Курсовая теория на тему Развитие речи учащихся на уроках русского языка при изучении синонимов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ 6
1.1. Лексика как раздел языкознания 6
1.2. Психолого-лингвистические основы речевой деятельности 9
1.3. Основы развития речи у детей младшего школьного возраста 13
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНОНИМОВ 16
2.1. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы по программам «Школа России» и «Школа 21 века» 16
2.2. Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности 19
2.3. Развитие речи младших школьников на уроках русского языка при изучении синонимов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 33
Введение:
Актуальность темы обусловлена обновлением содержания начального общего образования на основе коммуникативного и компетентностного подходов. Современные изменения в социально-экономическом, духовном развитии российского общества, стремление интегрироваться в мировое образовательное пространство требуют оптимизации образования в начальной школе и совершенствования формирования коммуникативной компетентности младших школьников, улучшения речевой подготовки учащихся.
Специфика обучения младших школьников обусловлена сензитивностью возраста учащихся, поэтому формирование коммуникативной компетентности будет более эффективным при использовании межпредметных связей. Именно в процессе изучения русского и английского языков школьники имеют возможность замечать много общего, находить соответствии с другими предметами, особенно с литературным чтением, поскольку язык является средством выражения мыслей об объективной действительности, ее свойствах и закономерностях. Реализация межпредметных связей способствует научной организации образовательного процесса и является стимулирующим фактором обучения русскому языку.
Проведенный анализ уровня подготовленности учащихся начальной школы к коммуникативной деятельности позволил выявить определенные недостатки. Исследование организации учебного процесса показывает, что в должной мере не реализуются возможности содержания гуманитарных дисциплин, форм организации, методов и средств обучения для целенаправленного формирования коммуникативной компетентности учащихся начальных классов, не сложился поэтапный процесс коммуникативной подготовки.
Эти вопросы недостаточно освещены в психолого-педагогической литературе. Изучение особенностей процесса формирования коммуникативной компетентности младших школьников показывает, что существуют определенные противоречия:
— между константными и обновленными требованиями государства к качеству подготовки выпускника начальной школы и реальными индивидуальными возможностями и потребностями младших школьников;
— между имеющимся накопленным теоретическим и практическим опытом формирования коммуникативной компетентности младших школьников и недостаточной разработанностью эффективных технологий формирования коммуникативной компетентности;
— между потребностью в дидактических материалах, способствующих формированию коммуникативной компетентности младших школьников и отсутствием соответствующего дидактического обеспечения формирования коммуникативной компетентности средствами уроков русского языка.
Актуальность проблемы и необходимость преодоления выявленных противоречий обусловили выбор темы работы.
Объектом исследования является процесс изучения русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – содержание, формы, методы формирования коммуникативной компетентности младших школьников при изучении синонимов на уроках русского языка.
Цель исследования заключается в научном обосновании технологии развития речи учащихся на уроках русского языка при изучении синонимов.
Согласно указанной цели выдвигаем следующие задачи исследования:
1. Осуществить комплексный анализ психолого-лингвистических основ речевой деятельности.
2. Определить особенности развития речи учащихся начальной школы.
3. Выявить совокупность дидактических условий, обеспечивающих повышение эффективности в формировании коммуникативной компетентности учащихся начального звена образования.
4. Охарактеризовать возможности работы по развитию речи младших школьников при изучении синонимов на уроках русского языка.
С целью решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, который позволил разработать теоретические основы исследования проблемы формирования коммуникативной компетентности младших школьников; конкретизация понятийно-категориального аппарата исследования, а именно терминов: «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность», «технология», «дидактические условия»; диагностика, эксперимент.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положения психологических теорий личности и ее развития во время учебной деятельности (Б. Ананьев, Г. Балл, Л. Выготский, В. Давыдов, Г. Костюк, А. Леонтьев, С. Рубинштейн); концепции гуманистической (Ш. Амонашвили, В. Бондарь, С. Гончаренко, И. Зязюн, В. Сухомлинский) и личностно ориентированной (И. Бех, А. Пехота, В. Рыбак, В. Сериков, С. Сысоева, И. Якиманская) педагогики; коммуникативно-деятельностного подхода к обучению (М. Вятютнев, И. Зимняя, Г. Китайгородская, Е. Пассов) компетентностного подхода в современном образовании (Н. Бибик, А. Волченко, И. Ильченко, А. Пометун, Л. Хоружая, А. Хуторской).
Практическое значение работы. Материалы исследования будут способствовать обновлению содержания образовательного процесса, методики формирования коммуникативной компетенции в начальной школе, будут полезными в процессе подготовки будущих учителей начальной школы и в последипломном образовании.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, анализ литературных источников позволил сделать следующие выводы:
Лексика (от греч. Lexicos — словарный) является совокупностью слов языка, его словарным составом. Лексикология – это раздел языкознания, который занимается изучением лексики. Существуют: историческая лексикология, которая изучает формирование словарного состава в период его развития, описательная, которая занимается изучением вопросов значения слова, семантики, объема, структуры словарного запаса и т.д., то есть, рассматривает различные типы взаимоотношений слов в единой лексико-семантической системе. В ней слова могут связываться благодаря сходству или противоположности значений (синонимы и антонимы), общности выполняемых функций (группы слов разговорных и книжных), сходству происхождения или близости стилистических свойств, а также принадлежности к одной части речи и т.д. Такие отношения слов в разных группах, которые объединяются общими признаками, называются парадигматическими. Они являются основными в процессе определения свойств системы.
Чтобы обогатить и активизировать словарь учащихся, на каждом уроке необходимо уделять время на работу над 5-7 словами, а также их значением, над многозначностью и оттенками значений слов их эмоциональной окраской, особенностями в употреблении. Необходимым является то, чтобы ученики усваивали новые слова не стихийно, а под четким руководством учителя, который обеспечивал бы правильность, а также полноту изучаемых слов.
Самой сложной областью в преподавании русского языка является развитие речи учащихся. Даже учитывая то, что на данный момент существует множество научных исследований, которые раскрывают психологические, методические, лингвистические основы развития речи учащихся, большое количество педагогов испытывает затруднения в организации данного процесса. В основном можно наблюдать то, что речь современных учащихся остается бедной, невыразительной, однообразной, засоренной нелитературными словами. О том, что лексический запас речи школьников очень беден, говорят их творческие работы, у учащихся слабо сформированы умения владеть словами, противоположными и близкими по их значению, воспринимать, а также понимать переносное значение слова или словосочетания.
Представленный комплекс упражнений дополняет проводимую на уроках работу над лексическим значением слова, способствует коммуникативному развитию детей, самостоятельности их мышления, формированию познавательного интереса младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ
1.1. Лексика как раздел языкознания
Слово является основной единицей речи, и именно от мобильности и богатства словаря зависит качество речи ребенка, а также успешность его общения.
Лексика (от греч. Lexicos — словарный) является совокупностью слов языка, его словарным составом. Лексикология – это раздел языкознания, который занимается изучением лексики. Существуют:
— историческая лексикология, которая изучает формирование словарного состава в период его развития,
— описательная, которая занимается изучением вопросов значения слова, семантики, объема, структуры словарного запаса и т.д., то есть, рассматривает различные типы взаимоотношений слов в единой лексико-семантической системе. В ней слова могут связываться благодаря сходству или противоположности значений (синонимы и антонимы), общности выполняемых функций (группы слов разговорных и книжных), сходству происхождения или близости стилистических свойств, а также принадлежности к одной части речи и т.д. Такие отношения слов в разных группах, которые объединяются общими признаками, называются парадигматическими. Они являются основными в процессе определения свойств системы [3, с. 11].
Лексикология занимается изучением словарного состава языка в современном состоянии, а также вопросов, связанных с изменением словарного состава языка, изменением значения слова, основных тенденций развития словарной системы языка. Этимология, как специальный раздел лексикологии, является наукой, которая изучает происхождение слов.
Следовательно, предмет лексикологии – это словарный состав языка, являющийся совокупностью лексических единиц, организованных внутри и связанных друг с другом определенными, устойчивыми отношениями, функционирующих и развивающихся по законам, свойственным русскому языку. Словарный состав – это единая лексико-семантическая система языка, которая принадлежит общеязыковой системе русского языка [6, с. 8].
Лексическое значение слова является его содержанием, иными словами, соотнесенностью между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которая закреплена в сознании того, кто говорит, «оформлена по грамматическим законам данного языка и является элементом общей семантической системы словаря» [6].
Роль совместной деятельности в развитии общества велика: Роль правильного понимания словесного значения очень высока: от этого зависит успешность коммуникации. Если работать совместно, можно познать предметы, качества и явления; определенные признаки этих предметов, качеств и явлений могут стать основой значения слова. Поэтому, чтобы правильно понять значения слов, нужно ознакомиться со сферой общества, где данное слово существовало или еще существует. Поэтому в развитии значения слова важную роль играют внеязыковые факторы.
Учитывая, какой признак является основой классификации, в современном русском языке выделены 4 основных типа лексических значений слов.
1. Учитывая связь, соотнесенность с предметом действительности, иными словами, способ наименования, или номинации, были выделены прямое (основное) и непрямое (переносное) значение.
Прямое значение – это такое значение, которое напрямую связано с предметом или явлением, качеством, действием и т.д. Так, прямыми являются первые два значения слова рука: «одна из двух верхних конечностей человека от плеча до конца пальцев…» и «…как орудие деятельности, труда».
Переносное значение – это такое значение, которое возникает благодаря не прямой соотнесенности с предметом, а переносу прямого значения на другой предмет в результате различных ассоциаций. Так, переносными являются следующие значения слова рука: