Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие словесно-логического мышления детей с ОНР.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 5
1.1 Мышление как психический процесс и особенности его развития в дошкольном возрасте 5
1.2 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями речи 8
1.3 Особенности развития словесно-логического мышления у дошкольников с ОНР 13
Выводы по 1 главе: 19
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 20
2.1 Организация коррекционной работы по развитию словесно-логического мышления старших дошкольников с ОНР 20
2.2 Психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления у дошкольников с ОНР 25
Выводы по 2 главе: 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. В современной логопедии, понятие “общее недоразвитие речи” (ОНР) понимают различные сложные речевые рас-стройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом наблюдаются отклонения в формировании речевой деятельности (деятель-ности усвоения и использования языка), нарушенное усвоение всех компо-нентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики (Г. Левина, В.Орфинская, Г.Жаренкова, В.Воробьева, Б.Гриншпун, Л.Спирова, Е.Соботович, Л.Ефименко, А.Мастюкова, Г.Каше, Г.Чиркина, Т.Филичева).
В зависимости от степени выражения дефекта Г. Левиной условно определены три уровня общего недоразвития речи. На каждом уровне наблюдаются основные трудности в развитии речи, что задерживают фор-мирование всех компонентов речи. Переход с одного уровня на второй характеризуется появлением новых языковых возможностей.
Развитие словесно-логического мышления является новообразовани-ем для детей старшего дошкольного возраста. Наличие элементов словес-но-логического мышления, по мнению Я.Л. Коломинского, В. А. Крутец-кого, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения. Словесно-логическое мышление представляет собой самый сложный вид мыслитель-ной деятельности, так как оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами, отвлеченны-ми мыслями, которые возникают на основе суждений, умозаключений и понятий, основано на рассуждении и доказательстве [4]. Мышление ребен-ка развивается в зависимости от овладения социальными средствами мыш-ления, т.е. в зависимости от речи [1]. Исследования, проведенные под ру-ководством Р.Е. Левиной, показали, что недостаточность мышления и дру-гих психических процессов у детей с нарушениями речи закономерно но-сит характер вторичной задержки развития. Речевые нарушения у детей и особенности психического развития обусловливают специфичное развитие их мышления, памяти. Без обучения такие дети с трудом овладевают ос-новными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением (В.П. Глухов, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева, Т.В. Ту-манова). Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева отмечают, что сло-весно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. [2]. Снижение речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи проявляется в выборе лексико-грамматических средств передачи смысла высказывания, что затрудняет построение связ-ного и последовательного высказывания [6].
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления.
Проблема исследования. Наряду с разработанностью многих вопро-сов, охватывающих детей с нарушениями речи вопрос выявления законо-мерностей возникновения, формирования и развития мышления детей дан-ной категории по-прежнему остается одним из наиболее актуальных в пси-хологии.
Таким образом, основываясь на анализе психологических и педаго-гических исследований, нами было установлено противоречие между объ-ективной потребностью в развитии словесно-логического мышления детей дошкольного возраста с нарушением речи и уровнем теоретической и практической разработанности данной проблемы. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которого сформулировано следующим об-разом: каковы психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления у детей с нарушением речи.
Объектом исследования является состояние словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – методика формирования системы словес-но-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразви-тием речи.
Цель исследования заключается в изучении особенностей и специфи-ки формирования системы словесно-логического мышления в старшем дошкольном возрасте, разработке методики формирования правильной речи.
Для достижения поставленной цели и проверки целесообразности определенной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических литературных источников по проблеме формирования словесно-логического мышления детей с ОНР.;
2. Выявить особенности развития словесно-логического мышления у дошкольников с ОНР;
3. Разработать комплекс занятий по изобразительной деятельности с заданиями на развитие словесно-логического мышления старших до-школьников с ОНР;
4.Определить психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления у дошкольников с ОНР.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования:
-теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литера-туры по проблеме исследования).
Теоретико-методологическая основа исследования:
— теория А.Н.Гвоздева о периодизации развития детской речи в онтогенезе;
— теория Р.Е. Левиной об общем недоразвитии речи у детей;
— теория А.Н. Леонтьева о ведущей деятельности возраста и этапах становления детской речи;
— онтогенетическая теория Л.С. Выготского;
— принципы единства диагностики и коррекции развития (Л.С.Выготский, Р.Е. Левина).

 

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из анализа психолого–педагогической литературы по исследуемой проблеме, были сделаны следующие выводы:
1. Развитие мышления дошкольника обеспечивается обогащением и усложнением его практики, и освоением способов самой мыслительной деятельности.
Мышление — высший познавательный процесс. Это продукт новых знаний, активная форма творческого отражения и преобразования человеком реальности. Мышление порождает такой результат, которого нет ни в самой реальности, ни в субъекте в данный момент времени. Мышление (в элементарных формах оно также встречается у животных) также может быть понято как приобретение новых знаний, творческая трансформация существующих идей.
В психологической литературе как в отечественном, так и в зарубежном мышлении большое внимание уделяется. Работы О. Кюльпе и О. Зельца дают представление о принципах теоретического изучения мышления. Проблема развития мышления обсуждается в работах Ж. Пиаже, Л. С. Выготского. А. Н. Леонтьев, С. Л. также внесли большой вклад в развитие психологии мышления. Рубинштейн, Дж. Брунер, В. Джеймс, А.Р. Лурия Б.М. Теплов и другие исследователи. Изучение развития познавательной деятельности в детской и педагогической психологии было проведено Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдов Н.Н. Поддяков и другие.
В дошкольном возрасте дети с нарушениями речи требуют особого отношения к себе. По сравнению с нормально развивающимися детьми они отстают по основным показателям формирования мыслительного процесса. Недостатки развития речи затрудняют выявление существенных особенностей субъекта и установление связей между ними. Особенно выражены нарушения при операциях обобщения и опосредованного знания.
2. Словесно -логическое мышление — это тип мышления, осуществляемого с использованием логических операций с понятиями. Словесно -логическое мышление действует на основе языковых средств и представляет собой новейший этап исторического и онтогенетического развития мышления. Этот тип мышления характеризуется использованием концепций, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (ценность, честность, гордость). Благодаря словесному и логическому мышлению человек может устанавливать самые общие законы, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный визуальный материал. В то же время даже самое абстрактное мышление никогда полностью не отрывается от зрительно-сенсорного опыта.
Словесно-логическое мышление основано на законах языкового конструирования, соединяющих слова в сложные системы, которые позволяют делать суждения, в сложные логические системы, овладение которыми позволяет человеку выполнять операции логического вывода.
В дошкольном детстве ребенку приходится решать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и связей между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, проектировании, выполняя учебные и трудовые задания, он не только использует заученные действия, но постоянно их модифицирует, получая новые результаты.
Основой для развития мышления является формирование и совершенствование умственных действий. Образное мышление — основной тип мышления дошкольника. В простейших формах он появляется уже в раннем детстве, проявляясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с использованием простейших инструментов. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только те задачи, в которых действие, выполняемое рукой или инструментом, непосредственно направлено на достижение практического результата — перемещение объекта, его использование или изменение. При соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой усвоения обобщенных знаний старшими дошкольниками. Такие знания включают в себя представления об отношениях между частью и целым, об отношениях между основными структурными элементами, составляющими ее основу, о зависимости строения тела животных от условий их жизни и т. Д. Усвоение такого рода обобщенно. Знания очень важны для развития познавательных интересов ребенка.
В дошкольном возрасте дети научаются выделять в предмете те существенные признаки, по которым единичный предмет может быть отнесен к определенной группе или категории.
Однако правильно группировать, то есть обобщить предметы дети могут только в том случае, когда им известно соответствующее обобщающее слово – термин и к концу дошкольного возраста у ребенка развивается понятийное или логическое мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
1.1 Мышление как психический процесс и особенности его развития в дошкольном возрасте

Мышление сосредоточено на изучении и выявлении абстрактных свойств предметов и явлений и их взаимосвязей. Развитие мышления осу-ществляется в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие мышления в он-тогенезе понимают, как последовательное развитие его основных видов. В таком случае оно проходит три стадии: наглядно-практическую, наглядно-образную и абстрактную. Мышление выдвигается в центр психического развития ребенка с началом школьного обучения и становится определя-ющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Однако еще на дошкольном этапе одной из центральных задач педагогики и пси-хологии является поиск путей эффективного умственного развития детей и способов повышения уровня их познавательной деятельности, что подра-зумевает развитие мышления дошкольников, в первую очередь – нагляд-но-образного [10, c.88].
Высшие формы образного мышления являются итогом умственного развития дошкольника, который приводит его к порогу логического мыш-ления, поэтому в этом возрасте необходимо полноценное развитие нагляд-но-образного мышления. Для формирования и полноценного развития мышления в дошкольном возрасте необходимы достаточный уровень раз-вития восприятия, предметной и ориентировочно-исследовательской дея-тельности, то есть именно то, в чем испытывает значительные трудности ребенок с нарушениями зрения. Однако, несмотря на достаточно полный анализ особенностей мышления у детей в научной литературе – а изучени-ем вопроса занимались Т. В. Егорова, М. И. Земцова, А. И. Зотов, А. Г. Литвак, Н. П. Назарова, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и другие – в во-просе влияния этого факта на развитие мышления единства мнений нет.
Одни специалисты считают, что зрительная патология, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на разви-тие мышления детей. Так, Дегтяренко Т. М. говорит о том, что первичный соматический дефект зрения ведет к снижению полноты, точности и диф-ференцированности чувственного отражения внешнего мира.
Другие тифлопсихологи, в частности, В. А. Лонина и Т. Н. Назарова, не обнаруживая в своих исследованиях корреляции уровня развития даже наглядно-образного мышления, полагают, что это доказывает полноцен-ность умственной деятельности детей.
В старшем дошкольном возрасте мышление ребенка поднимается на новую ступень развития. Ребенок уже мыслит, опираясь на представления. Это означает, что его мышление отделяется от восприятия, превращаясь в относительно самостоятельный процесс. Одновременно оно отделяется и от практического действия. Ребенок получает возможность мыслить и не действуя с предметами, мысленно устанавливать их связи. Появляется осуществляемое в языке размышления, рассуждения. Мышление становит-ся Рассуждая. Переход к этой форме мышления связан с дальнейшим раз-витием узнавания ребенком мира, формированием у нее мыслительных действий и овладение языком как средством общения и усвоения человече-ского опыта. Все это обогащает возможности познавательной деятельности ребенка. И все же мысленно семилетних детей слишком конкретное и эмо-циональное [8, c.100].

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы