Курсовая теория на тему Развитие речи младших школьников в процессе учебной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты развития речи детей младшего школьного возраста в
процессе учебной деятельности. 6
1.1. Научные
основы исследования речевого развития детей младшего школьного возраста. 6
1.2.
Научно-методические аспекты развития речи детей младшего школьного возраста в
процессе учебной деятельности. 10
Выводы по 1
главе. 15
Глава 2.
Организационно-методические аспекты развития речи младших школьников в процессе
учебной деятельности. 17
2.1.
Организационно-методические аспекты развития речи младших школьников в процессе
учебной деятельности. 17
2.2. Методы и
способы развития речи младших школьников в процессе учебной деятельности. 24
Выводы по 2
главе. 31
Заключение. 32
Список
использованной литературы 34
Введение:
Актуальность исследования. На
современном этапе реформирования начальной школы и обновление содержания начального
образования одной из главных задач является формирование инициативной,
интеллектуальной, творческой, самостоятельно мыслящей личности, которая умеет
успешно реализовать свой потенциал в различных сферах деятельности, способна
свободно и в совершенстве владеть языком как средством общения и познания
окружающего мира.
Современное
информационное общество – это мир, в котором люди меньше общаются, большинство
одиноки. Следствием этого является тенденция к упрощению языка, частое
использование сленга, смайлов и др., неоправданная замена русских слов
иностранными, снижение интереса к языку и культуре. Учеными и педагогами-практиками
констатируется факт того, что значительная часть выпускников
общеобразовательной школы не умеют общаться в разных жизненных ситуациях, а
именно: вежливо попросить, отказать, посоветовать, высказать свое мнение,
аргументировать ее; участвовать в диалоге, дискуссии, обсуждении определенной
проблемы и т.п. Это доказывает
актуальность проблемы эффективности речевого развития младших школьников и
необходимость поиска путей для ее решения, начиная с младшего школьного
возраста.
Процессы
модернизации начального общего образования актуализируют проблему речевого
развития младших школьников, в частности совершенствования их речевой культуры.
Это объясняется изменениями в социально-культурной жизни общества, повлекших
негативное влияние на формирование культуры речи детей.
Проблема
речевого развития учащихся всегда привлекала внимание ученых, методистов и
учителей, т.к. развитие речи – это одновременно развитие личности, ее духовных
способностей – интеллекта, мышления, нравственных качеств.
Как
показывает анализ научно-методической литературы, проблема речевого развития
младших школьников не новая. Значительный вклад в разработку этой проблемы
сделали В.И. Бадер, Н.Ф. Бунаков, Ф.И. Буслаев, Л.А. Варзацкая, М.С. Вашуленко,
В.Г. Горецкий, И.П. Пуговица, А.П. Канищенко,
Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, К.И. Пономарева, О.Я. Савченко, О.Н. Хорошковская. Учеными
определены пути, методы, приемы, способы работы по развитию речи учащихся
начального звена образования.
Заслуживают
внимания и диссертационные исследования А.И. Артемовой, Р.П. Вовкотруб, Н.В.
Гавриш, А.С. Зимульдиновой, Н.А. Орап, К.И. Пономаревой и др. по различным
проблемам развития речи детей. Вместе с тем анализ имеющихся исследований
показал, что отдельные аспекты этой проблемы требуют дальнейшей разработки, в
частности это касается речевого развития младших школьников в процессе учебной
деятельности.
Развитие
речи учащихся является одной из основных задач начальной школы. От уровня
сформированности речевых умений зависит успешность изучение всех предметов начальной
школы и их дальнейшее осознанное усвоение в следующих классах
общеобразовательной школы и развитие речи в будущем. Развитие речи способствует
развитию интеллекта, эмоциональной и нравственной сферы ребенка,
совершенствованию его мышления, воображения и т.п. Поэтому задача каждого
учителя сделать речь учащихся содержательной, правильной, четкой, выразительной
и богатой.
Несмотря на достаточную изученность вопросов развития речи детей
младшего школьного возраста, вместе с тем требуют дополнительного исследования особенности развития речи обучающихся в процессе учебной
деятельности. Данный
вопрос приобретает особую актуальность в связи с изменяющимися особенностями
организации образовательной деятельности начальной школы в условиях активного
внедрения информационно-коммуникационных технологий, дистанционных форм
организации учебной деятельности. В связи с этим в основу исследования была
положена проблема, состоящая в
изучении психолого-педагогических особенностей и
обосновании организационно-методических аспектов развития речи младших
школьников в процессе учебной деятельности.
Объект
исследования – процесс развития речи у детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования –
развитие речи младших школьников в процессе учебной деятельности.
Цель работы
– раскрыть теоретические и практические аспекты развития речи младших школьников в
процессе учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выполнить анализ научных основ исследования речевого развития детей младшего школьного
возраста.
2. Обосновать научно-методические
аспекты развития речи детей младшего школьного возраста в процессе учебной
деятельности.
1. 3.Раскрыть организационно-методические
аспекты развития речи младших школьников в процессе учебной деятельности.
3.Дать характеристику методам и способам развития речи младших
школьников в процессе учебной деятельности
Для решения поставленных задач использовались
следующие методы научного исследования: теоретические
(анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение, сопоставление и др.).
Практическая значимость.
Предложенные методические материалы могут быть использованы педагогами и в
образовательном процессе для активизации речевого развития
школьников.
Структура и объем курсовой
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и
библиографического списка. Работа изложена на 34 страницах.
Заключение:
Обобщая
результаты работы, можно сделать следующие выводы:
1.
Речевое развитие ребенка – это сложный многоаспектный процесс. Он включает в
себя различные стороны овладения ребенком речью: психологическую,
нейропсихологических, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребенок
в норме проходит своеобразные степени овладения различными сторонами речевого
развития. Различными авторами выделяется большое количество классификаций,
этапов, ступеней каждой стороны речевого развития ребенка младшего школьного
возраста. Эти степени являются условными, поскольку развитие каждого ребенка
протекает индивидуально и зависит от различных факторов, однако развитие подчиняется
общим закономерностям, характерным для всех детей.
2.
Когда ребенок поступает в школу, родной язык им уже практически усвоен. Вместе
с тем под влиянием обучения в речи ребенка происходят огромные преобразования.
Обусловлены эти преобразования главным образом тем, что с приходом ребенка в
школу родной язык впервые становится для него учебным предметом, а это значит,
что ребенок вступает в совершенно новые взаимоотношения с языком.
Одной
из главных задач начального звена школы является научить учеников
содержательно, грамматически правильно и стилистически умело выражать мысли в
устной и письменной форме.
3.
Важным аспектом развития речи, как коммуникативной компетенции, является работа
над фонетической, лексической и грамматической компетенциями. Задания учителя русского
языка заключается в том, чтобы научить ребенка правильно и четко произносить
звуки родного языка, дифференцировать близкие и похожие звуки, замечать ошибки
в собственном произношении. В процессе учебной деятельности ребенок должен
усваивать новые слова и правильно их употреблять, тем самым, пополняя
собственный словарный запас. Важно дать ребенку возможность овладеть
мастерством правильного комбинирования слов разной степени сложности,
определить тонкости семантической разницы между многозначными словами.
4. Чтобы достичь высоких
результатов учеников по развитию речи учитель должен стараться сделать уроки
интересными, используя различные методы и приемы обучения, направленные на
развитие речи:
1) работа
с деформированным текстом;
2) составления
произведений по данному началу, середине и концу; по вопросам; по опорным
словам; по рисунку, серии рисунков; по данному плану;
3) составление частушек, акростихов, загадок,
чистоговорок, стишков – буриме, кроссвордов на разную тему. Дети пишут сочинения,
произведения — миниатюры и др.
4) речевую
деятельность.
Фрагмент текста работы:
Актуальность исследования. На
современном этапе реформирования начальной школы и обновление содержания начального
образования одной из главных задач является формирование инициативной,
интеллектуальной, творческой, самостоятельно мыслящей личности, которая умеет
успешно реализовать свой потенциал в различных сферах деятельности, способна
свободно и в совершенстве владеть языком как средством общения и познания
окружающего мира.
Современное
информационное общество – это мир, в котором люди меньше общаются, большинство
одиноки. Следствием этого является тенденция к упрощению языка, частое
использование сленга, смайлов и др., неоправданная замена русских слов
иностранными, снижение интереса к языку и культуре. Учеными и педагогами-практиками
констатируется факт того, что значительная часть выпускников
общеобразовательной школы не умеют общаться в разных жизненных ситуациях, а
именно: вежливо попросить, отказать, посоветовать, высказать свое мнение,
аргументировать ее; участвовать в диалоге, дискуссии, обсуждении определенной
проблемы и т.п. Это доказывает
актуальность проблемы эффективности речевого развития младших школьников и
необходимость поиска путей для ее решения, начиная с младшего школьного
возраста.
Процессы
модернизации начального общего образования актуализируют проблему речевого
развития младших школьников, в частности совершенствования их речевой культуры.
Это объясняется изменениями в социально-культурной жизни общества, повлекших
негативное влияние на формирование культуры речи детей.
Проблема
речевого развития учащихся всегда привлекала внимание ученых, методистов и
учителей, т.к. развитие речи – это одновременно развитие личности, ее духовных
способностей – интеллекта, мышления, нравственных качеств.
Как
показывает анализ научно-методической литературы, проблема речевого развития
младших школьников не новая. Значительный вклад в разработку этой проблемы
сделали В.И. Бадер, Н.Ф. Бунаков, Ф.И. Буслаев, Л.А. Варзацкая, М.С. Вашуленко,
В.Г. Горецкий, И.П. Пуговица, А.П. Канищенко,
Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, К.И. Пономарева, О.Я. Савченко, О.Н. Хорошковская. Учеными
определены пути, методы, приемы, способы работы по развитию речи учащихся
начального звена образования.
Заслуживают
внимания и диссертационные исследования А.И. Артемовой, Р.П. Вовкотруб, Н.В.
Гавриш, А.С. Зимульдиновой, Н.А. Орап, К.И. Пономаревой и др. по различным
проблемам развития речи детей. Вместе с тем анализ имеющихся исследований
показал, что отдельные аспекты этой проблемы требуют дальнейшей разработки, в
частности это касается речевого развития младших школьников в процессе учебной
деятельности.
Развитие
речи учащихся является одной из основных задач начальной школы. От уровня
сформированности речевых умений зависит успешность изучение всех предметов начальной
школы и их дальнейшее осознанное усвоение в следующих классах
общеобразовательной школы и развитие речи в будущем. Развитие речи способствует
развитию интеллекта, эмоциональной и нравственной сферы ребенка,
совершенствованию его мышления, воображения и т.п. Поэтому задача каждого
учителя сделать речь учащихся содержательной, правильной, четкой, выразительной
и богатой.
Несмотря на достаточную изученность вопросов развития речи детей
младшего школьного возраста, вместе с тем требуют дополнительного исследования особенности развития речи обучающихся в процессе учебной
деятельности. Данный
вопрос приобретает особую актуальность в связи с изменяющимися особенностями
организации образовательной деятельности начальной школы в условиях активного
внедрения информационно-коммуникационных технологий, дистанционных форм
организации учебной деятельности. В связи с этим в основу исследования была
положена проблема, состоящая в
изучении психолого-педагогических особенностей и
обосновании организационно-методических аспектов развития речи младших
школьников в процессе учебной деятельности.
Объект
исследования – процесс развития речи у детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования –
развитие речи младших школьников в процессе учебной деятельности.
Цель работы
– раскрыть теоретические и практические аспекты развития речи младших школьников в
процессе учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выполнить анализ научных основ исследования речевого развития детей младшего школьного
возраста.
2. Обосновать научно-методические
аспекты развития речи детей младшего школьного возраста в процессе учебной
деятельности.
1. 3.Раскрыть организационно-методические
аспекты развития речи младших школьников в процессе учебной деятельности.
3.Дать характеристику методам и способам развития речи младших
школьников в процессе учебной деятельности
Для решения поставленных задач использовались
следующие методы научного исследования: теоретические
(анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение, сопоставление и др.).
Практическая значимость.
Предложенные методические материалы могут быть использованы педагогами и в
образовательном процессе для активизации речевого развития
школьников.
Структура и объем курсовой
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и
библиографического списка. Работа изложена на 34 страницах.