Курсовая теория на тему Развитие самосознания в подростковом возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Научно-теоретические подходы к самосознанию личности 5
1.1. Самосознание в научной теории психологии 5
1.2. Структура самосознания личности 17
ГЛАВА 2 Специфика самосознания личности в подростковом возрасте 20
2.1. Подростковый кризис и особенности его переживания 20
2.2. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Введение:
Изучение самосознания подростков представляется важным, поскольку развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и полностью зависит от окружающей среды.
В подростковом возрасте это группа сверстников, школьный класс. В группе сверстников подростки формируют навыки, необходимые для перехода во взрослую жизнь. Принадлежность к группе, с одной стороны, удовлетворяет потребности подростков в общении и принятии, способствует самораскрытию, самовыражению и формированию образа себя. Будучи субъектом не только общения, но и образовательной деятельности, подросток характеризуется тенденцией отстаивать свою позицию субъективной исключительности, индивидуальности, стремления, чем выделяться.
Ряд авторов (Ю.К. Александров, И.П. Башкатов, В.Ф. Пирожков) рассматривают самосознание подростков только в контексте их сближения с определенной культурой или полом.
Целостность самосознания, его мощное регулирующее влияние на поведение индивида обеспечивается сложной системой взаимосвязанных представлений о себе, отражающих результаты понимания различных видов человеческой деятельности. Разграничение и дезинтеграция различных компонентов в структуре самосознания создает серьезные трудности для становления и развития, самореализации в профессии, снижает качество жизни, психологический комфорт личности.
В научном плане актуализация изучения областей самосознания обосновывается тем, что эта проблема отвечает на вопросы общей теории развития личности, непосредственно приводит к объяснению и предсказанию конкретных законов жизни. Личность человека, взаимодействуя с внешним миром, осознает себя как объект и субъект характеристик в процессах общения, деятельности, поведенческих актов, поэтому вопросы целостного развития человека связаны с системным рассмотрением феномена самосознание, построение концепции, методология исследования и технологии развития.
Как научная проблема самосознания, в ней сосредоточены основные противоречия, наиболее острые вопросы психологической науки, начиная от вечных вопросов о природе, структуре и содержании самосознания и заканчивая проблемами общего методологического порядка.
В общем методологическом аспекте самосознание представляет собой уникальный феномен, изучение которого закладывает основы нового направления в психологии личности. Исследования в этой области раскрывают детерминанты, определяющие психическую жизнь и поведение человека, законы, определяющие формирование мировоззрения и самоопределения на протяжении всей жизни, специфическую структуру и динамику самосознания подростков.
Объектом исследования является структура самосознания личности в подростковом возрасте.
Предметом — структура и содержание самосознания личности.
Цель работы – определить место самосознания личности в подростковом возрасте.
Задачи работы:
1. изучить основные теоретические полходы к изучению самосознания личности,
2. определить особенности структуры самосознания личности у подростков.
Методы работы: теоретический анализ научных подходов к вопросам самосознания личности, половой идентичности, аналитический и описательный методы.
Результаты данной работы могут быть использованы при дальнейшем изучении структуры самосознания личности подростков.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Выявлено, что самосознание в психологии — это процесс самосознания и оценки личности как субъекта различных видов деятельности и как личности, обладающей набором собственных интересов, ценностных ориентаций, мотивов, идеалов.
Психологи утверждают, что не только человек отличается по самосознанию, но и от общества, класса, нации или любой другой социальной группы, но только в том случае, если эти элементы достигают понимания и понимания системы взаимоотношений, общих интересов и общих действий. Самосознание в психологии — это когда человек отделяет себя от всей внешней среды и определяет свое место в бурной природной и общественной жизни.
Самосознание — это вершина человеческого развития. Низкий уровень самосознания способствует формированию неадаптивных форм поведения. Наряду с этим высокий уровень самосознания завершает процесс становления гармоничной личности, тем самым предотвращая возникновение неоправданных психогенных реакций и патологического характерологического развития.
Осведомленность учителей и родителей по вопросам формирования самосознания должна быть полной и всесторонней, поскольку только соответствующие знания по этому вопросу позволят нам выработать единственно правильную тактику общения с ребенком и наметить конкретные меры воспитательного влияния в отношении ему.
Этот эффект должен осуществляться на протяжении всего периода развития ребенка (от младенчества до конца подросткового периода) и должен быть направлен как на эмоциональные, так и на когнитивные компоненты самосознания.
Основой для развития самосознания является эмпатия, формированию которой необходимо уделять особое внимание во все возрастные периоды.
Формирование функции самосознания возможно только в процессе общения, когда ребенок (подросток) дает оценку другим и передает полученные знания о личностных характеристиках людей себе.
Уровень самосознания и умственной зрелости определяется адекватностью самооценки, а именно: чем точнее самооценка, тем требования индивида более адекватны его возможностям, тем меньше места для возникновения психологические конфликты и, следовательно, оптимальная социально-психологическая адаптация.
Несмотря на ограниченные возможности подростков для самопознания, они демонстрируют высокую восприимчивость к коррекции негативных устремлений, поведения и социально неодобрительных качеств. Это актуализирует необходимость помочь им овладеть методами самопознания, создав условия, способствующие объективизации личного опыта, в котором они могли бы смотреть на себя глазами других.
При изучении психологических характеристик личности во время подросткового кризиса выяснилось, что именно в подростковом возрасте активно формировалось самосознание, развивалась собственная и независимая система стандартов самооценки и самоотношения, а также способность проникать в собственный мир развивалась все больше и больше.
Исследователи единодушны в описании особенностей самооценки подростков, отмечая его ситуативность, нестабильность, подверженность внешним воздействиям у молодых подростков и большую стабильность, универсальность охвата различных сфер жизни у старших подростков.
Основные тенденции развития самосознания в подростковом возрасте у психологов включают постепенное повышение степени его адекватности, дифференциации, усиление интеграции его содержания и специфических характеристик; переход от самооценки, которая представляет собой самооценочную оценку взрослых, к самооценке, основанной на ее собственных критериях и нормах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Научно-теоретические подходы к самосознанию личности
1.1. Самосознание в научной теории психологии
У каждого человека есть сознание, то есть биологически обусловленная способность осознавать окружающий его мир и себя (иначе, осознавать себя). Признание человеком себя как конкретного физического лица, обладающего формой и рядом других характеристик и рассматриваемого как объект самооценки и суждения других, не прекращается на протяжении всей жизни человека. Развитие самосознания основано на физических ощущениях и впечатлениях, которые организм начинает испытывать даже на ранних стадиях своего онтогенеза.
В психологии самоидентификация человека рассматривается как набор представлений человека о себе, который выражается через Я-концепцию, а также как оценка человеком этих идей, то есть самооценки.
В рамках психологического анализа самосознание можно рассматривать как сложный психический процесс, суть которого заключается в восприятии человеком множества образов самого себя в разных ситуациях повседневной жизни и видов деятельности, форм поведения во всех способы взаимодействия с окружающими его людьми и объединения этих образов в единое целостное образование — это понятие «я», моя собственная индивидуальность[15].
По словам С.Л. Рубинштейна, «объектом самосознания является не реальность, а его личность как субъект деятельности». Самосознание человека (и детей в частности) анализируется С. Л. Рубинштейном. Исследователь отмечает, что формирование человеческого самосознания является своеобразным этапом развития сознания, этот этап подготовлен развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассмотреть несколько последовательно чередующихся моментов формирования самосознания в онтогенезе человека: овладение собственным телом; возникновение произвольных движений; самостоятельное движение и самообслуживание; постижение «я» в прошлом, настоящем и будущем; принятие формализованного самосознания [25].
С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что психологическое изучение личности не может быть проведено без полного раскрытия проблемы самосознания личности. Самосознание или личность как «Я» (в терминах С.Л. Рубинштейна) «как субъект, он сознательно присваивает все, что делает человек, принимает все поступки и поступки, которые от него исходят, и сознательно принимает на себя ответственность за него как их автор и создатель. В этом автор следует за В. Джеймсом, который впервые выделил присвоение как основной механизм формирования «Я» и ввел его иерархическую структуру (физическое, социальное, духовное «Я»). С.Л. Рубинштейн, говоря об отношениях между самосознанием и сознанием, указал, что самосознание возникает в процессе развития сознания личности, в ходе которого оно превращается в самостоятельный субъект, а не в то, что сознание рождается из самосознания. С.Л. Рубинштейн определили три компонента, из которых состоит «Я» человека, это:
а) тело, которое со временем овладевает человеком, после чего его органы превращаются в первые инструменты воздействия на внешний мир;
б) «внешность» человека, отражающая образ жизни и стиль его жизни;
в) «ментальная сфера», которая включает в себя характеристики характера и темперамента человека, другими словами, черты личности, которые определяют его поведение, придают ему оригинальность.
Взгляд Я. Карбовски на «образ Я» был близок взгляду С.Л. Рубинштейна. Но он выделяет «образ Самости», который он рассматривает как образ личности индивидуума, который претерпевает изменения в течение всей жизни. Автор отмечает, что у человека есть не одно «Я-образ», а несколько. Все эти «Я-образы» различаются по ролям и характеру, которые представлены в самосознании человека и его окружения [25]:
1. когнитивная сторона, возникающая в результате процесса познания; оно включает в себя знание человеком своих способностей, навыков, внешнего вида и социальной значимости.
2. эмоциональные, включая самокритику (ее наличие или отсутствие), чувство собственного достоинства, самоуничижение, любовь к себе и т.д.
3. «волевой принцип», проявляющийся в стремлении завоевать симпатию, уважение, улучшить свой статус.
И. Кон представил многоуровневую концепцию «образа Я», используя концепцию инсталляции:
— нижний уровень «образа Я» включает в себя бессознательные переживания, которые представлены в форме самоотношения;
— средний уровень, состоящий из осознанных качеств и самооценки определенных качеств, составляющих целостный образ;
— верхний уровень, который включает в себя самооценку, вписывается в систему ценностных ориентаций, которые связаны с осознанием средств и целей жизни, необходимых человеку для достижения цели [18].
В.В. Столин исследовал содержание «образа Самости» и самостоятельности. В содержании «образа Я» они различают два генератора: 1) знание характеристик, которые объединяют его с другими — связующую образующую (система самоидентификации); 2) знание, которое отличает его от других, является дифференцирующей образующей. Эти генераторы, по словам В.В. Столина, укажите на механизмы формирования «образа Я» [28].
Таким образом, представленные выше исследования российских психологов, на наш взгляд, объединяют несколько важных моментов:
1) «образ Я» рассматривается в рамках изучения самосознания;
2) авторы предлагают структуру уровня «образа Я»;
3) включают самооценку в структуру «образа Я».
Большой интерес представляет подход к самооценке Л.И. Божович и ее сотрудников. В рамках концепции общения рассматриваются факторы формирования самооценки, основными из которых являются ведущие виды деятельности, характерные для каждой возрастной стадии психического развития ребенка и формы его общения с окружающими людьми.