Теория международных отношений Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Развитие российской школы изучения международных отношений в 1990-2010е гг.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР.. 5

1.1. Центры
изучения международных отношений, их специфика, ведущие ученые. 5

1.2 Проблемы, связанные с характерными для этапа
становления научной дисциплины трудностями идейного характера. 8

1.3. Распространенные теории международных отношений.. 12

ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, СКАЗЫВАЮЩИЕСЯ НА РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ.. 24

2.1. Тенденции вестернизации и этноцентризма в России.. 24

. 24

2.2. Необходимость и возможность развития РТМО.. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31

Список использованных источников и литературы.. 33

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Развитие теории
международных отношений имеет фундаментальное значение для понимания процессов,
происходящих в мире, выявления их закономерностей и  особенностей. В то время современная теория международных отношений
стала формироваться на Западе в середине XX века, в
Советском Союзе эта наука не получала своего развития в силу доминирования
концепции марксизма-ленинизма и его понимания внешней политики и мировых
процессов.

С
началом перестройки и распадом СССР вопрос изучения теории международных
отношений вне рамок марксистско-ленинской идеологии резко актуализировался и
перед исследователями встала задача в кратчайшие сроки освоить имеющийся опыт и
затем приступить к собственным наработкам.

Для
российской науки о международных отношениях этот процесс имел особое значение
еще и потому, что параллельно шло развитие политологии, без которой
представляется крайне сложным освоить теорию международных отношений.

Между тем, теория международных отношений
предлагает различные подходы к пониманию международных процессов, и влияние
теоретиков-международников распространяется не только на академические круги,
но и на политикоформирующие. В условиях продолжающейся трансформации
международной системы и актуализации поиска места в нем России идеи теории
международных отношений могут позволить лучше понять происходящее и выработать
подходящие пути достижения целей.

Цель работы
заключается в анализе развития российской школы изучения международных
отношений в 1990-2010е гг.

Задачи
исследования:

— рассмотреть деятельность
российских центров изучения международных отношений, их специфику, работу
ведущих ученых;

— обозначить проблемы, связанные срхарактерными для этапа
становления научной дисциплины трудностями идейного характера;

— определить распространенные
теории международных отношений в России;

— рассмотреть тенденции
вестернизации и этноцентризма в России;

— выявить необходимость и
возможность развития РТМО.

Объект исследования – теория международных отношений.

Предмет исследования – развитие теории международных отношений в России в
1990-е – 2010-е годы.

Хронологические рамки
исследования охватывают
период с 1990-х по 2010–е годы.

Методологическая основа и
методы исследования. При
решении поставленных в работе задач используются общенаучные методы. К ним
относятся: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция.
Исследование основано на системных принципах, принципе историзма, сравнительном
и других общенаучных методах.

Практическая значимость
работы. Материалы исследования и
выводы могут быть использованы в выступлениях на студенческих или иных
научно-практических конференциях, при подготовке научных публикаций. Также, материалы
работы могут быть использованы при дальнейшей работе над данной темой.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В Российской Федерации существует целая сеть
учебных заведений, институтов Академии наук и специализированных аналитических
центров, в которых изучаются современные международные отношения.

Среди них можно выделить МГИМО (У), МГУ им.
М.В. Ломоносова, ИМЭМО РАН, Институт США и Канады РАН, Независимый институт
социальной политики, Институт Ближнего Востока, Российский совет по
международным делам, Совет по внешней и оборонной политике и др..

советское наследие стало
самым тяжелым бременем для вновь формирующейся российской теории международных
отношений. На первом этапе важнейшим условием стало освобождение от советского
идеологического наследия, догматического толкования идей марксизма-ленинизма.

В этой связи ключевым
пунктом стало освоение достижений западной теории международных отношений, их
основных идей, доведение до изучающих теорию международных отношений
объективной, не идеологизированной картины развития научных идей с тем, чтобы в
дальнейшем попытаться выработать собственные концепции, позволяющие лучше
понять и интерпретировать происходящие на мировой арене события.

В отличие от
теоретических концепций, прикладные исследования получили большее развитие в
силу заинтересованности лиц, принимающих решения, в научных прогнозах и
рекомендациях.

Основными теориями международных отношений
являются политический реализм и теории, дополняющие и развивающие его основные
принципы, с одной стороны, и политический либерализм, с множеством теорий, в
него входящих, от теории демократического мира до конструктивизма. Одним из
наиболее популярных  исследований в сфере
безопасности является концепция конструктивизма, прежде всего теория
региональных комплексов безопасности Б. Бузана и О. Вевера.

В развитии российской теории международных
отношений можно проследить две тенденции, которые условно можно обозначить как
вестернизацию и этноцентризм.

Вестернизация подразумевает заимствование
западных идей теории международных отношений. Однако насколько в них остается
места для развития отечественных концепций, этот вопрос остается открытым.

Этноцентризм выражает другую крайность,
указывая на особый путь России и русского народа. В концептуальном осмыслении
это выражается в идеях неоевразийства.

Неоевразийство выступает
в качестве единственной оригинальной российской концепции, относящейся к
современному периоду. Даже при том, что она основана еще на дореволюционных
идеях.

Тем не менее, концепция
евразийства, независимо от того, разделяем мы ее взгляды или нет, служит
примером возможности и даже необходимости развития российской теории
международных отношений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР 1.1.   Центры изучения
международных отношений, их специфика, ведущие ученые В настоящее время
Российская Федерация занимает место среди десяти лучших стран по количеству
аналитических центров. Согласно ежегодной классификации, составляемой
Университетом Пенсильвании, Россия занимает седьмое место в мире. По количеству
аналитических центров – 215 – она близка к Франции с 203 центрами и Германии, с
218 центрами[1].

В то же время, тройка
лидеров по числу аналитических центров мира далеко впереди от всех остальных
государств.: Соединенные Штаты располагают 1871 центром, Индия – 509 центрами,
Китай – 507 центрами.

Вместе с тем, Российская
Федерация имеет наибольшее число аналитических центров среди стран
постсоветского пространства и среди государств Центральной и Восточной Европы.
Следующая после России Польша имеет 60 аналитических центров.

Анализируя географическое
расположение аналитических центров России, следует отметить, что они в
большинстве расположены в ее западной части. Более того, если ранее, в 1990-е
годы, значительное количество сильных аналитических структур располагалось в регионах,
то после реформ В.В. Путина в начале XXI  века они стали все более концентрироваться в
столичном регионе.

Среди аналитических
центров России выделяется Московский центр Карнеги, который входит в число
двадцати лучших аналитических центров мира, расположенных за пределами
Соединенных Штатов Америки. [1] James G.
McGann. 2019 Global Go To Think Tank Index Report. //  University of Pennsylvania, USA, 2020. [Электронный ресурс]URL: https://repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1018&context=think_tanks (дата обращения: 16.10.2020)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы