Курсовая теория на тему Развитие пространственных представлений младших школьников посредством произведения практических работ на уроках математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития пространственных представлений младших школьников 6
1.1. Проблемы и особенности формирования пространственных представлений у младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Развитие пространственных представлений на уроках математики 14
1.3. Рекомендации по развитию пространственных представлений посредством произведения практических работ на уроках математики 18
Выводы по главе 23
Список использованной литературы 24
Введение:
В современном обществе образование характеризуется тенденцией гу-манизации обучения. Основная задача образования — создание условий для формирования гармонически развитой личности. Достижение этой цели име-ет не только теоретический, но и практический смысл.
Современное начальное математическое образование является частью системы среднего образования и в то же время своеобразной самостоятель-ной ступенью обучения.
В процессе изучения математического содержания у младших школь-ников формируются приемы мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения. Учащиеся обуча-ются общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и само-оценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану.
Формирование пространственных представлений должно осуществ-ляться с учетом сложной структуры ориентировки в пространстве, ее генези-са, непосредственно связанного с развитием мышления, речи и деятельности ребенка.
В этой связи особое внимание необходимо уделять обогащению чув-ственного, двигательного опыта детей, опыта практической деятельности, формированию представлений о схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, а также изменчивости и относительности простран-ственных отношений.
Важно обучать детей действиям замещения, моделирования, кодирова-ния и декодирования пространства на основе единства образно-двигательного, образно-графического и вербального знака, в связи с чем дети учатся воспринимать и воссоздавать реальные пространственные отношения в жестах, на наглядных моделях, а также в речи.
Особое внимание нужно обращать на осуществление постоянного пере-хода из плана реальной, трехмерной действительности на плоскость, в усло-вия кодированного пространства, а также наоборот; формирование способ-ности к чтению и пониманию языка графических изображений.
Важно закреплять различные пространственные направления соответ-ствующими движениями и жестами.
Среди всех видом представления (конкретно-действенное, наглядно-образное, эмпирическое, теоретическое и др.), изучаемых возрастной и педа-гогической психологической, особое место занимает пространственное пред-ставление — особый вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различ-ных практических и теоретических задач.
Процесс восприятия пространства и пространственных свойств предме-тов осуществляется не только на основе взаимодействия наличных раздра-жений, возникающих в корковых центрах зрительного и двигательного ана-лизаторов, но так же включает в себя и следы от прошлых раздражений.
Поэтому большое влияние на полноту протекания процесса восприятия пространства и пространственных свойств предметов оказывают так же име-ющиеся у субъекта пространственные представления.
Фундаментальными исследованиями Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Л.М. Веккера и др. показано, что формиро-вание чувственного образа уже на уровне восприятия осуществляется в про-цессе активной преобразующей деятельности субъекта.
Специально организованная персептивная деятельность, в основе кото-рой лежат определенные способы обследования объекта, применение поня-тийного аппарата (разнообразных критериев анализа) обеспечивают много-плановое и многоуровневое восприятие (Б.Б. Косов, М.С. Шехтер, И.С. Яки-манская и др.).
Дальнейшие психологические исследования данной проблемы позво-лили установить, что в ходе онтогенеза пространственных представлений проходит ряд закономерных этапов своего становления: сначала оно вплете-но в другие виды представления, а в своих наиболее развитых и самостоя-тельных формах оно выступает в виде пространственных образов.
Особенности в пространстве складывается как особая целостная сен-сорно-перцептивная способность и основывается на овладении способами восприятия, воспроизведения (моделирования) и преобразования простран-ственных отношений. На ранних этапах развития ее становление связано с появлением у ребенка чувства собственного тела, развитием движений, предметно-практической деятельности, зрительно-моторной координации. При этом формируются представления о взаимоотношении внешних объектов по отношению к собственному телу (о нахождении предметов с использова-нием понятий «верх-низ», «с какой стороны», о дальности нахождения пред-мета); особенности пространственных взаимоотношениях между двумя и бо-лее предметами, находящимися в окружающем пространстве.
Проблемами развития пространственных представлений занимались многие психологи и методисты. Среди психологов: Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гуро-ва, О.И. Галкина, И.П. Павлов, С.Л. Рубенштейн, И.М. Сеченов и другие ис-следователи механизма восприятия пространства.
Объект исследования: особенности развития пространственных пред-ставлений у младших школьников.
Предмет исследования: развитие пространственных представлений младших школьников посредством произведения практических работ на уроках математики.
Цель исследования: изучить особенности развития пространственных представлений младших школьников посредством произведения практиче-ских работ на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы и особенности формирования пространственных представлений у младших школьников в психолого-педагогической литера-туре;
2. Проанализировать особенности развития пространственных пред-ставлений на уроках математики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития пространственных пред-ставлений младших школьников
1.1. Проблемы и особенности формирования пространственных представлений у младших школьников в психолого-педагогической ли-тературе
Пространственное представление — это представление пространствен-ных и пространственно-временных свойств и взаимосвязей, размера, формы, положения объектов относительно друг друга и положения объектов в про-странстве.
Пространственное мышление является неотъемлемой частью психоло-гической деятельности человека. Оно отвечает за такие важные механизмы: направление в пространстве, способность решать геометрические задачи, способность воспринимать и передавать объекты в трех измерениях. Если этот вид умственной деятельности будет нарушен, то это приведет к негатив-ным последствиям – глобальному хаосу человека.
Проблема формирования пространственных представлений у школь-ников в основном связана с отсутствием консенсуса относительно того, как осуществлять процесс формирования на практике: какие приемы, методы и средства используются и по каким критериям оцениваются используемые действия.
Некоторые ученые считают, что пространственное представление зави-сит от формирования способов мыслительной деятельности. Другие – через формирование особых качеств мышления. Есть также некоторые – путем формирования определенных структур мышления на каждом этапе.
В исследованиях 1950-х и 1970-х годов использовался термин «про-странственное воображение», а позже в исследовании появился термин «про-странственное представление» [12].
Исследования и длительная диагностико-коррекционная работа позво-ляют уточнить структуру психологического развития и психологической де-ятельности, а также выявить отклонения в развитии этих процессов [9].
Ученые определяют основные компоненты развития, которые включа-ют в себя следующее: хаотичность психологической деятельности, простран-ственную и пространственно-временную работоспособность и базовую эмо-циональную регуляцию. Эти элементы формируются с момента рождения и являются основой для дальнейшего психологического развития ребенка, что, в свою очередь, создает предпосылки для формирования высших психоло-гических функций (ВПФ).
ВПФ — это сложный психологический процесс, который формируется в жизни, зарождается в обществе, опосредуется психологическими структура-ми и осуществляется произвольно тем способом, которым он осуществляет-ся. Эта концепция лежит в основе современной психологии.
Одним из наиболее важных параметров в области диагностики детско-го познания является пространственная и пространственно-временная репре-зентация. Они формируются почти одновременно с произвольной регуляци-ей детской психологической деятельности.
Пространственное представление представляет собой сложную четы-рехуровневую структуру, которая, в свою очередь, состоит из нескольких подуровней. Основой этого разделения является то, что ребенок осваивает последовательность пространственных представлений.
Первый уровень включает в себя пространственное представление соб-ственного тела.
Подуровень:
— Ощущение от рецептора — напряжение и расслабление;
— Ощущения от физиологических потребностей организма (голод, сы-тость и т.д.);
— Ощущение физического контакта с внешним миром (влажность, су-хость, тактильные ощущения от прикосновения к предметам), а также взаи-модействие со взрослыми.
Второй уровень включает в себя пространственное представление вза-имосвязи между внешними объектами и телом (относительно собственного тела).
Подуровень:
— Представления о взаимосвязи между внешними объектами и телом. Это представление делится на следующие типы:
а) Топологическое представление, то есть нахождение конкретного объекта;
б) Координатное представление, используют понятие «верх-низ», «с ка-кой стороны», чтобы найти объект;
в) Метрическое представление, то есть представление диапазона объек-тов.
— Представления о пространственных отношениях между двумя или бо-лее объектами в окружающем пространстве.
Третий уровень предполагает развитие уровня вербализации про-странственного представления.
Появление предлогов указывает на понятие относительного положения предметов относительно тела и друг к другу (перед, позади, над, вверху, внутри, внизу и т.д.). Более поздние слова, такие как: вверх, рядом, далеко и т.д. Появляются в речи ребенка.
Наконец, в центре внимания четвертого уровня находится языковая производительность (языковое пространство).
Особенностью этого уровня является понимание взаимосвязи между временем и пространством, а также причиной и следствием, что является важной частью психологического развития.
Механизм развития пространственного представления довольно сло-жен. Это начинается в раннем детстве и постепенно формируется с уровня, зафиксированного выше. Формирование пространственного представления неразрывно связано с использованием различных методов ориентации (ви-димой и воображаемой) в пространстве. Восприятие окружающего мира происходит благодаря двигательной активности. С помощью зрения, слуха и осязания формируются пространственные представления в процессе обога-щения сенсорного опыта ребенка. Его понимание окружающего мира посте-пенно углубляется.
В литературе по психологии и педагогике развитие пространственного представления рассматривается с разных сторон. Кондрушенко Е.М. выяв-лена взаимосвязь между проблемой и формированием других типов репре-зентативных (вербальных) проблем, которые можно предотвратить, изучив определенный предметный блок, который следует решить.