Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие пространственных представлений младших школьников посредством произведения практических работ на уроках математики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития пространственных представлений младших школьников 6

1.1. Проблемы и особенности формирования пространственных представлений у младших школьников в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Развитие пространственных представлений на уроках математики 14

1.3. Рекомендации по развитию пространственных представлений посредством произведения практических работ на уроках математики 18

Выводы по главе 23

Список использованной литературы 24

  

Введение:

 


В современном обществе образование характеризуется тенденцией гу-манизации обучения. Основная задача образования — создание условий для формирования гармонически развитой личности. Достижение этой цели име-ет не только теоретический, но и практический смысл.

Современное начальное математическое образование является частью системы среднего образования и в то же время своеобразной самостоятель-ной ступенью обучения.

В процессе изучения математического содержания у младших школь-ников формируются приемы мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения. Учащиеся обуча-ются общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и само-оценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану.

Формирование пространственных представлений должно осуществ-ляться с учетом сложной структуры ориентировки в пространстве, ее генези-са, непосредственно связанного с развитием мышления, речи и деятельности ребенка.

В этой связи особое внимание необходимо уделять обогащению чув-ственного, двигательного опыта детей, опыта практической деятельности, формированию представлений о схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, а также изменчивости и относительности простран-ственных отношений.

Важно обучать детей действиям замещения, моделирования, кодирова-ния и декодирования пространства на основе единства образно-двигательного, образно-графического и вербального знака, в связи с чем дети учатся воспринимать и воссоздавать реальные пространственные отношения в жестах, на наглядных моделях, а также в речи.

Особое внимание нужно обращать на осуществление постоянного пере-хода из плана реальной, трехмерной действительности на плоскость, в усло-вия кодированного пространства, а также наоборот; формирование способ-ности к чтению и пониманию языка графических изображений.

Важно закреплять различные пространственные направления соответ-ствующими движениями и жестами.

Среди всех видом представления (конкретно-действенное, наглядно-образное, эмпирическое, теоретическое и др.), изучаемых возрастной и педа-гогической психологической, особое место занимает пространственное пред-ставление — особый вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различ-ных практических и теоретических задач.

Процесс восприятия пространства и пространственных свойств предме-тов осуществляется не только на основе взаимодействия наличных раздра-жений, возникающих в корковых центрах зрительного и двигательного ана-лизаторов, но так же включает в себя и следы от прошлых раздражений.

Поэтому большое влияние на полноту протекания процесса восприятия пространства и пространственных свойств предметов оказывают так же име-ющиеся у субъекта пространственные представления.

Фундаментальными исследованиями Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Л.М. Веккера и др. показано, что формиро-вание чувственного образа уже на уровне восприятия осуществляется в про-цессе активной преобразующей деятельности субъекта.

Специально организованная персептивная деятельность, в основе кото-рой лежат определенные способы обследования объекта, применение поня-тийного аппарата (разнообразных критериев анализа) обеспечивают много-плановое и многоуровневое восприятие (Б.Б. Косов, М.С. Шехтер, И.С. Яки-манская и др.).

Дальнейшие психологические исследования данной проблемы позво-лили установить, что в ходе онтогенеза пространственных представлений проходит ряд закономерных этапов своего становления: сначала оно вплете-но в другие виды представления, а в своих наиболее развитых и самостоя-тельных формах оно выступает в виде пространственных образов.

Особенности в пространстве складывается как особая целостная сен-сорно-перцептивная способность и основывается на овладении способами восприятия, воспроизведения (моделирования) и преобразования простран-ственных отношений. На ранних этапах развития ее становление связано с появлением у ребенка чувства собственного тела, развитием движений, предметно-практической деятельности, зрительно-моторной координации. При этом формируются представления о взаимоотношении внешних объектов по отношению к собственному телу (о нахождении предметов с использова-нием понятий «верх-низ», «с какой стороны», о дальности нахождения пред-мета); особенности пространственных взаимоотношениях между двумя и бо-лее предметами, находящимися в окружающем пространстве.

Проблемами развития пространственных представлений занимались многие психологи и методисты. Среди психологов: Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гуро-ва, О.И. Галкина, И.П. Павлов, С.Л. Рубенштейн, И.М. Сеченов и другие ис-следователи механизма восприятия пространства.

Объект исследования: особенности развития пространственных пред-ставлений у младших школьников.

Предмет исследования: развитие пространственных представлений младших школьников посредством произведения практических работ на уроках математики.

Цель исследования: изучить особенности развития пространственных представлений младших школьников посредством произведения практиче-ских работ на уроках математики.

Задачи исследования:

1. Изучить проблемы и особенности формирования пространственных представлений у младших школьников в психолого-педагогической литера-туре;

2. Проанализировать особенности развития пространственных пред-ставлений на уроках математики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития пространственных пред-ставлений младших школьников

1.1. Проблемы и особенности формирования пространственных представлений у младших школьников в психолого-педагогической ли-тературе

Пространственное представление — это представление пространствен-ных и пространственно-временных свойств и взаимосвязей, размера, формы, положения объектов относительно друг друга и положения объектов в про-странстве.

Пространственное мышление является неотъемлемой частью психоло-гической деятельности человека. Оно отвечает за такие важные механизмы: направление в пространстве, способность решать геометрические задачи, способность воспринимать и передавать объекты в трех измерениях. Если этот вид умственной деятельности будет нарушен, то это приведет к негатив-ным последствиям – глобальному хаосу человека.

Проблема формирования пространственных представлений у школь-ников в основном связана с отсутствием консенсуса относительно того, как осуществлять процесс формирования на практике: какие приемы, методы и средства используются и по каким критериям оцениваются используемые действия.

Некоторые ученые считают, что пространственное представление зави-сит от формирования способов мыслительной деятельности. Другие – через формирование особых качеств мышления. Есть также некоторые – путем формирования определенных структур мышления на каждом этапе.

В исследованиях 1950-х и 1970-х годов использовался термин «про-странственное воображение», а позже в исследовании появился термин «про-странственное представление» [12].

Исследования и длительная диагностико-коррекционная работа позво-ляют уточнить структуру психологического развития и психологической де-ятельности, а также выявить отклонения в развитии этих процессов [9].

Ученые определяют основные компоненты развития, которые включа-ют в себя следующее: хаотичность психологической деятельности, простран-ственную и пространственно-временную работоспособность и базовую эмо-циональную регуляцию. Эти элементы формируются с момента рождения и являются основой для дальнейшего психологического развития ребенка, что, в свою очередь, создает предпосылки для формирования высших психоло-гических функций (ВПФ).

ВПФ — это сложный психологический процесс, который формируется в жизни, зарождается в обществе, опосредуется психологическими структура-ми и осуществляется произвольно тем способом, которым он осуществляет-ся. Эта концепция лежит в основе современной психологии.

Одним из наиболее важных параметров в области диагностики детско-го познания является пространственная и пространственно-временная репре-зентация. Они формируются почти одновременно с произвольной регуляци-ей детской психологической деятельности.

Пространственное представление представляет собой сложную четы-рехуровневую структуру, которая, в свою очередь, состоит из нескольких подуровней. Основой этого разделения является то, что ребенок осваивает последовательность пространственных представлений.

Первый уровень включает в себя пространственное представление соб-ственного тела.

Подуровень:

— Ощущение от рецептора — напряжение и расслабление;

— Ощущения от физиологических потребностей организма (голод, сы-тость и т.д.);

— Ощущение физического контакта с внешним миром (влажность, су-хость, тактильные ощущения от прикосновения к предметам), а также взаи-модействие со взрослыми.

Второй уровень включает в себя пространственное представление вза-имосвязи между внешними объектами и телом (относительно собственного тела).

Подуровень:

— Представления о взаимосвязи между внешними объектами и телом. Это представление делится на следующие типы:

а) Топологическое представление, то есть нахождение конкретного объекта;

б) Координатное представление, используют понятие «верх-низ», «с ка-кой стороны», чтобы найти объект;

в) Метрическое представление, то есть представление диапазона объек-тов.

— Представления о пространственных отношениях между двумя или бо-лее объектами в окружающем пространстве.

Третий уровень предполагает развитие уровня вербализации про-странственного представления.

Появление предлогов указывает на понятие относительного положения предметов относительно тела и друг к другу (перед, позади, над, вверху, внутри, внизу и т.д.). Более поздние слова, такие как: вверх, рядом, далеко и т.д. Появляются в речи ребенка.

Наконец, в центре внимания четвертого уровня находится языковая производительность (языковое пространство).

Особенностью этого уровня является понимание взаимосвязи между временем и пространством, а также причиной и следствием, что является важной частью психологического развития.

Механизм развития пространственного представления довольно сло-жен. Это начинается в раннем детстве и постепенно формируется с уровня, зафиксированного выше. Формирование пространственного представления неразрывно связано с использованием различных методов ориентации (ви-димой и воображаемой) в пространстве. Восприятие окружающего мира происходит благодаря двигательной активности. С помощью зрения, слуха и осязания формируются пространственные представления в процессе обога-щения сенсорного опыта ребенка. Его понимание окружающего мира посте-пенно углубляется.

В литературе по психологии и педагогике развитие пространственного представления рассматривается с разных сторон. Кондрушенко Е.М. выяв-лена взаимосвязь между проблемой и формированием других типов репре-зентативных (вербальных) проблем, которые можно предотвратить, изучив определенный предметный блок, который следует решить.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы