношение к действительности;
— творческое воображение;
— практические умения и навыки в области разных видов
искусств.
Развитие памяти,
внимания ребенка имеет большое значение для развития творческих способностей.
Именно эти качества, по мнению психологов, лежат в основе развития творческих
способностей детей младшего школьного возраста и повышают активность творческих
поисков. Инициатива связана с любознательностью, способностями,
любознательностью, сообразительностью, умением добровольно регулировать
поведение, умением преодолевать трудности. Накопление большого опыта
практических действий, памяти, рефлексии в младшем школьном возрасте повышает
чувство уверенности в себе у детей школьного возраста, что выражается в умении
быстро и легко находить новые решения, проявляется в умение находить
альтернативные стратегии решения проблем, быстро менять направление для решения
любой задачи.
Для
развития творческих способностей мы выбрали одну форму деятельности – проектное
обучение.
Проектное
обучение – это обучающая технология, которая побуждает учащихся активно
демонстрировать свои способности подходить к деятельности с точки зрения
ценностей.
Проектный
метод формирует у учащихся высокую самооценку и способствует благоприятному
развитию творческих способностей.
С целью
выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно
использовать следующие методики: методика
оценки сочинённой ребёнком сказки (О. М. Дьяченко, Е. Л. Пороцкая), тест П. Торренса на творческое мышление
(адаптирован и стандартизирован Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо
в 1990 году), творческое задание «Покажи
как двигается, говорит», творческое задание «Три краски».
Воспитание творческих
способностей – это разностороннее и комплексное воздействие на ребенка. В
творческой деятельности принимают участие ум (знания, мышление, воображение),
характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к прекрасному, страсть к
образу, мысли) – эти аспекты личности мы должны воспитывать в ребенке. При
определенных условиях все дети имеют возможность развиваться.
А также нами был предложен комплекс практических
рекомендаций, направленный на развитие творческих способностей младших
школьников.
Таким образом, поставленные задачи успешно выполнены, из чего следует,
что цель нашего исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития творческих
способностей младших школьников посредством использования проектной
деятельности
1.1 Проблема развития творческих способностей в научной
литературе
Есть много
суждений о творчестве, принадлежащих современным учёным. Например, по мнению
Л.С. Рубинштейна, кто считал, что «творчество» является чрезвычайно важным
аспектом активной деятельности ученика, в котором особенно ощущается радость
мышления [21, с. 37]. А по мнению И.П. Волкова можно сделать вывод, что
творчество младшего школьника – это создание ребенком оригинального продукта
или любого продукта, в процессе работы над которым приобретенные знания,
умения, навыки применяются самостоятельно, в том числе с применением приобретенных
навыков и умений, комбинация методов деятельности или создание нового подхода
для школьника к выполнению задачи [4, с. 114].
Среди отечественных учёных, чьи
исследования внесли неоценимый вклад в развитие креативности, следует выделить
таких как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, Д.Б. Кабалевский, Н.С.
Лейтес, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин, Н.В. Хазратова, Д.Б. Эльконин, B.C. Юркевич и др. [6]. Учитывая
разные точки зрения и подходы этих ученых, можно следовать определению
«творчества» как творческой способности человека, которая характеризуется
готовностью принимать и создавать совершенно новые идеи и продукты. Которые
обычно отличаются от традиционных. общепринятыми образцами мышления и
включается как независимый фактор в структуру одаренности, а также способности
решать возникающие проблемы в рамках постоянных параметров системы.