Курсовая теория на тему Развитие социально-нравственных качеств младших школьников в деятельности детских общественных организациях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Особенности формирования социально-нравственных качеств младших школьников 5
1.1. Психолого-педагогический аспект развития учащихся младших классов 5
1.2. Средства и условия формирования социально-нравственных качеств младших школьников 8
1.3. Пути формирования социально-нравственных качеств личности младшего школьника 14
Глава 2. Особенности формирования социально-нравственных качеств школьника в деятельности общественной организации 18
2.1. Исследование проблемы формирования социально-нравственных качеству детей младшего школьного возраста в трудах педагогов 18
2.2. Деятельность детской общественной организации по развитию социально-нравственных качеств младших школьников 24
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Введение:
Актуальность. Вопросы нравственного развития, воспитания, со-вершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Нравственное воспитание является процессом, направленным на формиро-вание личности ребенка и предполагает становление его отношений к Ро-дине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Дет-ские общественные организации возникают по инициативе ребят, в резуль-тате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям. Современное детское движение, не будучи массовым, представляет собой живое, дина-мичное явление. Формы, структуры разнообразны. Доминируют 2 функ-ции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребёнка и его социализация.
Детские организации имеют большие воспитательные возможности:
1. Социальное воспитание детей, развитие личности средствами обу-чения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, са-мореализации — важнейшее условие целостного развития личности;
2. Разумно организованный досуг детей, в котором ребёнок реально может проявить себя в различных статусах, ролях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к буду-щим государственным и общественным структурам; 3. Эффективное сред-ство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверст-никами и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодуш-ных; 4. Мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего дет-ства»- самого ценного в жизни растущего человека. Поэтому детские орга-низации смогут решить вопросы социально-нравственного развития младших школьников.
Объект исследования: развитие социально-нравственных качеств младших школьников
Предмет исследования: развитие социально-нравственных качеств младших школьников в деятельности детских общественных организаци-ях.
Цель исследования: изучить и проанализировать возможности раз-вития социально-нравственных качеств младших школьников в деятельно-сти детских общественных организациях.
Гипотеза исследования: развитие социально-нравственных качеств младших школьников будет происходить эффективней в условиях детской общественной организации.
Задачи исследования
1. Изучить психолого-педагогический аспект развития учащихся младших классов
2. Рассмотреть средства и условия формирования социально-нравственных качеств младших школьников
3. Проанализировать пути формирования социально-нравственных качеств личности младшего школьника
4. Изучить исследование проблемы формирования социально-нравственных качеству детей младшего школьного возраста в трудах пе-дагогов
5. Охарактеризовать деятельность детской общественной организа-ции по развитию социально-нравственных качеств младших школьников
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические положения о эмоционально-нравственном развитии школьника (А.Д. Ко-шелева, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.); концепции социально-нравственного развития школьника (С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко).
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Подводя итоги исследования, следует привести следующие выводы.
Младший школьный возраст является сенситивным для развития личности, в целом, для формирования опыта жизни деятельности ребенка, и соответственно для формирования опыта трудовой деятельности. Млад-ший школьник осваивает все виды деятельности, доступные его возрасту: игру, общение, труд и др.
Нравственное воспитание предусматривает формирование у ребенка чувств, привычек нравственного поведения и нравственных чувств. Уже в младший школьный период детства необходимо воспитывать начала гу-манизма и гуманных отношений с близкими и окружающими людьми, со сверстниками.
Таким образом, рассмотренная нами программа «Возрождение» детских общественных объединений призвана раскрыть таланты учащих-ся, помочь детям приобрести необходимые навыки и знания, полезные не только в школе, но и в жизни, открыть детям мир, дружбу и взаимную поддержку, развивать свои важные личные качества. Дети с помощью этой программы могут получить необходимый социальный опыт, реализовать себя в различных областях и найти свое призвание.
Важной частью реализации программ и достижения детьми успеха является поддержка родителей и учителей. Если последние будут должным образом оценивать свою работу и усилия, радоваться своим победам и участвовать в своем поражении, школьники будут чувствовать себя нуж-ными и значимыми в жизни других.
Дети, получившие в будущем такой опыт отношений и активной жизни, смогут найти хороших друзей, построить крепкую и надежную се-мью, обрести гармонию с собой. Поэтому эта программа играет важную роль на пути личности, помогая ей всесторонне развиваться и давая уче-никам активное отношение к жизни.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности формирования социально-нравственных качеств младших школьников
1.1. Психолого-педагогический аспект развития учащихся млад-ших классов
Исходя из возрастной периодизации, в младшем школьном возрасте, когда ребенок является субъектом учебной деятельности, он развивает возрастные новообразования — теоретическое сознание и мышление, раз-вивает их соответствующие способности (рефлексия, анализ, психическое планирование), а также обучение потребности и мотивы. Роль игр умень-шается, однако ряд исследований показывает, что эти игры являются эф-фективным методом личностного развития младшего школьника. Следова-тельно, в младшем школьном возрасте, с переходом ведущей деятельности с игровой на образовательную, ребенок перестает быть предметом игры, но автоматически не становится субъектом учебной деятельности, для это-го ему необходимо создавать условия. Благодаря тому, что активные дей-ствия являются основой игровой деятельности, она отлично вписывается в образовательную, и тогда младший ученик становится не просто объектом, а предметом учебной деятельности.
Переход к школьному образованию и новый образ жизни, связанный с позицией учащегося, в том случае, если ребенок внутренне принял соот-ветствующую позицию, открывает путь для дальнейшего формирования его личности. Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать что-то новое, с интересом к самим знаниям. Более того, их интерес к знаниям тес-но связан с их отношением к обучению, как к серьезной, социально значи-мой деятельности [4, 72]. До 8 лет у детей можно найти только репродук-тивные образы-представления известных объектов или событий, которые не воспринимаются в данный момент времени, и эти образы в основном статичны. Продуктивные образы-представления результата новой комби-нации некоторых элементов появляются у детей после 9 лет, и развитие этих образов, вероятно, связано с началом обучения в школе.
Внимание ребенка 9-10 лет становится произвольным, но в течение довольно длительного времени, особенно в младших классах, непроиз-вольное внимание детей остается сильным и конкурирующим с произволь-ным [8, 46].
Уже к 4-му году обучения в начальной школе ребенок формирует такой уровень объема, устойчивости, переключаемости и концентрации произвольного внимания, какой присущ и взрослому человеку. Говоря о переключаемости внимания, можно сказать, что в этом возрастном перио-де она выше, чем у среднестатистического взятого взрослого. Такое явле-ние связано с молодостью самого организма, а также подвижностью про-цессов в центральной нервной системе ребенка младшего школьного воз-раста. Так, школьники на 3-4-м году обучения могут с легкостью пере-ключаться с одного вида деятельности на другой. Но в данном случае внимание школьника сохраняет так называемые признаки детства. Совер-шенные черты внимания активизируются лишь в том случае, если предмет либо явление, привлекшие внимание, в особенности интересны лично для ребенка.
В школьные годы развитие памяти продолжается. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:
— с 6 до 14 лет дети активно развивают механическую память для единиц информации, которые не связаны логически;
— вопреки широко распространенному мнению о том, что с возрас-том увеличивается преимущество запоминания значимого материала, фак-тически обнаруживаются противоположные отношения: чем старше стано-вится младший ученик, тем меньше преимущество запоминания значимого материала перед бессмысленными. Это, по-видимому, связано с тем, что упражнение памяти под влиянием интенсивного обучения на основе запо-минания приводит к одновременному улучшению всех видов памяти у ре-бенка, особенно тех, которые относительно просты и не связаны со слож-ной психической деятельностью.
В общем, память детей младшего школьного возраста довольно хо-рошая, и в первую очередь это касается механической памяти, которая до-вольно быстро прогрессирует в первые три-четыре года обучения в шко-ле. Опосредованная логическая память несколько отстает в своем разви-тии, поскольку в большинстве случаев ребенок, будучи занят учебой, тру-дом, игрой и общением, полностью обходит механическую память.
Восприятие младшего школьника характеризуется высокой эмоцио-нальностью и яркостью воспринимаемых образов. Символические и схе-матичные изображения воспринимаются хуже, визуальный материал луч-ше. Небольшой жизненный опыт не позволяет ученикам точно оценить время и пространство. Исторические даты часто являются абстракцией. Детям трудно понять отдаленность событий во времени; в большинстве случаев малые значительно недооцениваются, а большие промежутки вре-мени переоцениваются. Что касается детей 3-4 классов, то они уже без осо-бых осложнений начинают запоминать даты, временные интервалы для них больше не вызывают затруднений [5, 62]. В случае, когда не уделено должного внимания в эти годы формированию косвенного, логического запоминания, это негативно скажется на обучении в средней и старшей школе [4, 74].
Интеллектуальное развитие младшего школьника 9-10 лет идет по следующим направлениям:
1) широкое использование речи как средства мышления;
2) три типа мышления (визуально-эффективное, визуально-образное, логическое) взаимно обогащают и дополняют друг друга.
Ученики младшего школьного возраста делают лучше всего, начиная с конкретных ситуаций, подробных описаний. Критерием правильного обобщения является умение привести конкретный пример, соответствую-щий полученным знаниям.
Так, в период начальной школы умственное и когнитивное развитие ребенка заметно прогрессирует.
Итак, в младшем школьном возрасте выделяются следующие осо-бенности и основы психологических изменений в развитии:
Изменения в познавательной сфере ребенка.
Память приобретает четкий познавательный характер, растет формирование техник запоминания информации.
Изменения в восприятии.
Наблюдается целенаправленное и произвольное внимание к объектам образовательной деятельности.
Развитие воли.
Все школьные мероприятия по своей природе являются абсо-лютно произвольными и, следовательно, требуют строгой дисциплины.
Абстрактное и обобщенное мышление.
Ребенок осознает свои изменения в результате учебного про-цесса [6,34].
Общение со сверстниками выдвигается на передний план и объектив-но становится ведущей деятельностью. «Кто я?», «Какой я?», «Чем отли-чаюсь от других?» — часть вопросов, которые младшие школьники посто-янно задают себе и пытаются на них ответить. В то же время, как отмечают многие психологи, познание себя, связанное с настоящим, чаще всего ограничивается познанием и практической проверкой отдельных своих свойств и качеств.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что психология младшего школьного возраста – это период интеллектуального развития ребенка. Таким образом, интеллект оказывает влияние на все внутренние процессы и функции ребенка.