Курсовая теория Педагогика/Психология Коррекционная педагогика

Курсовая теория на тему Развитие связанной речи у детей младшего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы развития связной речи детей младшего возраста 5
1.1. Развитие связной речи детей как научная категория, ее виды и механизмы формирования 5
1.2. Понятие связной речи и развитие речевых функций 10
2. Особенности развития связанной речи у детей младшего возраста 15
2.1. Психолого-педагогические основы развития связной речи младших школьников 15
2.2. Проблемы развития связной речи у детей младшего возраста 20
Заключение 29
Список использованных источников 31

 

  

Введение:

 

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей младшего возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Это односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. При этом педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов младшего образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей. Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение.
Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи. В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря.
Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна. У детей младшего возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей младшего
Цель курсовой работы – охарактеризовать развитие связанной речи у детей младшего возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
 Изучить развитие связной речи детей как научной категории, ее виды и механизмы формирования;
 Описать особенности развития связанной речи у детей младшего возраста.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольный возраст – самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Одной из главных особенностей младшего возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Хорошо развитая, грамматически правильная речь является показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль младшего детства в формировании связной речи у детей. Связная речь у детей развивается за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии. И напротив, нарушение связной речи мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка.
Полноценное овладение связной речью возможно только в условиях целее направленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития детей старшего младшего возраста в плане их подготовки к школе. Поэтому работа по воспитанию у детей связной речи предусмотрена программой детского брат сада.
Речь в дошкольном образовании рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, также от уровня развития связной речи зависит умение общается, интеллектуальное развитие, дальнейшее обучение ребенка в школе. Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в педагогике, психологии и философии как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, памяти и воображения. Принято разделять понятия «язык» и «речь».
Первые изучения, посвященные вопросу развития речи, утверждали, что речь и язык являются синонимами. Различение языка и речи первым ввел в науку швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, его заслуженно считают основоположником теории речи в мировой науке.
Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Речь — это конкретная реализация языка в процессе взаимодействия и коммуникации между людьми.
Развитие соответствие связной речи посредством мнемотехники у ребенка младшего возраста, заключается в том, что на каждое слово словосочетание придумывается картинка, символ, т.е. весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребенок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы развития связной речи детей младшего возраста
1.1. Развитие связной речи детей как научная категория, ее виды и механизмы формирования

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). [8]
К.Д. Ушинский [6] говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе младшего учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. [6]
Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [4]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. [9]
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи [4].
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:
1) процесс, деятельность говорящего;
2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст».
Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
По мнению А. В. Текучева [5], под связной речью в широком смысле слова следуют понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.
Связность речи является основным условием коммуникативности.
Выделяют следующие критерии связности устного сообщения:
1) смысловые связи между частями рассказа;
2) логические и грамматические связи между предложениями;
3) связи между частями (членами) предложения;
4) законченность выражения мысли говорящего.
Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания – последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности сообщения.
Логико-смысловая организация высказывания включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации [5].
Таким образом, суммируя вышеизложенное, термин «связная речь» – это совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.
Связная речь употребляется в нескольких значениях:
1) процесс, деятельность говорящего или пишущего;
2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи.
Как синоним используется термин «высказывание». Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника, т.е. коммуникативность.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. С. Л. Рубинштейн [1], В. П. Глухов [2] считают, что диалогическая речь (диалог) – первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников, и состоит в основном обмене репликами [4]. Это является главной особенностью диалога. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.
Отличительными чертами диалогической речи являются:
1) эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;
2) ситуативность;
3) разговорная лексика и фразеология;
4) краткость, недоговоренность, обрывистость;
5) простые и сложные бессоюзные предложения [20].
По мнению Л. П. Якубинского, для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора [4].
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
По сравнению с диалогической речью монологическая речь (монолог) – это связная речь одного лица. Коммуникативная цель монолога – это сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей [8, с. 4].Она имеет более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы