Курсовая теория на тему Развитие связной речи учащихся начальной школы с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Определение
общего недоразвития речи. 6
1.1. Общее недоразвитие речи и задержка
речевого развития. 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика. 8
Глава 2. Коррекция общего недоразвития речи. 14
Заключение. 20
Список использованной литературы.. 23
Введение:
Одной из основополагающих задач воспитания и
обучения детей начальной школы представляется развитие речи, речевого общения.
Владение родным языком является не только умением верно выстраивать предложения.
Учащийся должен обучиться рассказывать.
Такого рода рассказ должен состоять из предложений
и охарактеризовать главные стороны и свойства предмета или события, которые
описываются, должны быть последовательными и закономерно связанными друг с
другом, иначе говоря, речь учащегося должна быть связной.
Связная речь является наиболее сложной форму
речевой деятельности, которая носит характер последовательного методически
развернутого изложения.
В формировании связной речи ясно выступает тесная взаимосвязь
речевого и умственного развития, развития их мышления, понимания, внимательности.
Чтобы последовательно изложить речь о чем-то, необходимо отчётливо представлять
себе объект рассказа, уметь осуществлять анализ, отбирать главные (для определенной
ситуации общения) свойства и качества, определять причинно-следственные,
временные и иные отношения между предметами и явлениями.
Для достижения логичности речи нужно также искусно применять
интонацию, логическое ударение, согласовывать необходимые для выражения данной
мысли слова, уметь выстраивать сложные предложения, применять языковые средства
для связности предложений.
Психолого-педагогические исследования в
коррекционной педагогике демонстрируют, что на сегодняшний день отмечается стабильное
направление к росту числа детей со сложными нарушениями речевого развития.
При общем недоразвитии речи отмечаются разного рода
трудные речевые расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех элементов
речевой системы, которые относятся к звуковой и смысловой стороне.
Одновременно одним из основополагающих индикаторов
готовности детей к школьному обучению представляется уровень формулировки
связной речи. Это обуславливает актуальность проблемы определения особенностей
связной речи у детей с общим недоразвитием речи учащихся для формирования
наиболее результативной коррекционной работы.
Вопросы формирования связной речи исследовались Елизаветой
Ивановной Тихеевой, Алисой Михайловной Бородич, Феликсом Алексеевичем Сохиным,
Львом Сергеевичем Выгостким, Алексеем Алексевичем Леонтьевым и другими.
Проблема развития связной речи у детей с общим
недоразвитием речи нашла собственное отражение в трудах Вадима Петровича
Глухова, Татьяны Борисовны Филичевой, Людмилы Николаевны Ефименковой, Татьяны Александровны
Ткаченко, Надежды Сергеевны Жуковой и других.
Цель данной работы состоит в исследовании особенностей
связной речи у учащихся с общим недоразвитием речи.
Объект данной работы является связная речь учащихся.
Предмет данной работы является особенности связной
речи у учащихся с общим недоразвитием речи.
В основу нашей работы ложится следующая гипотеза: у
учащихся с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована связная речь, что
отражается в характерных особенностях построения ими связного высказывания.
В соответствии с целью были сформулированы
следующие задачи:
— осуществить анализ психолого-педагогическую и
логопедическую литературу по проблеме исследования;
— изучить определение общего недоразвития речи.
Для разрешения поставленных задач были использованы
следующие методы исследования:
— библиографический;
— наблюдение;
— количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость работы состоит в описании
характера нарушения связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость состоит в разработке
методических рекомендаций для воспитателей по формированию связной речи у учеников
с общим недоразвитием речи.
Структура работы: курсовая состоит
из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, основной
части, в которой описываются основные вопросы исследования, заключения и списка
использованной литературы.
Связная речь представляет собой наиболее сложную
форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического
развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она
осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе.
Заключение:
Связная
речь представляет из себя смысловое развернутое высказывание, которое гарантирует
общение и взаимопонимание людей. Формирование связной речи, изменение ее
функций представляется следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит
от содержания, условий и форм коммуникации ребенка с людьми. Функции речи формируются
одновременно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием,
которое учащийся отражает при помощи языка.
Зачастую
часто встречающимся видом нарушений средств коммуникации является общее
недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. При
общем недоразвитии нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой
системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Также наблюдается
нарушения и в связной речи.
Связная
речь подразумевает особенную сложную форму коммуникативной деятельности. У
детей с недоразвитием речи данная форма самостоятельно не формируется.
При
пересказе и рассказе дети, которые отражают общим речевым недоразвитием,
затрудняются выстраивать фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основополагающую
нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не оканчивают
фразы. Подобная речь является хаотичной, бедна выразительностью оформления.
Стоит
отметить, что исследование связной речи детей определило следующее:
— лишь
немногие из них могут самостоятельно построить текст;
— большинству
требуются вопросы-подсказки;
— рассказы
отличаются непоследовательностью, а также отсутствием оценочных суждений,
завершающих описание.
В
большинстве случаев, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи применяются
повторы и местоимения.
Проблема
изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на
протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием
мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении
возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие
ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов,
формирует его личность в целом.
При
недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов
замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных
отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств
приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и
искажению межличностных отношений.
Главной
особенностью развития лексики у детей с общим недоразвитием речи является более
значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря.
Пассивный
словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит
из некоторых звуковых комплексов, «лепетных» слов, отдельных существительных и
глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако
употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с
большим трудом идут на контакт, проявляют речевой негативизм.
В
результате недоразвития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием
речи страдает – коммуникативная функция речи (общение). Особенностями нарушения
общения является полное отсутствие речи или бедность и недифференцированность
словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря (не понимают
просьбы, не могут выполнить речевые инструкции, выразить свое желание, эмоции,
чувства).
Дети не
умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность
в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются
«непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со
сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности
со стороны «непринятых».
Нарушения
в развитии лексической системы языка существенно задерживают развитие как
устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении
школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной
деятельности.
Помимо
этого, для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны
кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.
В ходе
исследования все поставленные цели и задачи были достигнуты, тема общего
недоразвития речи у детей является особо актуальной в наше время, эффективность
логопедических технологий лечения зависит от уровня сложности заболевания у
ребенка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Определение
общего недоразвития речи Общее недоразвитие речи подразумевает разного рода трудные
речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех элементов
речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны.
Впервые определение общего недоразвития речи было введено
в середине прошлого столетия основоположником дошкольной логопедии в России Розой
Евгеньевной Левиной (1908-1989 гг.), советский педагог, психолог. Понятие
общего недоразвития речи и по сегодняшний день активно применяется для
формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях.
Общее недоразвитие речи можно наблюдать при сложных
формах детской речевой патологии:
— алалии;
— афазии (всегда);
— ринолалии;
— дизартрии (иногда).
Несмотря на разного рода природу дефектов, у детей с общим
недоразвитием речи имеются типичные проявления, которые указывают на системные
нарушения речевой деятельности[1].
Р.Е. Левина определила три уровня речевого развития,
которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с общим
недоразвитием речи:
— первый уровень речевого развития можно охарактеризовать
отсутствием речи, и такие дети применяют «лепетные» слова, звукоподрожания,
сопровождают «высказывания» мимикой и жестами;
— второй уровень речевого развития, когда помимо жестов и
«лепетных» слов возникают хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеприменяемые
слова; также стоит отметить, что произносительные возможности в значительной
степени отстают от возрастной нормы и нарушается слоговая структура;
— третий уровень речевого развития можно охарактеризовать
наличием открытой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и
фонетико-фонематического недоразвития, а также свободная коммуникация затруднена;
дети данного уровня вступают в контакты с людьми исключительно в присутствии
знакомых, которые привносят соответствующие объяснения в их речь[2]. 1.1. Общее недоразвитие речи
и задержка речевого развития Вопросы касаемо разграничения понятий общего недоразвития
речи от временных обратимых состояний, которые трактуются зачастую в качестве
задержки речевого развития, неодинаково разрешаются разнообразными
исследователями.
Некоторые исследователи, понимая под общим недоразвитием
речи недостаточную развитость всех языковых систем, включают в это определение
и более обратимые состояния. Но диалектический подход к проблемам речевых
нарушений у детей делает надобным разграничить различные нарушения речевого
развития в зависимости от динамики их выражения и одоления[3].
Некоторые дети, которые имеют на определенном возрастном
этапе несформированность всех сторон речи, при реализации систематических
логопедических занятий могут целиком преодолеть собственный речевой дефект и в будущем
учиться в общей школе[4].
Другие же дети, которые имеют сходственные речевые
нарушения, даже после систематичных занятий с логопедом в некоторых случаях
оказываются не в состоянии целиком и полностью одолеть собственную речевую
недостаточность, в будущем обучаются в специальных школах для детей с речевыми
расстройствами и продолжают иметь заметные речевые нарушения.
В первую очередь, нужно отграничивать общее недоразвитие
речи от задержки темпа её формирования. Развитие речи ребёнка при задержке
речевого развития различается от нормальных только своих темпов. Помимо того,
дети с задержкой речевого развития могут самостоятельно овладеть языковыми
обобщениями (к примеру, ребенок осознает, что штаны, свитер — это часть одежды;
ложка, нож – это столовые приборы), что является малодоступным для детей с общим
недоразвитием речи. Дети с общим недоразвитием речи усваивают языковые
обобщения в первую очередь лишь в ходе логопедических занятий. [1] Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный доступ] Блягоз А. Н. Особенности развития речи
учащихся с общим недоразвитием речи URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-rechi-uchaschihsya-s-obschim-nedorazvitiem-rechi/viewer [2] Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб.
пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е
изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 189 с. [3] Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии:
учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:
Юрайт, 2019. — 176 с. [4] Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева,
Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 191 с.