Дефектологическое образование Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Развитие произвольной памяти у старших дошкольников с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1 Основы развития произвольной
памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития. 6

1.1 Проблема
развития произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического
развития в психолого-педагогических исследованиях. 6

1.2 Характеристика развития
произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития. 11

Глава 2 Приемы
педагогической техники как условие развития произвольной памяти у старших
дошкольников с задержкой психического развития. 15

2.1 Педагогическая техника при работе
со старшими дошкольниками с задержкой психического развития. 15

2.2 Основные приемы и принципы при
работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития. 19

Заключение. 23

Список использованной литературы.. 24

  

Введение:

 

Память — одна из основных
черт личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти
муз, покровительницей всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти,
по сути, перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали
феноменальной памятью. Но вы также должны знать, что хорошая память не всегда
гарантирует ее обладателю хороший интеллект [3].

Память — это впечатление,
которое человек получает от окружающего мира. Эти впечатления оставляют
определенный след. Они хранятся, записываются и, если необходимо и возможно,
воспроизводятся [2].

Под общим названием
памяти объединяются разные ее виды: визуальная форма, помогающая запоминать
лица, звуки, цвет предметов; словесно-логический, при котором в основном
заучиваются формулы, схемы, термины; эмоциональный, в котором лучше всего
сохраняются переживаемые чувства; в краткосрочной перспективе, когда материал запоминается
быстро, но ненадолго; длительный срок, требующий больших усилий, но хранящий
информацию в течение многих лет. Есть также механическая и смысловая память.
Одни люди склонны к механическому запоминанию (зубрежке), другие — к
осмысленному запоминанию. Нельзя забывать, что со временем сохраняется только
то, что хорошо изучено. По характеру участия воли в процессах запоминания и
воспроизведения материала память делится на непроизвольную и произвольную.
Память — это основа человеческих способностей, условие обучения, приобретения
знаний и развития навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни
личности, ни общества.

Человеческую память можно
определить как психофизиологические и культурные процессы, которые выполняют
функции запоминания, хранения и воспроизведения информации в жизни. Эти функции
необходимы для памяти.

В нашем исследовании мы
исследуем развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
умственного развития. Такие известные психологи и педагоги, как Л.С.Выготский,
П.П.Блонский, Т.А.Власова, М.С.Певзнер, П.И. Зинченко, Л.Н. Леонтьев,
В.И.Самохвалова и другие.

Изучение особенностей
развития памяти у умственно отсталых детей тесно связано с проблемой их будущей
неуспеваемости в школе. Актуальность этой проблемы в последнее время возросла,
так как объем знаний, предоставляемых школьной программой, постоянно
увеличивается под влиянием достижений науки и техники. Однако трудности.
образование детей также ведет к нарушению их поведения, затрудняя нормальное
функционирование не только семьи и школы, но и общества в целом.

Причины школьной
неуспеваемости связаны с влиянием факторов самой разной природы: биологических,
психологических, образовательных, социальных и других. Как показывают
статистические исследования, большинство детей из неблагополучных семей — это
дети без умственной отсталости, которые, тем не менее, не могут пройти
программу в установленном объеме, не говоря уже о темпах.

Социальные изменения,
происходящие на современном этапе развития нашего общества, требуют
существенной корректировки системы развития и коррекции когнитивных нарушений у
детей с задержкой психического развития, поскольку количество детей, пораженных
данной патологией постоянно увеличивается.

На основе анализа
научно-образовательной практики выявлено противоречие между необходимостью
развития произвольной памяти у детей 6-7 лет на железных дорогах России и
формированием недостаточных психолого-педагогических условий, являющихся
основой эффективной реализации. этой работы с детьми в дошкольных учреждениях.

Проблема исследования:
каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие произвольной
памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?

Цель исследования:
обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Объект исследования:
процесс развития памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития.

Предмет исследования:
психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие произвольной памяти у
старших дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

— изучить проблему
развития произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического
развития в психолого-педагогических исследованиях;

— рассмотреть характеристику
развития произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического
развития;

— проанализировать педагогическую
технику при работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития;

— охарактеризовать основные
приемы и принципы при работе со старшими дошкольниками с задержкой психического
развития.

Теоретическая основа
исследования:

– положения о связи процесса хранения информации с образованием
нервных связей (ассоциации) Э.И. Истоминой Б.В. Зейгарника, П.И. Зинченко, А.Р.
Лурия, А.Н. Леонтьева и др.;

– положения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В.
Запорожца об овладении ребенком знаком как средством управления функцией, что
означает переход от естественных форм памяти к культурным;

– положение А.А. Смирнова о закономерном возрастании в
онтогенезе роли произвольной памяти, будь то нормально развивающийся или
аномальный ребенок;

– положения о характерных для детей с задержкой психического
развития особенностях высшей нервной деятельности, познавательных процессов,
специфики формирования саморегуляции В.И. Лубовского, Т.В. Егоровой, Т.Р. Капустиной,
Р.Д. Триггер, Т.А. Стрекаловой, У.В. Ульенковой и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психологической и
педагогической литературы показал, насколько актуальна на сегодняшний день
проблема развития когнитивных функций у старших дошкольников с ЗПР, среди
которых память занимает центральное место, поскольку успехи ребенка с ЗПР в
школе напрямую зависят от ее уровня.

Дошкольное детство —
возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. По мнению Л.С. Выготского,
«память становится доминирующей функцией и очень далеко уходит в процессе
своего формирования» [5].

Мы считаем, что наиболее
эффективными методами развития когнитивных функций у детей от 6 до 7 лет с ЗПР,
особенно развития произвольной памяти, являются методы обучения, которые мы
определили как, стремящиеся решать проблемы частного характера при создании
определенных условий.

Учителя могут достичь
высоких и оптимальных результатов с небольшими усилиями, если у них есть методы
обучения, которые, помимо навыков учителя управлять собой и другими, позволяют
ему направлять своих учеников, развивать навыки и способности. Некоторые
функции, в данном случае память.

Цель работы была
достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Основы
развития произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического
развития 1.1 Проблема развития произвольной памяти у
старших дошкольников с задержкой психического развития в
психолого-педагогических исследованиях Память является одним из
важных познавательных процессов, представляя собой запоминание, сохранение и
последующее воспроизведение воспринимаемой ребенком информации.

Познавательные процессы,
в том числе память, создают образы окружающей среды, а также образы внутреннего
мира ребенка; позволяют ему получать знания об окружающем мире и о самом себе.

Память формируется в ходе
познавательной деятельности, когда происходит овладение ребенком необходимыми
способами деятельности, умениями, навыками, необходимыми для ориентировки в
окружающем мире. Наличие познавательной активности в дошкольном возрасте, по
мнению Д. Б. Эльконина, является психологическим фактором, который обеспечивает
достижение целей предстоящего школьного обучения [7].

Проблема развития произвольности
психических познавательных процессов ребенка и, в частности, памяти является
одной из ведущих в психологических и педагогических исследованиях. К данной
научной области обращены работы Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. В.
Запорожца, Д. Б. Богоявленской, Д. Б. Эльконина и др.

Л. С. Выготский сформулировал закон формирования
высших психических функций, согласно которому каждая высшая психическая функция
«рождается» дважды (поначалу как функция интерпсихическая, в ситуации общения и
совместной деятельности ребенка со взрослым, а затем как функция
интрапсихическая (внутренняя) [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы