Курсовая теория на тему Развитие произвольной памяти у младших школьников на уроках литературного чтения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1. Понятие произвольной памяти и ее виды 6
2. Возрастные особенности памяти у младших школьников 12
3. Развитие произвольной памяти на уроках литературного чтения 18
Заключение 25
Список источников 27
Введение:
Актуальность работы. С точки зрения когнитивной психологии, все психические познавательные процессы в равной мере задействованы при осуществлении поиска, получения и хранения информации. То есть, психические познавательные процессы индивида рассматриваются как одна из функций психики человека, выполняющая операции связанные с переработкой информации в конкретные знания.
Среди всех психологических понятий только память прошла долгий путь от античности до наших дней. О памяти говорилось в мифологии, религиозных учениях, ее изучает современная психология. Однако следует признать, что, по большому счету, о памяти мы не знаем ничего. Она по-прежнему остается загадкой. Мы строим теоретические модели, наблюдая за тем, как работает память.
Память – важнейшая составляющая психического развития личности. Она лежит в основе способностей человека к приобретению знаний, формированию умений и навыков. Актуальность изучения проблемы развития памяти заключается в том, что без памяти невозможно нормальное развитие и функционирование личности.
Проблема памяти привлекает к себе внимание представителей разных наук: психологии, биологии, медицины и других. Но, не смотря на это в науке до сих пор нет единой теории памяти. Поэтому изучение ее развития остается одной из главных проблем психологии. Данной проблеме посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные психологи: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, А.А.Смирнов, Г. Эббингауз и многие другие.
Память – одно из ценнейших свойств в человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Память является средствам обучения специалистов и формирования их профессиональной компетентности. Так, в структуре профессиональной компетентности личности лежат общекультурные и профессиональные компетенции, одной из значимых общекультурных компетенций является способность к когнитивной деятельности, которая, в свою очередь, базируется на памяти.
Объект исследования – развитие произвольной памяти у младших школьников.
Предмет исследования – процесс развития на уроках литературного чтения.
Цель исследования – теоретически обосновать эффективность приемов для развития произвольной памяти у младших школьников на уроках литературного чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
— рассмотреть понятие памяти, произвольной памяти
— изучить возрастные особенности произвольной памяти у младших школьников
— проанализировать способы развития произвольной памяти на уроках литературного чтения
Методы исследования. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение и список источников.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что память играет большую роль среди психических функций, так как ни одна иная функция не может быть реализована без участия памяти. Но и сама память так тесно связана с иными психическими процессами, что не представляется возможным ее выделение в чистом виде.
Память является формой психического отражения, которая заключается в запоминании, сохранении, воспроизведении того, что человек ранее воспринимал, переживал и делал. Долговременная память – это один из видов памяти в психологии.
Долговременная память является памятью, которая способна хранить информацию в течении почти неограниченного времени. Она предполагает способность человека в любой момент припомнить то, что когда-либо им было запомнено. Долговременная память обладает безграничным объемом, и она не ограничена по времени хранения.
Блок распознавания информации — это часть долговременной памяти, вынесенная вовне. С помощью этого блока происходит превращение хаотичного потока информации в организованные осмысленные единицы.
В ходе процесса распознавания долговременная память предоставляет в распоряжение блока распознавания различные инструменты. В первую очередь это схемы. Существуют концепции прототипов, экземпляров и эталонов, а также так называемая классическая концепция, где концепт определяется через совокупность свойств. Данные модели объясняют процессы распознавания материала разного типа.
Память ребенка, достигшего младшего школьного возраста является уже достаточно развитой на непроизвольном уровне. Дети младшего школьного возраста лучше запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик и отвечает их интересам, то есть ведущим видом памяти является наглядно-образная память. Практически на протяжении всей начальной школы и ребенка младшего школьного возраста сохраняется способность к импринтингу – избирательной фиксации в памяти значимой информации. В младшем школьном возрасте хорошо развита долговременная память, дети практически всю полученную информацию сохраняют в памяти в течение длительного срока. Главной целью в отношении памяти в процессе обучения является развитие ее произвольности.
Таким образом, память имеет важное значение среди психических функций, ведь ни одна другая функция не способна реализовываться без участия памяти. Однако, и сама память имеет тесную связь с другими психическими процессами, что не представляется возможным ее выделение в чистейшем виде.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие произвольной памяти и ее виды
Исследование памяти в рамках психологии ведется от экспериментов Эббингауза Г. (1885 г.) до нашего времени почти в каждых психологических школах и направлениях.
Для большей части исследователей ассоцианистского (Эббингауз Г., Шуман Ф., Мюллер Г.), функционалистского (Джемс Д. и пр.) и бихевиористского (Вудвортс В., Торндайк Э. и пр.) направлений главная цель заключалась в выявлении количественных показателей мнемической деятельности в зависимости от особенностей внешней стимуляции: структуры и количества информации, времени заучивания и предъявления ряда стимулов.
Качественный анализ мнемических процессов практически не производился. В результате было сформировано представление о памяти как функции непосредственного запечатления мозгом внешних объектов.
Представители гештальтпсихологии (Левин К., Келер В., Коффка К.,) начали изучение образования субъектом смысловых связей при запоминании. Высказывалось, что организация информации при ее восприятии детерминирует аналогичную структуру следов памяти по принципу изоморфизма, который предложил Левин К. Аспект активности самой памяти не учитывался.
Французская социологическая школа (П. Жане) изучала память как особую исторически возникшую форму деятельности. Жане П. полагал, что память является действием, формирующимся за счет выработанных людьми и усложняющихся приемов вначале внешних, а потом интериоризированных вербальных, направленных на закрепление и следующее воспроизведение прошлого.
Социально-генетический анализ памяти, который предложил Жане П., считал высшую человеческую память действием, «социальной реакцией на отсутствие», которая выполняет прогнозирующую функцию и ориентированную на будущее. Потому памятью признавалась мнемическая деятельность, которая сознательно регулируется субъектом данной деятельности, т. е. память произвольная.
В общем, социально-генетический подход раскрыл социальное опосредование памяти человека, а это оказало влияние на первые концепции памяти в отечественной психологии (Блонский П. П., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Лурия А. Р.)
Более четко представляется этот подход в культурно-исторической теории Выготского Л. С., рассматривавшего поведение современного человека как результат двух разных процессов развития: процесса биологической эволюции животных и процесса исторического развития. Если в филогенезе данные две линии развития самостоятельны, то в онтогенезе они слиты и образуют единый процесс.
Любая высшая функция, к примеру, «культурная память», по Выготскому Л. С., проходит сначала внешнюю стадию собственного развития, потом выступает в плане психологическом, т. е. становится категорией интрапсихической.
Сущность «культурной памяти» в активном запоминании при помощи знаков, роль которых поначалу играет предметный «стимул-объект», а потом словесный стимул.
В онтогенезе осуществляется постепенный переход от «натуральной» стадии памяти к овладению ее культурными формами через «вращивание» (интериоризацию) стимулов-средств.
Дальнейшее изучение памяти в рамках культурно-исторической концепции, которое осуществил Леонтьев А. Н., позволило на основе экспериментальных исследований сформулировать закономерность развития человеческой памяти, которая получила название «параллелограмм развития».
По этой закономерности от младшего дошкольного возраста к среднему школьному возрасту происходит постепенная дивергенция, а от среднего школьного к взрослому – конвергенция показателей продуктивности опосредованного и непосредственного запоминания.
Леонтьев А. Н. полагал, что принцип параллелограмма развития является выражением наиболее общей закономерности: развитие высших форм памяти идет по линии превращения внешнеопосредованного запоминания в запоминание внутреннеопосредованное, т. е. «на высших этапах развития поведения на место биологической памяти становится сложная функциональная система психологических процессов, которая выполняет в условиях социального бытия человека ту же функцию – запоминать».
На концепции культурно-исторического развития высших форм памяти базируются нейропсихологические исследования Лурия А. Р. и его учеников, изучавших нарушения мнемической деятельности при локальных поражениях головного мозга.
Тогда сформулировали новейший методологический подход: память стала предметом исследования, где деятельность – детерминанта ее функционирования и развития.
В дальнейших исследованиях (Зинченко П. И., Смирнов А. А. и пр.) на основе новейшего методологического подхода осуществили структурно-функциональный анализ процессов, которые лежали в основе разнообразных типов запоминания.
Исследователи дают разные определения термину «память», Так, в Толковом словаре Ожегова сказано:
Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта .
Психологический словарь:
Память – процессы когнитивные – процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения .
Психологический словарь:
Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения .
Память – когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.
Существуют разные классификации видов памяти (М. Юзеф): 1) по участию воли в процессе запоминания; 2) по психической активности, которая преобладает в деятельности; 3) по продолжительности сохранения информации; 4) по сути предмета и способа запоминания. При чем запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти .
По характеру участия воли (целевой деятельности) память подразделяют на непроизвольную (запоминание и воспроизведение автоматически, без усилий,) и произвольную (срабатывает, когда есть конкретная задача и для запоминания используются определенные волевые усилия).