Педагогика/психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие самостоятельности у младших школьников в образовательном процессе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Понятие самостоятельности. 5

Глава 2.
Возрастные особенности личности. 11

Глава 3. Развитие
самостоятельности в образовательном процессе. 17

Заключение. 25

Список источников. 27

  

Введение:

 

Актуальность работы. Согласно требованиям ФГОС НОО:
«Личностные результаты освоения основной образовательной программы НОО должны отражать:
развитие самостоятельности и личной ответственности за поступки; умение
самостоятельно выбирать интересную литературу».

Самостоятельность
– одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой
определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.
Самостоятельность предполагает ответственное отношение человека к своему
поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в
незнакомой обстановке, но и в любых условиях, требующих принятия нестандартных
решений.

Самостоятельность
как стремление и умение ребенка решать задачи независимо от взрослого,
мобилизуя имеющиеся знания и опыт, используя поисковые действия, является
важным фактором социально-личностного созревания.

Самостоятельность
не является врожденной чертой характера личности, она формируется по мере
взросления ребенка. Взрослый может способствовать формированию
самостоятельности, а может ее задерживать.

К
воспитанию и обучению детей в системе образования предъявляются всё новые и
новые требования, что обусловливается изменениями социальных, экономических,
политических и культурных факторов развития страны. И одно из главных
требований — достижение соответствия уровня получаемых общих и профессиональных
компетенций современным условиям профессиональной деятельности, обусловливающих
обладание личностными качествами, обеспечивающими стремление к непрерывному
самообразованию и саморазвитию, построению профессиональной карьеры. Степень разработанности темы исследования. Изучением данной проблемы занимались Е.М. Бохорский, М.А.
Данилов, Г.А. Цукерман и другие.

Объект исследования – развитие самостоятельности у младших школьников.

Предмет исследования  – процесс развития самостоятельности.

Цель исследования – теоретически обосновать
эффективность развития самостоятельности у младших школьников в образовательном
процессе.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. рассмотреть понятие
самостоятельности;

2. изучить возрастные особенности
личности;

3. проанализировать способы развития
самостоятельности в образовательном процессе.

Методы исследования. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования.

Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, три главы, заключение и список источников.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, изучение литературы позволило определить самостоятельность как одно из
ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель,
настойчиво добиваться ее выполнения своими силами, ответственно относиться к
своей деятельности, действовать при этом осознанно и активно не только в
знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных
решений.

Самостоятельность
– это качество личности, которое характеризуется совокупностью знаний, умений,
навыков; содержательно-операциональных и личностных компонентов, отношением
личности к процессу, результатам и условиям осуществления деятельности.

Это
важнейшая характеристика личности, которая не может развиваться отдельно от других
личностных свойств: произвольности, воли, целеустремленности.

Самостоятельность
выполняет несколько функций: интегрирующую, управления, саморегуляции
деятельности и поведения, самореализации личности, мотивирования, саморазвития,
автономности, самоактуализации, развития отдельных свойств личности и др.

В
современной педагогической науке показано, что формирование самостоятельности
в  требует новых подходов в организации
образовательного процесса.

Одним
из вариантов обеспечивающих развития самостоятельности детей в образовательном
процессе является педагогическая поддержка как органичная часть гуманистической
теории и практики воспитания.

Педагогическая
поддержка как теоретическая основа и педагогическая технология реализации
образовательного процесса предусматривает не авторитарное воздействие, где
главным выступает взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок
‒ партнеры по деятельности и общению.

Для
воспитания самостоятельности используются различные сочетания методов, приемов
и средств, которые оказывают комплексное воздействие на ребенка.

Главными
направлениями педагогической поддержки развития личностных качеств младших
школьников, в том числе, самостоятельности, являются трудовая, игровая,
продуктивная деятельность.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие самостоятельности Самостоятельность как одно из свойств личности
зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы
оперируем критериями `зрелой` самостоятельности, а у него она выражена неявно,
часто маскируется под другие качества или обнаруживается только частично.

В исследованиях Гуськовой Т., Ермак Н. говорится о
том, что самостоятельность — это качество, преломляемое поведение на разных
этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем
годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с
ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло.

Такие известные психологи как Леонтьев А.С., Божович
Л.И., Рубинштейн С.А. объясняют это тем, что на пороге дошкольного возраста
ребенок переживает "кризис трех лет". Отделение себя от других людей,
сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя
источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка с взрослым.
Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли —
важный момент в развитии самопостижении.

Е. А. Стародумова о развитии учебной
самостоятельности у детей младшего школьного возраста:

«Учебная самостоятельность школьника
— это личностное качество ученика, характеризующееся познавательной
инициативностью, предвидением содержания учебной деятельности, умением
самостоятельно осуществлять учебные действия, проводить их контроль и оценку»[1].

Стремление к самостоятельности возникает и развивается
от уровня овладения ребенком навыками и умением в области физического
воспитания, т.е. обучения умениям является решающим при формировании
самостоятельности. [1] Стародумова Е.А. — 2020г. «» https://moluch.ru/archive/342/76988/
(дата обращения: 15.01.2022)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы