Курсовая теория на тему Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Проблема развития познавательной сферы у дошкольников в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Основные виды познавательных процессов у детей дошкольного возраста и их характеристика 8
1.2.1 Развитие речи 8
1.2.2 Сенсорное развитие 9
1.2.3 Развитие мышления 10
1.2.4 Общая характеристика внимания 12
1.2.5 Особенности развития восприятия детей дошкольного возраста 14
1.2.6 Характеристика памяти у дошкольников 15
1.2.7 Роль воображения в развитии познавательных процессов 16
1.3 Условия и факторы, влияющие на развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста. 17
Выводы по первой главе 19
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Методы и критерии оценки развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста 21
2.2. Диагностика и оценка уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста. 22
2.3. Формы работы по развитию познавательной деятельности 28
Выводы по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Введение:
За последнее десятилетия в нашей стране четко наметилась тенденция повышения требований к уровню готовности детей к школьному обуче-нию. При поступлении ребенка в школу оцениваются его познавательные способности, такие как развитость речи, концентрация внимания, общее мышление, сенсорное развитие, восприятие, память и другие.
В первую очередь это связано с наличием единых образовательных Стандартов (далее Стандарт) в соответствии с требованиями Федерально-го закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), независимо от того, где располагается школа, в городе или в сельской местности. Стандарт разработан на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает: «ориентацию на резуль-таты образования как системообразующий компонент Стандарта, где раз-витие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [3,с.4].
От развития познавательных процессов зависит общее становление ребенка в социальной среде и его самооценка. Результаты будущего школьного обучения в большей степени обусловлены решением проблем развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возрас-та.[16, с. 234]. Однако не все дети семилетнего возраста бывают готовы к освоению школьной программы, поэтому проблема повышения уровня познавательных способностей остается актуальной не только для педаго-гов, но и семьи.
Сегодня сформирована целая система ускоренного интеллектуально-го развития ребенка: развивающие занятия в детском саду и специальных центрах, появились новое направление психолого-педагогической литера-туры с интеллектуальными играми и диагностическими методиками для определения способностей дошкольника, а в последние годы ‒ развиваю-щие и диагностические компьютерные игры.
Научные исследования доказали, что, способности человека к раз-личным видам деятельности индивидуальны, отличается уровень их разви-тия и скорость освоения новых навыков. Эта закономерность проявляется и в познавательных способностях. Практический опыт показывает, что ис-ходные предпосылки для развития способностей являются врожденными, но можно стимулировать развитие некоторых из них с помощью специ-альных методов и условий обучения. [5,с.7]
Особые успехи получены в процессе работы с дошкольниками по развитию познавательных способностей. Комплекс специальных методиче-ских приемов позволяет целенаправленно развивать познавательные про-цессы и их свойства. Своевременная диагностика уровня развития компо-нентов познавательного процесса поможет избежать отставания психиче-ского развития, которое может привести к затруднениям в развитии дру-гих сфер психики ребенка, его адаптации в окружающем мире и развитии его личности.
Однако несмотря на развитость современных технологий диагности-ки, оценки и коррекции уровня развития познавательных способностей, приемов работы с отстающими детьми, зачастую мы видим отсутствие применения этих методов на практике. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Таким образом, прямой задачей обучения и воспитания детей стар-шего дошкольного возраста является развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка, а усвоение знаний и навыков происходит лишь по стольку, поскольку они необходимы для развития способностей.
Цель работы: разработать рекомендаций по развитию уровня по-знавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития познавательных способно-стей у дошкольников.
Предмет исследования: особенности познавательных процессов де-тей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме раз-вития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
2. Дать характеристику основным видам познавательных процессов.
3. Определить условия и факторы, влияющие на развитие познава-тельной сферы детей.
4. Выявить критерии и методы, способствующие определению уров-ня познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
5. Проанализировать опыт исследований уровня развития познава-тельных способностей у дошкольников.
Теоретическими исследованиями проблемы развития познаватель-ных процессов детей дошкольного возраста занимались такие исследова-тели как: Выготский Л.С., Донцов Д,А, Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Обу-хова Л.Ф., Запорожец А.В., Пиаже Ж., Венгер Л.А., Белкина В.Н., Блон-ский П.П., Бобошко И.М., Веракса Н.Е., Вергелес Г.И., Щукина Н.Г. и многие другие. [15, с. 29].
Апробация результатов исследований и внедрение результатов осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной деятельности на базе ДОУ ГО Богданович Свердловской области. Результаты исследования до-кладывались на IX Международной студенческой научной конференции Студенческий научный форум — 2017 (Северо-Восточный Федеральный Университет Педагогический Институт).
Заключение:
В настоящее время, несмотря на проводимую в дошкольных образо-вательных организациях работу по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной ор-ганизации, уровень ее развития у детей остается недостаточно высоким. Это вызывает необходимость анализа организации процесса управления развитием познавательной активности у детей старшего дошкольного воз-раста в условиях ДОО, выявления причин ее неэффективности, определе-ния направлений методической работы по совершенствованию деятельно-сти педагогов ДОО в данных вопросах. Важно эффективно и целенаправ-ленно управлять образовательным процессом в ДОО с целью получения качественных положительных результатов развития у дошкольников по-знавательной активности в динамике.
Проблема развития познавательной активности является одной из приоритетных задач в педагогике и психологии. В многочисленных стать-ях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толко-ваниями, уточнениями, точками зрения, а со временем была обозначена как центральная педагогическая проблема.
Познавательная активность — определяется как динамический процесс дидактического взаимодействия обучаемого с объектами познания, направленный на овладение опытом социальной культуры и расширение системы личностных ценностей. На сегодняшний день задача развития по-знавательной активности является особенно актуальной и педагогам необ-ходимо создавать оптимально направленные условия для выявления и раз-вития способностей детей, удовлетворения их интересов и потребностей, развития учебно-познавательной активности и творческой самостоятельно-сти.
Из опытно – экспериментальной работы, проведенной в ДОУ Сверд-ловской области, можно сделать вывод, что без целенаправленной работы развитие познавательной активности происходит медленно, а при органи-зации системы занятий через экспериментирование и при создании опти-мальной предметно- пространственной среды для детей познавательная ак-тивность воспитанников значительно развивается.
В работе были освещены теоретические работы по изучению видов познавательных процессов; определены условия и факторы, влияющие на развитие познавательной сферы детей; выявлены критерии и методы, спо-собствующие определению уровня познавательных способностей у детей дошкольного возраста; проанализирован опыт исследования уровня раз-вития познавательных способностей у дошкольников на базе ДОУ. Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития познавательной сферы у дошкольников в психолого-педагогической литературе
Познавательная сфера представляет собой совокупность психических процессов, обеспечивающих получение информации субъектом о свой-ствах и характеристиках явлений объективного мира, т.е. природной и со-циальной среды. Развитие этих процессов берет начало с самого детства и от их уровня зависит дальнейшее становление человека как личности. По-этому изучению проблем познавательной сферы у детей было посвящено большое количество трудов отечественных авторов.
Например, Выготский Л.С., Тихомиров О.К., Рыжов Б.Н., Донцов Д.А. в своих трудах рассматривали совокупность психических познава-тельных процессов в качестве комплекса, или системы, высших психиче-ских функций (и др.), «совместно осуществляющих» психическую познава-тельную деятельность. По мнению отечественного психолога Б.Н. Рыжова — «психические познавательные процессы выступают в качестве главной структурной функции и формируют систему сознания человека». При этом человек осознает и особым образом воспринимает самого себя в окружа-ющем социуме.
Посредством познания у человека формируются знания об окружа-ющем мире и приобретаются социално-значимые роли в обществе. Д.А. Донцов выработал теорию поступательнопараллельноперекрестного взаи-модействия и «работы» психических познавательных процессов [19, c.95].
В теоретических положениях, выдвинутых Ананьевым Б .Г., Басовым М.Я., Гальпериным С.П., А.Н. Леонтьевым, Л.Ф. Обуховым, С.Л. Рубин-штейном и другими авторами, описаны способы влияния человека на акти-визацию и проявление его сущностных сил, при этом человек является субъектом деятельности и общения.