Теория и методика развития речи детей Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие связной речи на занятиях с картинками с детьми старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы речевого
развития детей дошкольного возраста  5

1.1. Состояние исследуемой проблемы в
психолого-педагогической. 5

литературе. 5

1.2. Особенности развития связной
речи детей дошкольного возраста. 8

1.3. Картина, как метод формирования
связной речи детей дошкольного возраста. 9

Глава 2. Обзор современных методик
диагностики по использованию картины в развитии связной речи детей дошкольного
возраста. 17

2.1 Сопоставительный анализ
диагностических методик по развитию связной речи детей старшего дошкольного
возраста посредством картин. 17

Заключение. 22

Список литературы.. 24

  

Введение:

 

Своевременное речевое
развитие дошкольника обеспечивает оптимальные условия для наиболее полного
раскрытия его потенциальных способностей и субъектных проявлений, становление
личности, которая адекватно, уместно, свободно и творчески использует язык в
различных жизненных ситуациях, обладает формулами речевого этикета, развитыми
коммуникативными способностями.  Именно
поэтому все большую актуальность приобретает развитие связной речи детей как
одного из средств самовыражения, особенно учитывая сенситивность дошкольного
возраста по природной эмоциональности и речевой чувствительности [12].

Важное место в системе
средств развития связной речи дошкольников занимает сюжетная картина,
содержащая конкретный материал для рассказа, возбуждает их воображение и
чувства, развивает мышление, побуждает к проявлению самостоятельности,
инициативы и творчества.  У детей
формируется сознательное художественно-эстетическое восприятие, активизируется
творческо-речевая деятельность. И при условии правильно организованного обучения,
способствует развитию начальных литературно-художественных способностей,
стимулирует и обогащает другие виды детского творчества [1].

Картины широко
применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, и ребенок
проявляет большой интерес к картине. Известно, с каким увлечением даже самые
маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают
бесчисленные вопросы взрослым.

Картина вызывает активную
работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что
он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном
событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом [10].

С помощью картины педагог
воспитывает у детей различные чувства: в зависимости от содержания картины это
может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к
товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.

В работах ученых одним из
важных средств развития связной речи рассматривается картина — предметная,
сюжетная, серия сюжетных картинок, художественная.  Определены требования к отбору картин для
формирования связной речи, определенные особенности восприятия картин детьми
дошкольного возраста, некоторые пути и приемы обучения детей строить устные
тексты разных типов по сюжетным картинкам [8].

  Вместе с тем, в
практике работы картины используются однообразно, недостаточно используется их
развивающий потенциал.  И самое главное,
без внимания многих воспитателей остается работа по серии сюжетных картинок,
которые являются эффективным средством развития связной речи дошкольников.

Практика показывает, что
обычно сюжетная картина используется только для обогащения и активизации
словаря детей, развития в них диалогической речи, а не для планомерного,
целенаправленного обучения рассказа, развития у детей способности целостно
воспринимать сюжет картины, устанавливать связи в изображенных ситуациях,
сочетать содержание части высказывания, сохраняя структуру текста.  Часто на занятиях применяются одинаковые
методы и приемы развития связной речи детей, без учета их возрастных
возможностей [21].

Анализ специальной
литературы показал, что несмотря на важность и необходимость развития связной
речи у детей у детей старшего дошкольного возраста, до настоящего времени
исследований, раскрывающих зависимость успешности данного процесса от
использования картинок в работе с детьми, существует недостаточно.

Наличие данного
противоречия позволило обозначить проблему нашего исследования –
педагогические приемы и методы, обеспечивающие успешное развитие связной речи у
детей старшего дошкольного возраста посредством картинок. Это обстоятельство
подчеркивает актуальность исследования.

Поэтому осознание
значимости обозначенной проблемы побудило к выбору темы предлагаемой работы, целью
которой является обоснование особенностей развития связной речи старших
дошкольников средством сюжетных картин.

Объект
исследования – связная речь детей шестого года жизни.

Предмет
исследования – процесс развития связной речи детей старшего дошкольного
возраста посредством картин.

Задачи исследования:

1.               
Теоретически обосновать использование
сюжетных картинок в процессе развития связной речи дошкольников.

2.               
Определить особенности развития связной
речи у детей шестого года жизни.

3.               
На основе теоретического анализа
определить особенности сюжетных картинок и особенности их использования в
работе с дошкольниками.

4.               
Определить педагогические условия
успешного развития связной речи детей шестого года жизни.

Применяются теоретические
и эмпирические методы исследования по данной проблеме.

К теоретическим
методам относятся:

1.    
Изучение и анализ психологической,
педагогической и теоретической литературы по проблеме исследования.

2.    
 Моделирование,
анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте.

Эмпирические
методы:

1.     Педагогическое
наблюдение, беседа. 

2.     Изучение
опыта работы воспитателей.

3.      Опытно-педагогическая работа, педагогический
эксперимент.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Курсовая работа посвящена
актуальной и все еще недостаточно разработанной проблеме – развитию связной
речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования сюжетных
картин.

Таким образом,
исследование проблемы развития связной речи старших дошкольников на материале
серии сюжетных картинок позволило сделать нам следующие выводы:

1.               
Вопросам развития связной речи старших
дошкольников занимались многие в области психологии, лингвистики, и педагогики,
все эти исследования, посвященные формированию речевой деятельности, в том
числе с широким использованием наглядности; однако необходимо больше внимания
уделять развитию связной речи на материале серии сюжетных картинок.

2.               
Развитие связной монологической речи
старших дошкольников играет ведущую роль в процессе развития ребенка, оказывает
большое влияние на развитие умственного и эстетического воспитания, готовит
ребенка к обучению в школе, а также выполняет значимую социальную функцию.

3.               
Серия сюжетных картин представляет собой
наглядность для сравнения, облегчает составление связного рассказа.  Она выступает и как своеобразная схема модели
структуры повествовательного текста, дает возможность сформировать у детей
элементарные знания о композиции рассказа (начало, середина, конец).  Это способствует развитию у детей большей
осведомлённости, произвольности при построении рассказа, формированию умений
использовать различные типы внутри текстовой связи.

4.               
Следовательно, необходимым условием обучения
рассказывания по сюжетной картине является систематическая целенаправленная
работа над формированием умения воспринимать ее сюжет, устанавливать связи в
изображенных ситуациях, сочетать содержанию части высказывания.

5.               
Правильный подбор картин, постепенное
усложнение задач, методов и приемов обучения делают его доступным, интересным и
эффективным.  Выполнение творческих
задач, составление виртуальных диалогов, выход за пределы изображаемого
привносят в рассказы детей оригинальные сюжетные линии, поддерживая высокий
уровень интеллектуальной и речевой активности, способствуя формированию таких
качеств самостоятельного связного высказывания, как содержательность,
логическая последовательность, образность и креативность.

 Данная работа, конечно, не исчерпывает всех
аспектов рассматриваемой проблемы; перспективными направлениям дальнейших
исследований считаем анализ инновационных технологий; подготовки будущих воспитателей
к формированию речевой компетенции детей старшего

дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.    Теоретические
основы речевого развития детей дошкольного возраста

 

 

1.1.
Состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической

литературе.

 

Проблема развития связной речи дошкольников
всегда была предметом внимания исследователей. Отдавая должное различным
источникам речевого развития педагоги, психологи, методисты прошлого века (Л.Выготский,
И.Огиенко,
М.Алексеева,
С.Русова, Л. Гурович, Т. Большева, М. Алексеева) тесно связывали его с
развитием умственных способностей детей.

Большева Т. В. также особое внимание обращала
на обучение детей родному языку. Автор подчеркивает тесную связь родного языка
и мышления, который рассматривает как путь к самостоятельной творческой работе,
систематизации мыслей и знаний. По мнению Большевой Т.В., предметы и слово
должны одновременно предлагаться детскому разуму, но на первом месте — предмет
как объект познания и речи [6]. Полученные яркие и правильные образы помогут
ребенку осознанно смотреть на мир и давать богатый материал для высказываний.

Поскольку целью нашего
исследования является развитие у старших дошкольников связной речи посредством
картин, считаем целесообразным рассмотреть проблему порождения речи и мотивацию
речевой деятельности.

В
психолого-педагогической литературе описаны наиболее типичные методы изучения
связной речи дошкольников. Детям предлагаются задания на репродуктивном
(пересказ литературного образца) и продуктивном (создание самостоятельного
связного высказывания) уровнях. Задания продуктивного характера, как правило,
предлагаются с опорой на картинку или игрушку.

Исследованием обучения
дошкольников рассказыванию за картинами посвятили свои труды и такие ученые в
области педагогики как А. И. Соловьева. Л. А. Пеньевская, Н. М. Конина, В. В.
Гербова, Е. П. Короткова, Н.Ф. Виноградова, О. С. Ушакова, И.Н. Мурашковская,
А. М. Богуш, Н.В. Гавриш, А. И. Билан и др. В этих работах разработан анализ
содержания различных типов картин, определены требования к ним, методика работы
с картинами, подчеркивается, что рассказывание по картине способствует
овладению связной структурой повествования, развития правильного понимания
соотношения содержания и формы речи. Определено, что по картине можно проводить
беседы, которые будут направлены на расширение представлений детей, развитие их
словаря и использовать картины с целью развития связной речи, обучения
различным видам монологических высказываний [2].

В ряде исследований (З.М.
Истомина, Т.А. Репина) доказано, что одновременное использование литературного
образца и иллюстраций значительно повышает качество детских пересказов.
Картинки положительно влияют на понимание текста и позволяют ребенку точнее,
содержательнее, последовательнее его излагать.

В научно-методической
литературе содержатся противоречивые данные о возможности использования
сюжетных картинок в обучении рассказыванию детей пятого года жизни. Так, ряд
педагогов считает, что детям данного возраста при обучении рассказыванию
необходимо предлагать лишь одну сюжетную картинку, так как рассказывание по
серии сюжетных картин им недоступно (А.М. Бородич, В.В. Гербова, Э.П. Короткова
др.). В исследованиях же О.С. Ушаковой, а также работах, выполненных под ее
руководством, доказывается, что уже в старшей группе детского сада возможно
использование серии сюжетных картинок при обучении рассказыванию, но их
количество не  [10].

Как показано во многих психологических
исследованиях (Л. С. Выготский, А. М. Леонтьев, М. И. Жинкин и др.) в
формировании речевой деятельности очень важную роль играет его мотивация.
Отмечается, что положительная мотивация повышает результативность обучения.

Сложность организации
работы по развитию речи дошкольников в том, что речевые занятия снимают
естественную коммуникативность речи. М. И. Жинкин считал, что есть только одно
средство избавления от этого недостатка: необходимо, чтобы у детей возникла
потребность в коммуникации.

В методике развития речи
обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в
достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие
западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с
детьми дошкольного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской,
Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение
картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи [15].

Для методики обучения
рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей
восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С.
Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной. В
исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием
рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым [20].

Е. А. Флерина считает,
что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные
возможности (дети реагируют на содержание и изображение – цвет, форму,
построение).

Она выделяет в детском
восприятии следующие тенденции: тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;
желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание
ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей 3 – 6 лет); затруднения
при восприятии светотеневого рисунка; затруднения малышей 3–5 лет при
восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;
положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).

Развитие восприятия
рисунка, по данным В. С. Мухиной, происходит по трем направлениям: изменяется
отношение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение
правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем
изображено; совершенствуется интерпретация рисунка, т.е. понимание его
содержания.

Обучая детей построению
развернутого связного высказывания (текста) необходимым элементом обучения
является формирование у дошкольников элементарных знаний об общей структуре
текста (начало, середина, конец), о связях между предложениями и структурными
частями высказывания. Включение формирования таких знаний в процесс обучения
связным рассказам должно повысить их уровень как в структурном, так и
содержательном отношении.  Кроме того,
связная речь – это высшая форма речевой мыслительной деятельности, определяет
уровень речевого и умственного развития ребенка.  Овладения связной речью составляет важнейшее
условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе [7].

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы