Курсовая теория на тему Развитие связной речи детей в процессе общения со сверстниками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте 6
1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи дошкольников в онтогенезе 6
1.2. Характеристика связной речи у детей старшего дошкольного возраста русскими и зарубежными авторами 11
Глава 2. Особенности формирования связной речи дошкольников 17
2.1. Средства и методы формирования связной речи у дошкольников 17
2.2. Общение дошкольников как средство формирования связной речи 20
Заключение 28
Список литературы 30
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.
Важным моментом является то, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий.
Федеральные государственные стандарты указывают на необходимость решения проблемы речевого развития детей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Проблемой развития речи, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Ефименкова Л.Н., Ястребова А.В., Чиркина Г.В., Флерина Т.Б. и мн. др. Вопросы формирования связной речи изучались Тихеевой Е.И., Бородич А.М., Сохиным Ф.А., Выготским Л.С., Леонтьевым А.А. и др. Проблема развития связной речи у детей в процессе общения нашла свое отражение в работах Глухова В.П., Филичевой Т.Б., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Жуковой Н.С. и др.
Практика работы современных дошкольных организаций позволяет выявить некоторые противоречия, среди которых следующие: 1. Независимо от того, что в теории существует множество исследования по проблеме развития связной речи, на практике в ДОУ они не используются в полной мере.
2. Наличие большого количества детей с низким уровнем коммуникативных навыков не обуславливает использование современных направлений по развитию у них связной речи.
В связи с этим возникает проблема исследования возможности процесса общения со сверстниками при развитии у дошкольников связной речи.
Объектом исследования является процесс развития связной речи в онтогенезе. Предметом исследования выступают развитие связной речи у детей в процессе общения со сверстниками.
Целью исследования изучить особенностей развития связной речи у детей.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям развития речи дошкольников в онтогенезе.
2. Описать психолого-педагогические особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выделить средства и методы развития связной речи.
4. Изучить особенности развития связной речи с помощью общения со сверстниками.
Теоретико-методологическая база исследования.
— Учение о зонах актуального и ближайшего развития Выготского Л.С.;
— Учение Левиной Р.Е. о системном строении речи;
— Современные научные достижения в области психолингвистики (Жинкин Н.И., Гвоздев Н.А., Ахутина Т.В., Глухов В.П. и т.д.)
— Основные традиционные подходы формирования связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста (Филичева Т.Б., Жукова Н.С. и др.)
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ и синтез, обобщение теоретической информации.
Структура курсовой работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Речь является великим даром природы, посредством которого человек имеет широкую возможность для общения с другими. В период раннего и дошкольного возраста создаются условия для развития устной речи, происходит закладка фундамента для письменных форм речи, а также последующего речевого и языкового развития ребенка.
Один из исследователей этого вопроса, Л.С. Выготский, говорил о том, что изначальной функцией речи у ребенка выступает установление контакте с окружающим миром, т.е. речь выполняет функцию сообщения. Известно, что любая деятельность ребенка раннего возраста происходит вместе со взрослыми, поэтому общение приобретает ситуативный характер. Современные психологические и психолингвистические исследования говорят о том, что предпосылками развития речи выступают два процесса, среди которых неречевая предметная деятельность самого ребенка, которая заключается в расширении связей с окружающим миром посредством чувственного его восприятия. Вторым процессом является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком, которое выступает как важная функция обогащения словаря. Отметим, что изначально общение взрослого и ребенка происходит в одностороннем порядке и носит эмоциональный характер, вызывая желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. После общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка при помощи звуковой символики. При этом ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщаясь к общению посредством языка.
Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности.
Коммуникативные навыки ребенка формируются, начиная с раннего детства и проявляются в готовности и умении общаться со сверстниками и взрослыми, слушать и понимать обращенную речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т.д. Для формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста определяющими являются условия общения, та среда, в которой складываются отношения, а также опыт совместной деятельности, не скованной жесткими рамками и ограничениями, имеющей творческий характер.
В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим (по сравнению с предшествующим периодом) опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы.
Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становится способом познанием норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.
Новым приобретением ребенка становится интерес к речи как особому объекту познания: его интересует звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи.
Таким образом, необходимым условием для развития связной речи ребенка является наличие детского общества, в котором формируются такие черты как коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи дошкольников в онтогенезе
Развитие личности ребенка не может протекать отдельно от воспитания у него правильной речи. Человек не рождается со сложившейся речью, а однозначного ответа на определение времени и причин появления правильного и четкого произношения звуков и связывания слов между собой, последовательного изложения своих мыслей у ребенка, не существует. Поэтому процесс овладения речью является достаточно сложным и психически многосторонним, когда появления и дальнейшее развитие речи опирается на множество факторов .
Формирование речи происходит только тогда, когда головной мозг, слух и речедвигательный аппарат у ребенка достигает определенного уровня. Однако важно отметить, что даже при наличии достаточно развитого речевого аппарата, сформированного мозга и хорошего физического слуха, без речевого окружения ребенок никогда не будет говорить. Поэтому важной особенностью является речевая среда, которая способствует как появлению у ребенка речи, так и ее дальнейшее правильное развитие .
Такой исследователь как Леонтьев А.А., рассматривал язык и речь как частное применение языка с позиции специфической деятельности человека. Автор говорит о том, что язык является объективной основной для речевой деятельности человека. Помимо этого, он отмечал, что речевая деятельность необходима для создания социального смысла коммуникации, изучая вопросы общения как деятельности .
По мнению Эльконина Д.Б., формирование речи протекает так же, как и развитие предметного действия. Исследователь говорит о том, что слово для ребенка в раннем возрасте является так называемым орудием, которое он использует наиболее часто, в связи с чем и происходит интенсивное развитие речи. Так, ребенок практически за два-три года полностью овладевает родным языком, а если воспитывается в двуязычной среде, то двумя. Автор, продолжая свое сравнение, говорит о том, что также как и овладение каким-либо орудием, овладение навыком слова проходит процесс дифференциации, насыщения предметным значением, а после переноса в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается .
Такие исследователи как Выготский Л.С. и Лурия А.Р. напрямую связывают все психические процессе ребенка с развитием речи. Так, мышление, восприятие, память, внимание и воображение зависят от развития речи. Поэтому следует отметить, что воспитание чистой речи у дошкольников становится одной из общественно важных задач.
Психологи говорят о том, что связная речь представляет собой такую, которая передает смысловое содержание, отражая при этом все связи предметного содержания речи.
Сформированность связной речи заключается в том, что ребенок имеет достаточный уровень развития ситуативной, конкретной, диалогической, монологической речи и связности высказываний.
Ситуативная речи представляет собой социально-направленную речь, которая необходима для построения общения с другим человеком. Конкретная речь опирается на необходимость соблюдения адекватности общения. Формирование диалогической речи напрямую зависит от развития навыка общения дошкольников с окружающими людьми. Диалогическая речь необходима для полноценного построения диалога, а ее формирование связано с процессом социализации дошкольников .
Наряду с диалогической речью происходит развитие умения высказывать связно свои мысли, в первую очередь, применяя простые предложения, а в процессе развития речи – сложные, которые представляют собой повествовательные высказывания, посредством которых дети выражают собственные мысли. Притом важная роль для формирования такого умения заключается в достаточном уровне развития монологической речи .
Что касается монологической речи, то в онтогенезе ее развитие протекает одной из последний. В процессе формирования и развития монологической речи дети обучаются самостоятельному изложению своих мыслей, выражению своего мнения, независимо от вопросов извне.
Одним из исследователей развития детской речи является Ушинский К.Д. В обучении дошкольников родному языку автор определял три цели:
1. Развитие дара слова, который заключается в умении выражать собственные мысли. Для этого необходима наглядность обучения и опора на конкретные образы, которые воспринимаются ребенком.
2. Обучение ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Для этого следует использовать художественные произведения, по мнению автора.
3. Практическое усвоение грамматики, которое предшествует изучению ее как науки .
При этом автор отмечал, что все эти цели должны осуществляться одновременно. Отметим, что Ушинский К.Д. внес значительный вклад в методику развития связной речи дошкольников, использование которой можно встретить и в современной практике дошкольных учреждений .