Курсовая теория на тему Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения через проектную деятельность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1.1 Психолого-педагогическая сущность развития 7
творческих способностей младших школьников 7
1.2 Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения 15
1.3 Возможность проектной деятельности как средства развития творческих способностей младших школьников 23
Выводы по I главе 33
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Введение:
Актуальность темы развития творческих способностей младших школьников обусловлена тем, что в настоящее время ребенок не способен самостоятельно мыслить, что-то творить. В эпоху бурного развития информационных технологий, учащиеся обучаются уже на готовой информации и материале. Пропадает способность логически думать, размышлять, творить, приносить плоды, как умственной деятельности, так и интеллектуальной и физической.
Современное общество, перешагнув рубеж 21 века находится в весьма сложной ситуации. Это касается политической, экономической и в особенности социальной среды населения каждого государства. На фоне нестабильной ситуации, в которой находится в настоящее время все общество планеты, возникает множество проблем, связанных с вопросами какая должна быть экономика, политика, как обеспечить достойный уровень жизни всех граждан государства. Социальное общество не стоит на месте, постоянно развивается, и для дальнейшего прогресса необходимы свободные, высокообразованные, творческие, умеющие грамотно и четко выражать свои мысли и чувства, личности. И чтобы достигнуть данного уровня развития, человек должен пройти путь саморазвития, самопознания и самосовершенствования. А для этого ему потребуется умение размышлять не только глобально, но и анализировать, сравнивать, выстраивать логические цепочки.
Для познания окружающего мира недостаточно заметить лишь связь между явлениями, но и установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные задачи. Логическое мышление дает решение на те вопросы, на которые нельзя получить ответ путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря индивидуальному развитию мышления, человек правильно ориентируется в окружающем его мире, использует раннее полученные обобщения о новом узнанном, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря умению логически мыслить.
Развивая творческие способности детей, необходимо доказать, что через проектную деятельность младшие школьники учатся взаимодействовать друг с другом, слушать друг друга, прислушиваться к мнениям других, помогать, работать в команде, развивать взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение.
Творческая личность – это один из пунктов социального заказа общества. Творческие люди более востребованы, так как обладают гибким мышлением, воображением, которое предлагает нестандартное, креативное решение всевозможных задач. Поэтому так важно начинать процесс развития творческих способностей детей как можно раньше. Потому-то младший школьный возраст является качественной основой для работы над развитием творческих способностей детей.
Из вышеуказанного следует, что в начальной школе дети должны научиться самостоятельно таким логическим действиям, как сравнение, классификация, обобщение, обоснование, рассуждение. Поэтому, одной из наиглавнейших задач современной школы, в частности перед учителями и психологами начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям самостоятельно строить умозаключения, делать выводы, выявлять причины, обосновывать свои суждения и мысли, грамотно строить речь, анализировать, и в конечном итоге самосовершенствоваться, приобретать знания и умения, и решать сложные проблемы и задачи.
Наибольший вклад в изучение проблемы способностей внесли такие ученые, как Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Лейтес Н.С., Моляко В.А., Рибо Т., Теплов Н.Б., О.И. Галкина, З.В. Денисова, Е.И. Игнатьев, Г.В. Лабунская, В.С. Мухина И.П. Сакулина. В процессе изучения данной проблемы, при анализе научно-педагогической литературы мною было выявлено, что в соответствии со стандартами современная система общего образования теперь включает не только содержание учебного предмета, предназначенное для обязательного изучения, но и универсальные учебные действия, позволяющие целенаправленно и эффективно осваивать нужные умения, понятия или образы, овладевать умением учиться. А одним из способов достижения результатов предъявляемых требованиями ФГОС является организация проектной деятельности обучающихся, которая выступает не только средством достижения метапредметных результатов обучения, но средством развития творческих способностей обучающихся. А значит, организуя проектную деятельность на уроках литературного чтения, возможно, развивать творческие способности младших школьников.
Проблема исследования: каковы возможности проектной деятельности на уроках литературного чтения по развитию творческих способностей младших школьников?
Цель исследования: выявление и проверка на практике успешного применения проектной деятельности как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия успешного применения проектной деятельности как средства развития творческих способностей младших школьников.
Гипотеза: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения будет более успешным при использовании метода проектов.
Для проверки гипотезы следует выполнить следующие задачи:
1. Выявить, что такое «творчество», «способность», «творческие способности» и особенности их проявления в младшем школьном возрасте;
2. Изучить педагогический опыт по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста;
3. Раскрыть возможности проектной деятельности как средства развития творческих способностей младших школьников.
Проблема творчества и творческих способностей анализировалась в работах таких отечественных ученых, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.И. Дружинин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, и др., а также зарубежных исследователей, – Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, Г. Айзенк, А. Танненбаум, А. Олах.
Структура исследования. Курсовая работа включает введение, три раздела, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Развитие творческих способностей младших школьников является необходимой составляющей современного процесса обучения в начальной школе.
В современных концепциях отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности» – «создание ребенком субъективно нового продукта» (Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина); «врожденные потенциальные способности» (Э. Фромм); «креативность как универсальная творческая способность» (Дж. Гилфорд); «как способность к обостренному восприятию недостатков» (Е.П. Торренс); «естественное свойство самоактуализирующейся личности, потребность в самоактуализации и самореализации» (А. Маслоу); «новые способы решения проблем и новые способы их выражения» (К. Роджерс); «высшая интеграция субъектных свойств индивида» (Б.Г. Ананьев); «результат овладения индивидом знаниями, умениями и навыками, требующимися в определенном виде творчества» (А.Н. Леонтьев); «специальные способности, определяющие успех творчества» (А.Г. Маклаков); «активность личности, интегративное качество психики, обеспечивающее продуктивные преобразования в деятельности» (В.Н. Дружинин); «неадаптивную активность» (Д.Б. Богоявленская, В.А. Петровский) и др.
Обобщив психолого-педагогический опыт по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения (Н.И. Гендиной, Е.В. Косолаповой, В.А. Грошенковой, А.В. Никитиной, Е.В. Никонович, А.А. Нестеренко, О.В. Кубасовой, Н.В. Юдиной и др.), были охарактеризованы системы творческих заданий для развития творческой активности на уроках литературного чтения; приемов (творческие пересказы, собственные сочинения, художественное рассказывание, преобразование текста, занимательные игры, «творческие минутки»), методов библиотечных уроков и т.д.
Проектная деятельность представляет собой специфический вид интеллектуальной деятельности, характерными чертами которой служат такие, как самостоятельный поиск учениками нужной информации, ее творческое преобразование в материализованный продукт. Технология выполнения проектов имеет свои отличительные особенности, проектная деятельность выполняется поэтапно, и каждому этапу характерны соответствующие методы обучения.
В качестве приемов обучения при использовании проектной деятельности с младшими школьниками применяются такие, как создание проблемной ситуации; социологический опрос и анкетирование; формирование вывода; компьютерная верстка и обращение к сети Интернет.
Среди видов творческих заданий, применяемых на уроках литературного чтения, можно выделить следующие: творческие практические задания при работе с текстом, задания творческого характера речевой деятельности, творческие задания игрового характера. Особая роль в развитии основных качеств творческого мышления уделяется творческим (развивающим) играм, творческим заданиям по следам прочитанного, созданию собственных произведений.
Развитие творческих способностей в ходе проектной деятельности на уроках литературного чтения основаны на самостоятельном переносе учениками знаний и умений в новую ситуацию; акцентировании новых проблем в знакомых условиях; решении проблемы новым способом; умении создавать оригинальные способы решения.
Перспективой данной работы является дальнейшее использование проектной деятельности обучающихся для развития творческих способностей младших школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Фрагмент текста работы:
1.1 Психолого-педагогическая сущность развития
творческих способностей младших школьников
Одной из актуальных проблем педагогики и психологии является проблема способностей. Способности можно трактовать в качестве индивидуально-психологических личностных особенностей, способствующих успеху в деятельности и общении. Однако способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, вместе с тем они обеспечивают человеку их быстрое и эффективное усвоение, фиксацию и применение [20].
Наибольший вклад в изучение способностей внесен В.Н. Дружининым [16], Н.С. Лейтес [27], С.Л. Рубинштейном [39], Б.М. Тепловым [41], и др.и Деятельностное направление (А.Н. Леонтьев) направлено на исследование способностей в различных видах деятельности, акцентируя внимание на деятельностных детерминантах развития способностей [28]. В дальнейшем А.В. Брушлинским [6] и К.А. Абульхановой-Славской [2] способности рассматривались на основании развития способов деятельности.
Б.М. Тепловым при анализе проблемы способностей была разработана концепция, раскрывающая сущность задатков как предпосылок для развития способностей. Б.М. Теплов считал, что способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, не сводимые к имеющемуся запасу знаний и навыков, обусловливающих быстроту их обретения [41]. Б. М. Теплов считал, что способности возникают на основе задатков, врожденных особенностей личности. Они тесно связаны с деятельностью и не могут развиваться без нее. На развитие способностей влияют темперамент, мотивация и самооценка.
С точки зрения С.Л. Рубинштейна [39] и Б.М. Теплова [41] способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Взаимоотношение данных понятий заключается в наличии предпосылок в овладении знаниями и умениями, а данный процесс и служит основой для формирования способностей. Согласно С.Л. Рубинштейну, в качестве основы для развития способностей выступает деятельность. С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [39].
А.Н. Леонтьев [28] отмечает, что способности формируются и развиваются в процессе овладения опытом предшествующих поколений, под воздействием конкретных социально-исторических условий. Б.Г. Ананьевым [3] способности рассматривались в качестве проявления творческого развития ума, творческого применения накопленных знаний, авторской позиции индивида в усвоении социального опыта. Н.С. Лейтес [27] способности определяет как психологические свойства личности, служащие условием успешного выполнения конкретных видов деятельности. А.А. Венгер [8] дифференцирует способности на ориентированные и исполнительные, и в качестве способностей рассматривает различные виды ориентированных действий. По мнению Л.А. Венгера, «способности имеют свои содержание и структуру» [8, с. 132].
Зарубежная психолого-педагогическая наука представлена отсутствием единства в определении структуры способностей. Э. Торндайком и Х. Олдхеном признается существование специальных способностей и отрицается наличие общих и групповых [45].
Ч. Спирменом и А. Роджерсом доказывается наличие общих и специальных и признается отсутствие групповых. Л. Гергтен склоняется к наличию лишь групповых способностей. Ф. Мейчел и Д. Ригли в сложной структуре способностей признают существование общих и групповых способностей, без установления их природы и взаимосвязей. З. Фрейд, А. Адлер и Э. Кречмер как представители биологизаторского направления признавали врожденность способностей, развивающихся в процессе онтогенеза, и не обусловленных социальными условиями [43].
Творчество можно определить как деятельность, направленную на создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих новизной и общественной значимостью. Это один из видов деятельности, направленный на решение творческой задачи, для которой необходимы «объективные (социальные, материальные) и субъективные (знания, умения, творческие способности) личностные условия, результат которой обладает новизной и оригинальностью» [41, с 87].
В современных концепциях отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности». Анализ положений о детском творчестве Н.П. Сакулиной [40], Е.А. Флериной, Б.М. Теплова [41], позволяет понимать под творчеством дошкольников создание ребенком субъективно нового продукта, придумывание к нему новых деталей, по новому характеризующих создаваемый образ, создание новых характеристик; проявление ребенком инициативы.
А.Н. Лук, исследуя проблемы творчества, выделяет такие творческие способности, как гибкость мышления, творческое воображение, легкость генерирования идей, и т.д. [19]. Классификация творческих способностей согласно А.И. Луку представлена следующими составляющими: зоркостью в поисках (способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного); способом кодирования информации нервной системой; способностью к свертыванию мыслительных операций; способностью