Общая и экспериментальная психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие различных видов памяти у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Память как психолого-педагогическая категория 4
1.1 Понятие о памяти, ее видах, показателях и уровнях сформированности 4
1.2 Механизмы и условия развития памяти 9
ГЛАВА 2 Подходы к развитию видов памяти у младших школьников 13
2.1 Особенности памяти и факторов ее развития у младших школьников 13
2.2 Психолого-педагогический опыт развития памяти у младших школьников 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

  

Введение:

 

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и хранить в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.
Память сохраняет нам знания, а без знаний немыслимы ни плодотворная деятельность, ни успешное обучение. Чем больше человек знает и умеет, то есть, чем больше хранится у него в памяти, тем больше пользы он сможет принести своему народу, своей Родине.
Память, как и все остальные психические процессы, имеет характер деятельности. Человек запоминает больше те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особо важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначительно, запоминается гораздо хуже и скорее забывается.
Среди форм психической жизни человека особое место занимает память как один из важных аспектов единой аналитико-синтетической работы мозга.
Память — процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания индивидом его опыта.
Как отмечал И. Сеченов, не овладев памятью, человек постоянно находился бы в состоянии новорожденного. Как важнейшая характеристика всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность личности человека.
Все мы желаем своим детям лучшего, все хотим, чтобы в их жизни было как можно меньше забот, разочарований и побольше счастливых моментов. Мы мечтаем, чтобы наше чадо получило достойное образование, что будет способствовать прибыльному трудоустройству. Для того чтобы получить лучшее образование, то есть закончить престижный ВУЗ, нужно закончить не самую плохую школу, которая дает большой объем знаний, которые будут способствовать вступлению. Вот только для того, чтобы поступить в соответствующую школу, нужно уже с детства тренировать и развивать способности своего малыша.
Актуальность темы исследования состоит в том, что успехи ребенка очень зависят от его памяти. Память маленького ребенка очень добра, но она образная и невольная, то есть она запоминает то, что было интересно. Ребенок не ставит перед собой задачи: мне надо запомнить этот стих. В школе ребенку придется запоминать большие объемы информации. Он должен запомнить не то, что интересно, а то, что нужно, и еще столько, сколько нужно. Память нужно, развивать заблаговременно.
Объект исследования: младшие школьники и их процессы памяти.
Предмет – особенности развития видов памяти у младших школьников.
Цель работы: рассмотреть развитие различных видов памяти у младших школьников.
Задачи исследования:
— дать понятие о памяти, ее видах, показателях;
— изучить механизмы и условия развития памяти;
— охарактеризовать особенности памяти и факторов ее развития у младших школьников;
— рассмотреть психолого-педагогический опыт развития памяти у младших школьников.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из поставленных задач.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
Объем работы: 26 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 20 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, память — это способность нервной системы запоминать, сохранять и воспроизводить информацию без изменения ее характера и содержания. Без способности накапливать и хранить информацию, невозможно было бы получение знаний, необходимых во всех сферах жизни, планирования и осуществления целесообразных действий. Биологическая целесообразность забывания заключается в возможности ухода от эмоциональных и душевных переживаний, охране мозга от перегрузок.
Память как один из уровней отражения окружающей действительности представляет собой совокупность процессов, способствующих организации и сохранению прошлого опыта. Память является психофизиологическим процессом. Уже у младенцев память выступает в своей элементарной форме — запоминание и последующем распознавании жизненно важных для ребенка воздействий. На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, имеет непроизвольный характер.
Итак, в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению. Память школьника, как правило, носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания, они реализуются в деятельности, определяются ею. Основной причиной неспособности улучшить память является отсутствие информации о средствах достижения этой цели. А некоторые считают, что память — это природная способность и поэтому не поддается улучшению.
Способность к памяти имеет органическую основу, благоприятные органические тенденции влияют на развитие только основных процессов, сохранение и воспроизведение полученной информации. А в образовательной и профессиональной деятельности решающую роль играют психические процессы, опосредованные смысловой памятью. Здесь определяют специальные приемы запоминания и воспроизведения. И, конечно же, они могут совершенствоваться при соответствующей подготовке. И органическая основа памяти в определенной степени поддается тренировкам.
Однако, поскольку педагог был сильным компенсатором мер и исправлением индивидуальных недостатков, которые происходят в мнемонической деятельности отдельных детей, его усилия неизбежно будут продуктивными, если он привлечет к своей помощи умы детей. Только после того, как они начнут осознавать, что умственная работа — это мир, который принадлежит к познанию как мир окружающий, и познать не ради любопытства, а овладеть им, сделать свой ум совершенным и эффективным только при этом условии, педагог сможет рассчитывать на то, что его умственная и физическая работа даст хорошие и стабильные результаты. Поэтому только педагогика сотрудничества может дать результаты.
Как мы выяснили, у детей младшего школьного возраста лучше запоминается услышанное, чем увиденное. Продуктивность запоминания при этом выше, чем словарный материал. Лучше запоминаются слова, которые обозначают предмет, а не абстрактность. У детей этого возраста нужно развивать все виды памяти – образную, словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. И, конечно же, нужно обращать внимание на развитие умения руководить процессами памяти.
Таким образом, следует использовать упражнения, которые бы развивали психические процессы у детей – память и мышление.
Итак, мы видим, что основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – при всем своеобразии каждого из них, неразрывно связаны друг с другом.
В любой деятельности человека можно увидеть в том или ином виде процессы памяти. Овладение основами наук было бы невозможным, если бы ученики не были бы способны запоминать знания. Мы можем пользоваться усвоенными знаниями благодаря тому, что они хранятся в нашей памяти и могут быть восстановлены в сознании тогда, когда это будет нужно. Невозможно иметь хорошее образование и хорошо владеть материалом из различных отраслей человеческой культуры, не имея развитой памяти. Память является необходимым условием накопления опыта, а также формирование сознания человека. Если бы в нашей памяти не хранилось то, что было пережито, каждый из нас каждую минуту начинал бы жизнь сначала, все было бы для нас постоянно новым, незнакомым.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Память как психолого-педагогическая категория

1.1 Понятие о памяти, ее видах, показателях и уровнях сформированности

Трудно точно сказать, где и когда появились первые взгляды на нашу память. Видимо, первые мысли принадлежали древним грекам и были связаны примерно с VI веком до нашей эры. Сейчас эти соображения кажутся довольно наивными, особенно если учесть, что они делались мыслителями всех времен и народов.
Парменидес в VI веке до н. э. считал память смесью света и тьмы, тепла и холода. Он думал, что, если эти связи не «расшевелятся», память будет в порядке. Забывание — результат перемешивания, помутнения.
Аристотель (IV век до н. э.) был первым, кто ввел научную терминологию для описания психических процессов. Он считал, что языка, используемого им, недостаточно для описания физических аспектов процесса запоминания. Вводя новую терминологию, Аристотель одновременно приписывал сердцу все те функции, которые мы сейчас приписываем мозгу .
Многие идеи, предложенные древними греками, были отвергнуты, и на их место пришли представления, взятые из современных биологических наук. Развитие современных представлений о памяти внесло значительный вклад в развитие технологий и методологии. Почти все исследователи согласны с тем, что память локализована в коре головного мозга. Однако даже в настоящее время точная локализация памяти — это очень сложная задача, и понимание механизмов памяти.
Идеи о памяти развивались в нашем веке, начиная с исследования Эббингхауса, который изучал проблему изучения и забывания кривых, построенных в начале века, и заканчивая сложными и изощренными концепциями.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы