Древние языки и культуры Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Развитие Рима от эпохи первых царей и Ранней республики до Империи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1.
ДРЕВНИЙ РИМ… 5

1.1 Легенда об основании
Рима. 5

1.2 Царский
Рим.. 6

1.3 Изгнание
Царей и установление Римской Республики. 8

ГЛАВА
2.РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА.. 10

2.1. Ранняя
Римская Республика. 10

2.2. Завоевание
Италии. 12

2.3
Пунические войны и Завоевания на западе. 13

2.4. Поздняя
Римская Республика и Гальские войны.. 15

2.5.Убийство
Цезаря и падение Республики. 17

ГЛАВА 3.
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.. 20

3.1  Ранняя империя, принципат. 20

3.2. Кризис
Римской империи в III
в. н.э. 21

3.3. Поздняя
Римская империя, доминат. 22

3.4. Падение Западной Римской
империи. 25

3.5. Наследие Римской Империи. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 30

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Возникновение и развитие древнего Рима
как государства является частью истории древних обществ. Мы исследуем
происхождение, развитие и гибель крупнейшего и самого известного
рабовладельческого государства в древнем средиземноморском мире, таким образом,
приобщаясь к мировой истории.

История Рима,
охватывающая несколько эпох, показывает процесс происхождения, развития и
упадка рабовладельческого общества и рабовладельческого государства в наиболее
развитых классических формах.

Рим не сразу приобрел
всемирно-историческое значение. Его первоначальная история восходит к тому
времени, когда многие рабовладельческие государства, особенно на Ближнем
Востоке, существовали более тысячелетия. В Греции возникали города-государства,
когда фермеры и пастухи, живущие в низовьях Тибра, объединились в примитивные
общины и основали небольшое поселение.

И хотя Рим возник намного
позже, чем восточные деспотии и греческие города-государства, он использовал их
государственный опыт, достижения науки, культуры и техники для своего
совершенствования, поднимаясь на новый, более высокий уровень в развитии
человечества.

В
отличие от греческих полисов, римское государство постепенно превратилось из
примитивного, закрытого сообщества в мощную мировую державу, даже по
современным меркам, под властью которой находились многочисленные народы
Европы, Азии и Африки. Рим создал совершенную структуру государственного
механизма, который стал своего рода моделью для последующих поколений и
государств, возникших на руинах римского государства. Многие его элементы,
термины и названия используются и сегодня.

После
завоевания многих наций и племен Рим управлял ими с помощью тщательно продуманной
политики, основанной на принципе «разделяй и властвуй» – принципа поздних
многоэтнических и многонациональных империй.

Хронологические рамки нашего
исследования охватывают царский период древнего Рима (до VI в. до н.э.), Римскую
Республику (VI в. до н. э. — 27 г. до н.э.) и период Римской империи (с 27 г.
до н.э. до 476 г. н.э.).

Именно специфика процесса
эволюции древнеримской государственности и определяет актуальность избранной
темы.

Целью
нашей работы является систематизация и обобщение имеющейся информации об
условиях возникновения державы и развитии государственности Древнего Рима с
момента его зарождения и до исчезновения как государства.

Для
достижения основной цели, поставленной при написании работы, нам необходимо
решить следующие задачи;


рассмотреть предпосылки и условия возникновения государства в Древнем Риме;


проанализировать причины и правовые последствия политической борьбы патрициев и
плебеев в Риме;


исследовать особенности развития и падения Римской империи.

Методологическая основа.
В работе мы использовали сравнительно-исторический метод, методы анализа и
обобщения, которые позволили в полной мере исследовать поставленные проблемы.

Теоретическая основа.
Основу данной работы составили теоретические исследования истории Древнего Рима
отечественных и зарубежных авторов: В.И. Кузищина, А.В. Коптева, М.М. Казакова,
М.В. Алферовой, Н.А. Машкина, А.Л. Смышляева, Т. Моммзена, Ф. Коуэла и др.

Работа
включает введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список
использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Древний Рим стал
последним этапом в истории всего древнего мира, и поэтому эволюция его общества
и его государства четко продемонстрировала как особенности римской
государственности и культуры, так и общие черты многих древних обществ.

Социально разделенное
общество и государственность развивались на итальянской земле позже, чем в
странах Востока и в греческом мире. Самые ранние ростки цивилизации в Италии
появились во второй половине VIII в. до н.э. в этрусских городах и первых греческих
колониях, при этом родовые отношения между итальянскими племенами еще
существовали.

В VI в. до н.э. первичная
государственность формируется в Риме, который представляется наиболее развитым
центром итальянских племен. С самого начала формирование римской
государственности и социальной структуры происходило в условиях сильного
влияния на Рим культуры этрусских городов и колоний в Древней Греции, которые
определяли сложные многоэтнические и культурные основы зарождающейся римской
цивилизации. К середине III в. до н. э. произошло определенное сглаживание
неоднородности различных регионов Апеннинского полуострова, преодоление
полицентричности культурного процесса и определенного социально-политического
союза, который усилился во время постепенного завоевания Римом Италии и
создания римско-итальянского союза как нового типа политического союза.

В то же время
преобразование союза полисов и общин в новое политическое и
социально-экономическое целое в рамках Итальянского государственного союза
стало совершенно новым социально-политическим образованием, нежели традиционное
гражданское общество. Консолидация и романизация Италии увеличилась в связи с
тем, что с середины III
в. до н.э. Рим начал завоевывать неитальянские территории. После Пунических
войн III в. до н.э. были сформированы первые неитальянские провинциальные
административные единицы. В I
веке до н. э. подобные провинции охватывали уже все Средиземноморье. Создание
провинциальной системы с особым статусом управления завоеванными и
оккупированными территориями обозначило Италию в ее политическом и правовом
положении как страну, в которой проживали римские граждане или их союзники,
часто принадлежащие к одной этнической группе. Ограбление провинций и приток
рабской силы и богатства в Италию способствовали созданию и внедрению
классического рабства, нового типа товарной экономики. Установление
экономических связей между различными регионами привело к объединению отдельных
полисно-муниципальных образований вокруг Рима и созданию новых мегаполисных
институтов и связей.

Создание новых структур
Рима как мегаполиса, гибель или превращение общественных институтов в институты
нового типа происходили в жестокой социально-политической борьбе, в затяжных и
кровопролитных гражданских войнах, в огне которых сгорел республиканский строй.

В I-II вв.
рабовладельческая античная формация достигла своего наивысшего предела,
рабовладельческие отношения раскрылись с максимальной полнотой, а
противоположность рабства и его антипод – свобода – достигла наибольшей глубины
и определенности[1].

В рамках
средиземноморской цивилизации I — II вв. начала развиваться новая религиозная
система, которая превратилась в мировую религию христианства.

До III в. н э. древняя
цивилизация, основанная на максимальном развитии рабских отношений и обогащении
сокровищ мировой цивилизации выдающимися достижениями, исчерпала свой
внутренний потенциал и вступила в фазу распада.

К концу III в. н.э.
империя и ее правящий класс сумели преодолеть общий кризис и нейтрализовать
разрушительные тенденции. Однако социально-экономическая и политическая
стабилизация поздней империи была достигнута за счет глубокой трансформации
предыдущих отношений, основанных на рабстве, античной форме собственности,
античном городе и античной  системе
ценностей.

Ослабление имперской
государственности привело к разделению империи, к выделению ее восточной
половины в особое государство – Восточную империю – Византию, в которой
происходило формирование новых феодальных отношений в рамках огромного по
территории государства, которое сохранило связь со старыми традициями.
Наоборот, в Западной Римской империи постоянно ухудшается имперская
государственность, происходит отчуждение общества от государства и
укрепляется  независимость мощной
церковной организации. Западная империя больше не могла противостоять
внутреннему распаду и давлению варваров на границах. Варварские дивизии готов,
вандалов, свевов, саксов и франков прорывают римские границы и образуют свои
королевства на территории Западной Римской империи.

Западная империя
разделилась на несколько варварских королевств, в которых через сложный синтез
устаревших античных порядков и институтов варварских обществ, начинается формирование
принципиально новых отношений, которые впоследствии переросли в европейский
феодализм. [1]
Моммзен Т.
История Рима. Том 2– СПб.; «НАУКА», «ЮВЕНТА», 1997.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ДРЕВНИЙ РИМ

1.1 Легенда
об основании Рима

При
развитии древнего Рима как государства следует различать определенные периоды.
В VIII-III вв. до н.э. раннее римское рабовладельческое общество только
формируется. Но уже в III-II вв. до н.э. на Тибре происходит быстрое развитие
небольшой общины в сильнейшую итальянскую, а затем средиземноморскую державу. В
III в. н.э. в Риме начался экономический, социальный и политический кризис
государства, который в IV-V вв. н.э. сменился периодом устойчивого спада.

Происхождение
Рима, при наличии множества литературных и исторических предположений все же
остается и сегодня легендарным и противоречивым. Даже у античных автором мы
находим констатацию этого факта. Так, Диосиний Галикарнасский писал:
«Существует много различий во мнениях как о времени основания города Рима, так
и в отношении личности его основателя»[1]. В основе истории
возникновения древнеримского государства преимущественно мифы, легенды и
предания, что, бесспорно, представляет определенную сложность и субъективность
изложения исторического материала.

Образовавшись как
город-государство, Рим за почти тысячелетие своего существования стал
огромнейшей мировой державой, которая распространила свое господство на страны Западной
Европы, огромнейшую территорию Средиземноморья и Балканского полуострова.

Историческая традиция время
создания города Рима, относит к 753 г. до н. э. Этот период характеризуется интенсивными
процессами разложения первобытнообщинного строя племен, что проживали в
бассейне реки Тибр. Само название города происходит от имен мифических братьев-близнецов
Ромула и Рема. Братья-близнецы были детьми бога войны Марса. Царь Алаба Лонга
хотел утопить их, но волчица нашла и вырастила братьев. Когда братья выросли,
они победили короля Альбу Лонгу и в 753 году до н.э. основали свой город. Но во
время спора Ромул убивает Рема и становится единоличным царем. Город Рим был
назван в честь в его честь.

В другом источнике
находим такое описание возникновения и начало существования Вечного города. «На
Апеннинском полуострове, в области Лацио, среди латинских и сабинских общин, в
753 г. до н. э. был образован город Рим. На левом берегу Тибра возникло
небольшое поселение. Оно располагалось на семи холмах. Два главных холма
называются Палатин и Капитолий. На Палатине располагались дворцы знатных и
богатых людей, а на Капитолии ‒ храмы богов. Между холмами было большое болото,
которое первые поселенцы осушили и на этом месте устроили базарную площадь ‒
форум. Так образовался Рим…

Римское население жило
большим семьями, которые назывались фамилиями. Во главе каждого рода стоял
вождь ‒ патер (отец). Потомки первых поселенцев, то есть основателей Рима,
называли себя патрициями. Впоследствии в городе постепенно увеличивалось
количество приезжих людей, которые становились земледельцами или
ремесленниками. Они назывались плебеями. Также в Риме был такой класс, как
всадники ‒ слои римских граждан, которые имели лошадь и служили в кавалерии.
Позже они образовали финансовую аристократию. Совсем бесправными в городе были
рабы, которые были собственностью хозяев и гражданами не считались. Их могли
продавать или подарить»[2].

Ромул считается первым
царем Рима. После Ромула городом правили цари сабинского, латинского и
этрусского происхождения. Таким образом, объединение трех племен (латинян,
сабинян и этрусков) привело к образованию Рима, единого племенного сообщества[3].

1.2 Царский Рим

Все члены общины имели
одинаковые права и обязанности, как граждане общины, солдаты и землевладельцы. Единство
граждан римского полиса укреплялось коллективной земельной собственностью и
обязательной военной службой. Помимо принадлежности к определенному роду, объединяла
людей общая религия.

Со временем под влиянием
демографической экспансии и завоеваний племенные связи ослабли, из кланов
образовались отдельные семьи. Мужчины, вышедшие по мужской линии от основателя
рода, стали называться патрициями (от лат. рater ‒ отец).

Благоприятные
климатические условия для животноводства и земледелия, выгодное географическое
положение привлекли в Рим разного рода население соседних племен. Однако
ограниченный земельный фонд в этих условиях угрожал благосостоянию самой
общины. Естественным результатом, который позволил хотя бы временно решить
существующие проблемы, стало превращение общины в закрытую организацию, которая
не принимала в свои ряды представителей других племен или родов. Населения, что
оказалось за пределами древнеримской общины, было названо плебсом. Плебеи
оставались свободными, но имели ограничения в имущественных и личных правах.

Третий социальный слой
древнеримского общества в период перехода от родовых отношений к
рабовладельческим назывался клиентами (от лат. clientis ‒ послушный) ‒
комбинированный слой иностранцев, которые постоянно или временно проживали в
Риме, освобожденных рабов, незаконнорожденных детей, которые пользовались
личной свободой, но находились в различных формах зависимости от патрициев
(своих покровителей). Система патроната в Риме получила широкое
распространение. Важным для римской государственности был класс рабов. Но рабство
в ранние периоды развитие Рима было патриархальным[4].

В организации римской
общины привлекает внимание ее последовательность и четкость. В ее состав
входило 300 родов, объединенных в 30 курий. Последние, в свою очередь, были
включены в три племени. Каждая курия в народном собрании (kuria comitia) была
представлена только солдатами (100 пеших и 10 верховых лошадей) и имела один
голос. Таким образом, внутренняя организация римской общины была типичной для
военной демократии.

Общество возглавлял
избранный лидер-рекс (царь). Он избирался специально уполномоченным народным
собранием и после процесса инаугурации получал полную власть в государстве.
Царь командовал войсками, управлял повседневной жизнью общества и считался
посредником между богами и римским народом. Руководящим органом считался Совет
старейшин (Сенат), в который входили старейшины от каждого из 300 родов.
Верховной властью в период между созывом народных собраний был Сенат, он
разрабатывал законы, заключал мир, обсуждал оперативные вопросы жизни общины.
Должность сенатора была пожизненной. Народное собрание (куриатные комиции)
включало всех взрослых мужчин, годных к военной службе. Они выбирали высших
чиновников, обсуждали предложения Сената, принимали законы, объявляли войну.
Жрецы играли важную роль в общественно-политической и экономической жизни
страны[5].

Милитаризованный характер
римской племенной общины позволял ей некоторое время поддерживать закрытую
жизнь города-государства. Однако со временем из-за увеличения количества плебса
и постепенную дифференциацию собственности его обедневшая часть становилась все
более опасной силой для аристократической части римской общины. Ситуация
осложнялась тем, что с усилением военных завоеваний римляне были вынуждены все
чаще привлекать плебеев к военным походам. Плебеи, в свою очередь, начали
борьбу за равенство с членами римской родовой общины. Они боролись, прежде
всего, за право участвовать в распределении государственной земли и управлении
общими делами. Борьба закончилась победой плебеев, которые разрушили замкнутую
римскую племенную организацию и открыли путь к формированию единого
государства.

Историческая традиция
связывает закрепление первой значительной победы плебеев и укрепления
государственности в Древнем Риме с реформами шестого царя Сервия Туллия (VI в.
до н. э). Они заложили основу имущественных и территориальных принципов в
социальной организации Рима, и не отношение к родовой аристократии, как это
было раньше[6].

Так, после реформ все
свободное население Рима было разделено на шесть имущественных категорий. При делении
принимался во внимание размер земельного участка, находящегося в собственности
взрослого члена общины. После определения категорий, каждая категория должна
была выставить определенное количество вооруженных мужчин, из которых
сформировались центурии (лат. centum
‒ сто) ‒ военные сотни.

Центурии делились на младшие
и старшие. В первую входили граждане в возрасте от 16 до 45 лет, во вторую
(резервную) ‒ в возрасте от 45 до 60 лет. Каждые пять лет проводилась переоценка
имущественного положения римлян.

С момента своего
основания центурии стали не только военной, но и политической единицей,
поскольку был создан новый тип народного собрания ‒ центуриатные комиции (сборы
военных сотен). На момент их созыва каждая центурия имела один голос, что давало
политическое преимущество в принятии решений представителям состоятельной элиты
‒аристократии (98 голосов из 193).

Вторая часть реформ ‒
разделение свободного населения по территориальному признаку ‒ усилила процесс
ослабления и разложения кровных связей, лежащих в основе изначальной
организации общества. В Риме было создано 4 городских и 17 сельских
территориальных районов, которые сохранили старое название племен ‒ трибы. В
рамках трибы образовался еще один тип народного собрания ‒ трибутные комиции, в
которых каждая триба имела один голос[7].

1.3 Изгнание Царей и
установление Римской Республики

Результаты реформ Сервия
Туллия ускорили процесс разрушения родового строя и создание совершенно новой
социально-политической системы, которая в основе своей имела деление по наличию
собственности и территориальное деление населения; плебеям были предоставлены политические
права; образованы новые органы власти ‒ центуриатные и трибутные комиции;
введен постоянный налог на содержание войск, что переводил древнеримскую армию
на регулярную основу функционирования. Эти реформы ознаменовали переход римской
государственности от племенной монархической организации к республиканско-аристократической
форме правления.

Падение царского правления и создание республики в
Риме могли быть также вызваны вовлечением плебеев в гражданскую общину и борьбой
против этрусского господства. Историческая традиция датирует это событие с
концом VI
в. до н.э. (509г.) и соединяет его с изгнанием седьмого римского царя Тарквиния
Гордого.

Многочисленные легенды, основанные на рассказах о
подвигах римлян в борьбе против этрусков, которые якобы пришли на помощь
Тарквинию, могут в некоторой степени быть отражением последних этапов борьбы
римлян против этрусского владычества, а также распад некогда могущественной
Этрусская федерации.[8]

Как мы уже отмечали, в
давние времена Римом правили цари. Сегодня народные предания сохранили имена
только семи из них ‒ Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Луций
Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Около 600 г. до н. э. е.
этруски победили латинян и посадили в Риме своих царей. Деспотическое правление
последнего, седьмого, римского императора Тарквиния Гордого вызвало большую
ненависть у древнеримского народа, поэтому о продолжении индивидуального
монархического правления не могло быть и речи. Изгнание Тарквиния Гордого и его
попытки возвращения власти силой оружия легенда относит к 509 году до н. э. После
этого в Риме начался период Республики[9]. [1]
Дионисий Галикарнасский.
Римские древности. Перевод с греческого в 3-х томах, 20 книгах — Москва, Изд.
«Рубежи XXI». 2005 [2]
Кнабе, Г. С. Древний Рим —
история и повседневность / Г.С. Кнабе. — Москва: Гостехиздат, 1986. С.7-8 [3]
Коптев А.В. Архаический Рим:
от царей к консулам // Вестник РГНФ. № 3. 1997.С.50- 51 [4]
Бейкер, Саймон  Древний Рим. Взлет и падение империи / Саймон
Бейкер. — Москва: РГГУ, 2008. С.45-49 [5] Графский В.Г. Всеобщая история
права и государства. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007..С173-176 [6]
История Древнего Рима: Учеб.
для вузов по спец. «История»/ В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др.; Под
ред. В.И. Кузищина.–4-е изд., перераб. и доп.– М.: Высш. шк., 2002.С.13-14 [7] Кнабе, Г. С.
Древний Рим — история и повседневность / Г.С. Кнабе. — Москва: Гостехиздат,
1986.С.56-57 [8] Алферова, М. В. История Древнего
Рима / М.В. Алферова. — М.: Литера, 2002. С.79-83 [9]
Там же, С.84

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы