Курсовая теория на тему Развитие словаря детей 3-4 лет в процессе ознакомления с окружающим миром
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Особенности лексического развития детей 3-4 лет
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего дошкольного возраста
1.2. Особенности формирования словаря в онтогенезе
Глава 2. Методические особенности формирования словаря
детей 3-4 лет
2.2. Методики исследования уровня развития словаря детей
3-4 лет
Введение:
Введение
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день
особенно актуальной является проблема развития словаря детей дошкольного
возраста, так как этот период считается наиболее благоприятным временем для его
развития. Если не проводить достаточной
работы в этом направлении, то к моменту поступления в школу большинство детей,
не владея необходимым словарным запасом, испытывают трудности в общении, что в
свою очередь становится одной из причин школьной неуспеваемости.
Словарь
представляет один из важных компонентов речевого развития ребенка. Овладение
словарем считается важным условием умственного развития, так как содержание
исторического опыта, который присваивается ребенком в онтогенезе, обобщается и
отражается в речевой форме, в первую очередь, в значениях слов. Усвоение
словаря способствует решению задачи накопления и уточнения представлений,
формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Вместе с этим
протекает развитие операциональной стороны мышления, так как овладение
лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза и
обобщения.
Недостаточный
запас словаря мешает полноценному общению и общему развитию ребенка, так как
богатство словаря выступает признаком хорошо развитой речи и показателем
высокого уровня умственного развития.
Так,
развитие словаря детей является одной из основных задач дошкольного
образования. В связи с этим стоит необходимость поиска эффективных средств и
методов, которые можно использовать при развитии словаря детей дошкольного
возраста. На наш взгляд, наиболее эффективно такая работа будет протекать в
процессе ознакомления детей с окружающим миром.
Степень изученности темы исследования. Проблемой
развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С.
Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б.
Флерина и мн. др.
Проблемой
развития словаря детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева и многие
другие. Исследователи в своих трудах отмечают, что в период дошкольного детства
происходят значительные изменения, в частности, расширяется кругозор ребенка,
совершенствуются его мыслительные операции, появляются новые знания и умения,
а, следовательно, расширяется словарный запас.
Однако
на сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения количества детей, которые
имеют разные проблемы речевого развития, поэтому проблема поиска эффективных
средств работы по развитию лексического строя речи у детей дошкольного возраста
в современных условиях образования является достаточно актуальной.
Цель исследования – изучение
особенностей формирования словаря детей дошкольного возраста в процессе
ознакомления с окружающим миром.
Задачи исследования:
1.
Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного
возраста.
2.
Изучить особенности формирования словаря в онтогенезе.
3.
Выявить основные задачи формирования и развития словаря младших дошкольников в
процессе ознакомления с окружающим миром.
4.
Описать методики исследования уровня развития словаря детей 3-4 лет.
Объект исследования – особенности
формирования словаря у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирование словаря
детей дошкольного возраста в процесс ознакомления с окружающим миром.
Структура работы
определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
Заключение:
Речь сопровождает каждую
деятельность ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем шире его возможности узнать действительность,
полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а,
следовательно, и его личность в целом.
Словарная
работа в детской образовательной организации направлена на создание лексической
основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию
детей.
Обогащение
словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во
всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом
уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный
опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно
здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление
социальных контактов, формируется личность.
В
настоящее время очень актуальна тема развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Лексика
– один из компонентов речевого развития ребенка. Это слова (основные единицы
речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей
действительности. В словаре отражается содержание речи.
Ребенок 3-4 лет встает на новую
ступень развития, этот возрастной период является переходным из раннего детства
в средний дошкольный возраст. Перед воспитателями и родителями стоит сложная
задача – подготовить детей к этому, вооружить знаниями, обогатить
впечатлениями.
По мере
развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует
развитие у него речевых навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребёнок
достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему
необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.
Значительное
место в обучении речи занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение
значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра
является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка
необходимо использовать различные игры и игровые упражнения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности
лексического развития детей 3-4 лет
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
дошкольного возраста
Ранний возраст ребенка принято
разделять на два возрастных периода: младенчество и младший дошкольный возраст
от 1 до 4 лет.
Важным моментом является то, что
период младшего дошкольного возраста считается одним из важных и ответственных
для психического развития детей. Такое положение объясняется тем, что в это
время у ребенка зарождается речь, процесс игры, первое общение со сверстниками,
появляются некоторые представления о себе и окружающих, о мире вокруг в целом [10].
Тем самым, младшего дошкольного
возраст можно назвать наиболее важным для определения фундаментальных
человеческих способностей, куда принято относить познавательную активность,
любознательность, уверенность в самом себе и доверие к окружающим, а так же
другие психологические процессы – воображение, мышление, творческая позиция и
т.п. Здесь важно так же то, что указанные способности не появляться
самостоятельно, а возникают в зависимости от участия взрослых в этом процессе и
правильной организации соответствующей формы деятельности ребенка [26].
Развитие ребенка
отслеживается в трех разных областях – физической, когнитивной и
психосоциальной. В физической области изменяются такие физические
характеристики, как размеры и форма тела, органов, структуры мозга, физического
здоровья и сенсомоторные навыки. Когнитивная область отвечает за изменения всех
умственных способностей и психических процессов. Сюда же относятся такие
процессы познания как восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Что
же касается психосоциальной области, то она включает в себя свойства личности и
социальные навыки, межличностные отношения [9].
Психологическая
литература говорит нам о том, что органы чувств новорожденного ребенка начинают
функционировать с момента рождения. Месячный ребенок способен выполнять
следящие движения глазами, а к концу второго месяца жизни у него формируется
зрительное сосредоточение.
Когда ребенок начинает
самостоятельно сидеть, то окружающий мир он начинает воспринимать по-новому,
что в свою очередь, приводит к расширению сферы обозрения, тем самым увеличивая
процесс активизации познавательной деятельности детей раннего возраста,
побуждая их осваивать окружающую действительность еще больше [14].
Среди психологических
процессов ребенка выделяется его восприятие. Начиная с первого года жизни, у
ребенка появляется обусловленный интерес к предмету с целью практического
взаимодействия с ним. Тем самым ребенок получает удовольствие от того или иного
действия с предметом, от тех изменений, которые возникают по мере его
взаимодействия. Это приводит к развитию активности детей, появлению более
устойчивого интереса к предметам из окружающей действительности и определения
их свойств, а также способов взаимодействия с ними.
Здесь мы имеем в виду,
что процесс действенной манипуляции с предметами позволяет появляться первым
познавательным реакциям детей. А с ростом интереса ребенка к вещам и предметам,
которые его окружают, увеличивается его интерес, что в свою очередь, приводит к
развитию его движений и совершенствованию процесса восприятия. Все это говорит
о том, что с помощью предметных действий ребенок может постигать свойства и
качества предметов, устанавливая тем самым определенные элементарные связи
между ними [7].
При помощи предметных
действий на первом году жизни дети накапливают собственный практический опыт, а
к концу первого года, основываясь на зрительное восприятие, начинают появляться
первые слова детей, относящиеся к предметам.
Одним из исследователей
восприятия детей младшего
дошкольного возраста, Д.Б. Элькониным, выделено несколько характерных особенностей
сенсорного развития в этот возрастной период:
1. Сенсорное развитие
складывается из акта рассматривания предметов.
2. С формированием навыка
хватания руки ребенка проходят процесс развития как орган осязания и движения.
3. Установление
зрительно-двигательной координации, которая приводит к манипуляции с предметами
при зрительном управлении движениями руки.